Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая характеристика возрастных особенностей сотрудников.




Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей

Возможные трудности

При всей своей полезности, новая деятельность, новый подход к взаимодействию с семьей на принципах андрагогики на первых порах (и даже дольше) является в целом для коллектива стрессовым фактором: ведь он должен быть интегрирован, вплетен в контекст всей деятельности детского сада, а на это обыкновенно требуется время для перестройки и адаптации. Преодоление естественного сопротивления, недоверия, нежелания со стороны педагогов, постепенное приобретение авторитета, повышение мотивации участия в экспериментальной работе путем нахождения общих интересов цели эксперимента и целей его участников, личная вовлеченность и многое другое, - все это многотрудный и систематический процесс, который не всегда бывает полностью удовлетворительным, и может потребоваться ювелирность в работе с педагогическим коллективом. Это длительная работа, имеющая отсроченный результат, как, впрочем, любая деятельность, претендующая на изменение установок, изменение поведения. Работа с коллективом обязательно проходит 4 стадии:

1 – подготовка (мотивационная стадия);

2 – осознание (когнитивная стадия);

3 – переоценка (аффективная стадия);

4 – действие (поведенческая стадия).

Как и всякий жизненный неуспех, неудачи в освоении знаний наносят людям серьезную психологическую травму. Учеба должна давать удовлетворение, вносить благотворные перемены в жизнь, облегчать ее. Это в равной степени относится ко всем участникам процесса: взрослым – педагогам, специалистам и родителям.

Другая трудность – некоординированность, разобщенность специалистов ДОУ. Функциональная загруженность создает впечатление чрезмерной нагрузки и, как следствие, мнение приоритетности своей работы. Такая установка – серьезная помеха сотрудничеству и реализации принципа взаимодействия. Ощущение недооцененности, усталости от общения и связанных с этим стрессов, эмоциональной отстраненности, тревоги имеет «двойное гражданство»: с одной стороны истоки этих ощущений лежат в глубинных аспектах личности, с другой – в специфике профессии. Декларация принципа развития и сотрудничества и реализация этого принципа оказываются различными вещами в теории и на практике.

Но включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенствования), развиваются и меняются все участники педагогического процесса: ребенок, педагогический коллектив, сами родители.

Обратимся к данным опроса воспитателей, графически изображены ответы.

Содержание ответов:

1 – ожидание воспитателями более внимательного отношения родителей к проблемам воспитания детей – 82%;

2 – ожидание, что родители станут выполнять советы воспитателей, – 65%;

3 - ожидание материально-хозяйственной помощи от семьи – 47%;

4 – ожидание от родителей дисциплинированного выполнения ими режимных моментов – 31%;

5 – готовность воспитателей узнать об индивидуальных особенностях детей от родителей – 29%;

 
 

6 – нет целей в отношении работы с семьей и родителями – 18%.

График № 1

 

 

Опрос выявил одну из распространенных проблем: можно быть профессионалом в своей области, но не уметь, например, передать свои знания. Другой важный вывод касался необходимости идеологической, философской осмысленности повседневной работы, что поднимало бы её на новый уровень, придавало ей смысл, окрыляло. Поэтому важны консультации для воспитателей и педагогов детского сада (особенно - компенсирующего вида, где проблема сотрудничества и взаимодействия специалистов стоит особенно остро).

Опрос воспитателей велся по следующим вопросам.

1. Сформулируйте и запишите свои личные цели в отношении работы с родителями.

2. Напишите, пожалуйста, какими способами, методами, приемами Вы пользуетесь в повседневной работе с родителями, стараясь улучшить их взаимоотношения с детьми.

3. Какими Вы хотите видеть отношение родителей к себе как к профессионалу? Совпадает ли это с тем, как реально ведут себя родители?

4. Напишите, пожалуйста, чему, на Ваш взгляд могут научиться родители у специалистов?

5. Чему, на Ваш взгляд, педагогический персонал может научиться у родителей? Напишите, пожалуйста.

6. Что, по-вашему, необходимо сделать для того, чтобы семья понимала повседневную жизнь дошкольного учреждения и активнее участвовала в ней?

Обратите внимание на открытую форму вопросов, которая предполагает ответы в свободной форме, что позволяет получить разнообразные варианты, возможно и те, которые не могут быть учтены при составлении готовых вариантов ответов.

Ответы воспитателей.

Сравнительный анализ ответов педагогов вашего коллектива с имеющимися может помочь сделать выводы, которые окажутся важными для дальнейшей работы ДОУ.

1. Сформулируйте и запишите свои личные цели в отношении работы с родителями:

а) привлечь родителей к проблемам воспитания детей в детском саду – 82% ответов;

б) материально-хозяйственная помощь – 47%;

в) правильная организация досуга детей и родителей – 18%;

г) соблюдение всех требований воспитателя, внимание к воспитателю – 12%;

д) нет целей – 18.

2. Напишите, пожалуйста, какими способами, методами, приемами Вы пользуетесь в повседневной работе с родителями, стараясь улучшить их взаимоотношения с детьми:

а) консультации, беседы, собрания, педагогическая литература, наглядные пособия, папки-передвижки – 100%;

б) советую больше времени проводить с ребенком – 100%;

в) направляю на консультацию к психологу – 6%.

3. Какими Вы хотите видеть отношение родителей к себе как к профессионалу? Совпадает ли это с тем, как реально ведут себя родители?

а) уважительное, хорошее; взаимопонимание – 100%;

б) соблюдение режимных моментов – 47%;

в) желание помочь в учебном процессе, преемственность – 18%;

г) как к хорошему педагогу, который может ответить на интересующие вопросы – 6%.

4. Напишите, пожалуйста, чему, на Ваш взгляд могут научиться родители у профессионалов?

а) выдержке, терпению, такту, доброжелательности, гуманному отношению – 100%;

б) правильному подходу к воспитанию, методикам и дидактическим приемам в обучении детей – 65%;

в) знанию психологических, возрастных особенностей детей, требовательности и вниманию к детям – 59%;

г) жить жизнью ребенка – 6%.

5. Чему, на Ваш взгляд, педагогический персонал может научиться у родителей? Напишите, пожалуйста.

а) «у родителей – ничему» – 70%;

б) «индивидуальному подходу к ребенку в семье» – 29%;

в) «у некоторых – профилактике простудных заболеваний» – 6%.

6. Что, по-вашему, необходимо сделать для того, чтобы семья понимала повседневную жизнь дошкольного учреждения и активнее участвовала в ней?

а) родительские собрания, праздники, открытые просмотры, беседы, консультации, обговаривание с родителями результатов работы с детьми – 88% ответов;

б) соблюдение правил, режима детского сада, знание требований сада через наглядную пропаганду; соблюдение родителями советов воспитателей – 65%;

в) участие в жизни сада; доброжелательное отношение к нуждам детского сада; постоянное общение – по 53%;

г) «чтобы каждый родитель один день поработал в саду с полной ответственностью за каждого ребенка» - 6%.

Как видно из ответов, воспитатели невысоко оценивают педагогическую компетентность родителей (вопрос 5). Они практически не ждут конкретной помощи от родителей, слабо представляют, в чем она может выражаться («привлечение родителей к проблемам воспитания детей в детском саду», «материально-хозяйственная помощь»). Собственные цели в отношении работы с родителями расплывчаты (вопрос 1). Свою помощь родителям персонал видит в следующем: советы, собрания, рекомендация литературы и т.д. Воспитатели высоко оценивают собственный профессионализм (вопрос 4), особенно по следующим параметрам:

· терпение, уважение, гуманное отношение к детям, уважение к личности ребенка, знание возрастных особенностей детей (74% ответов);

· правильный подход в воспитании детей, знание дидактических и методических приемов обучения (23%); именно этому воспитатели советуют родителям учиться у них.

Таким образом, взаимодействие родителей и воспитателей сводится к взаимно вежливым, односторонне обучающим, декларативно приветствующих помощь родителей (без четких целей и ожиданий), отношениям между семьей и детским садом.

Еще одна трудность – барьеры непонимания. Есть притча: тонет в местном озере мулла, все сельчане собрались вокруг озера. Кто-то протягивает руку, кто-то веревку, все наперебой кричат: «Дай руку, мулла, дай, мулла!». Мимо проходил мальчик, увидал эту картину, подбежал к озеру и говорит:

- Это очень жадный мулла, этак он у вас утонет, надо кричать «На, мулла!».

Поиск подходов - дело тонкое… В психологии общения известны 4 уровня непонимания:

· фонетический барьер (связан с невнятной, быстрой речью, с речью с акцентом, с использованием несоответствующей смыслу жестикуляции, чрезмерно активной и быстрой жестикуляцией, др.);

· семантический барьер (связан с использованием жаргонов, например, научного или профессионального. Несогласованность представлений о мире из-за уровня образования, профессии, индивидуальных особенностей может приводить к тому, что люди не понимают друг друга: нет ассоциаций, знаний, непонятен культурный контекст говорящего);

· стилистический, или синтаксический барьер (обычно возникает из-за несоответствия словесной формы эмоциональному содержанию);

· логический барьер (неприятие логики и аргументов собеседника).

Информация, действительно грозящая перестройкой представления о мире, встречает сопротивление, которое проявляется обычно в невнимании. Умение вести беседу заключается в способности управлять вниманием собеседника (аудитории) и собственным вниманием. Причем, чем меньше слушающий думает, что его хотят убедить, тем больше он доверяет говорящему. Если доверие к оратору возникает, то слушатель очень хорошо его воспринимает и запоминает его выводы и практически не обращает внимание на ход рассуждений. Если же доверия меньше, то к выводам слушатель относится прохладнее, зато очень внимателен к аргументам и ходу рассуждения. Эти особенности восприятия следует учитывать в работе.

Возможно преодоление барьеров: фонематического - путем четкой дикции и уместной жестикуляции; семантического - знанием аудитории и использованием знакомых ей терминов и понятий, вдумчивым введением новых терминов; стилистического – умением оратора правильно структурировать подаваемую информацию. Следует знать, что лучше всего запоминаются начало и конец беседы, разговора, а не середина сообщения. Само сообщение должно быть организовано, для этого использовать перечисление (во-первых, во-вторых), акценты (сначала о главном, потом о менее существенном, если то, тогда это, и т.п.). Преодоление логического барьера подразумевает знание психологического настроя слушателей: если не очень заинтересованы темой сообщения, то целью оратора является пробудить внимание, и поэтому самый сильный аргумент должен быть приведен в начале сообщения. Для людей с высокой заинтересованностью применяют восходящую систему аргументации (от частного к общему). Для малообразованной и незаинтересованной аудитории – наоборот: нисходящая система аргументации (от общего к частностям).

Любое обучение наиболее эффективно тогда, когда оно правильно организовано. Начать следует с общей оценки того, что имеется, и что предстоит сделать. Сначала нужно спланировать свои действия, затем прорабатывать отдельные детали. Обязательно учить связывать новый материал с тем, что уже хорошо известно обучающимся. Знание лучше передается и усваивается цельными и логически законченными порциями, но никак не бессвязными фрагментами.

Психологическая характеристика возрастных особенностей сотрудников.

Современная практическая психология накопила большой эмпирический материал о возрастных особенностях человека и возможных трудностях того или иного возраста. Наряду с этим есть возможность обсуждать пути решения этих проблем, ориентируясь на социальную и психотерапевтическую современную практику помощи.

Классификаций возрастной периодизации несколько. Эгани Коуэн построила «Схему развития», в которой отражены жизненные циклы человека. Эта схема развития позволяет соотносить содержание задач жизненной стадии и особенности их решения с физическим, паспортным возрастом человека, анализировать конкретное проявление различных чувств как содержание кризиса. Каждая стадия имеет свои кризисы развития, которые разрешаются в зависимости от использования человеком ресурсов. «Ресурсы развития» - содержание, необходимое человеку для решения его жизненных задач развития. Задачи развития человека связаны с выживанием и достижением им счастья.

Воспитатели и специалисты ДОУ, согласно данной возрастной классификации, находятся на следующих стадиях:

30-35 лет – переходный возраст, задачами развития являются жизнь в собственной семье, начало родительской роли, развитие карьеры, выработка стиля жизни, принятие обязательств. Кризис этого этапа проявляется в способности к социальному бытию либо в появлении отчужденности. Ресурсами развития являются знания и навыки планирования семейного бюджета, межличностные отношения и разрешение конфликтов, родительская роль, ролевые ограничения. В 35 лет заканчивается официальный возраст молодости. У некоторых этот возраст совпадает с началом подросткового возраста собственных детей, что создает для взрослых членов семьи особые проблемы, которые часто сказываются на работе. Возраст назван переходным, ибо человеком решается сложная задача осознания своей индивидуальности, которая связана со сменой оценки привязанностей и принятых обязательств.

36-50 лет – зрелость, задачами развития являются смена оценок, привязанностей и принятых обязательств; продолжение родительской роли, переоценка значимости людей. Кризис этого возраста заключается в поиске путей обновления, либо в появлении отстраненности. Ресурсами развития могут стать переоценка и обновление решений, касающихся отношений, работы, стиля жизни; знания и навыки организации широкой помощи. Взрослый человек в период зрелости попадает в ситуацию, когда окружающие склонны воспринимать его как неменяющегося, тогда как он таковым не является. Создается противоречие между самовосприятием и восприятием человека окружающими. Описываются эти переживания как кризис идентичности, проявляющийся в чувстве «отставания от жизни», в потере интереса к жизни, в переживаниях усталости и жизненной скуки. Кризис дает о себе знать несколькими факторами:

- изменения в физиологической активности организма и его соматических свойств; человек испытывает сильное влияние от переживаний, идущих от физиологических изменений в организме;

- резкое изменение социального и психологического пространства жизни человека, связанного с тем, что выросшие дети покидают дом или в доме появляются новые люди (партнеры детей по браку, их родственники); это качественно новая ситуация не только освоения новых социальных ролей, но и нового отношения как к собственной жизни, так и к жизни вообще.

Источник энергии в зрелом возрасте – философски осознанная концепция жизни, в переживании радости от самой жизни и рождается энергия для осуществления жизни. Исследования показывают, что степень и глубина осознания потребности в знаниях зависит от того, насколько активную позицию взрослый человек занимает в той или иной сфере своей жизни.

51 – 65 лет – пожилой возраст, задачами развития являются установление связей вне семьи, снижение роли работы, формирование отношения к бренности существования. Кризис развития заключается в решении задачи: установить конструктивные связи с окружением, либо замкнуться на собственных проблемах. Ресурсами развития в этом возрасте считаются знания и навыки для налаживания коммуникации; учительство и умение дать совет; пора на умственные способности. Итак, чтобы жить, а не выживать, особенно людям пожилого возраста, нужны знания и навыки для налаживания социальной коммуникации, чтобы реализовать те силы жизни, которые они себе чувствуют. Навыки учительства и умение дать дельный жизненный совет являются естественным следствием развития в Я-концепции диалогичности сознания, предполагающей возможность встать на точку зрения другого человека.

Исследования в области психологии труда говорят о том, что возрасте до 30 лет 44% педагогов обращаются к специальной литературе. В 31 – 40 лет интерес к информации психолого-педагогического содержания снижается, и после 40 лет почти исчезает.

Итак, воспитатели, специалисты и сотрудники ДОУ, выполняя функциональные обязанности, одновременно решают возрастные задачи и переживают кризисы развития, которые накладывают отпечаток на восприятие событий, на способ реагирования, то есть на взаимодействие. Одновременно и профессия накладывает специфический отпечаток на психический облик человека. Профессиональная роль, предъявляя к человеку определенные требования, тем самым преобразует весь его облик. Ежедневное, на протяжении многих лет, решение типовых задач совершенствует не только профессионализм, но и формирует шаблоны, привычки, склад мышления и стиль общения. Профессиональные стереотипы развиваются из тех качеств, которые особенно полезны для данной профессии. Если слишком большая доля профессионального поведения строится на таких стереотипных действиях, то это неблагоприятно влияет на работу и общение, на всю личность в целом.

Одна из сторон деформации личности проявляется в возникновении ложного представления о том, что и без новых знаний накопленные стереотипы обеспечивают необходимую скорость, точность и успешность деятельности. Закрепляется излишняя трафаретность в подходах, упрощенность во взглядах на рабочие проблемы. Что приводит к снижению интеллектуального уровня специалиста. На эту грань деформации необходимо обращать особое внимание при повышении квалификации специалистов. Личностное и профессиональное развитие педагога подразумевает стратегию высвобождения внутренних ресурсов, способность решать нравственно-ценностные проблемы. Другая сторона профессиональной деформации проявляется в перенесении профессиональных привычек, полезных в работе, на дружеское и семейное общение.

Характер деформации может определять не только профессия, но и высокое должностное положение. Обладание властью часто приводит к деформации личности, когда отсутствуют действенные обратные связи – общественный контроль, критика. Руководитель. Постоянно отдающий приказания, подвержен опасности возникновения у него чувства собственного превосходства или даже высокомерия, что ослабляет его способность к самокритике, при этом, прежде всего, страдает чувство юмора. Это закрывает пути интеллектуального развития, исчезает простота в отношениях с людьми.

Итак, профессия может существенно изменить характер человека. Вместе с тем, выбор профессии изначально связан с задатками и установками личности. Проблема профессиональной деформации личности, чрезвычайно интересная своей глубиной и противоречивостью (например, в разумных пределах, профессиональная деформация является способом вхождения в профессию), мало представлена в науке, особенно слаба диагностическая база. Наиболее изучен синдром «эмоционального сгорания», присущий профессиям типа «человек – человек», но проблема профессиональной деформации личности не исчерпывается им, на наш взгляд, она имеет духовно-нравственную почву, её истоки - в самосознании личности.

Предлагаем вашему вниманию тест «Индекс жизненной удовлетворенности», разработанный группой американских ученых. Тест был впервые опубликован в 1961 году и адаптирован Н.В.Паниной (1993).

Инструкция. В таблице приведены наиболее часто встречающиеся суждения людей о своем настроении в разные периоды жизни. Прочитайте, пожалуйста, каждое суждение и отметьте, согласны вы с ним или нет. Для этого на каждой строке обведите кружочком цифру, соответствующую подходящему ответу.

Суждение Согласен Не согласен Не знаю
  Многое из того, что случилось в моей жизни, превзошло мои ожидания      
  Жизнь несет мне больше разочарований, чем большинству людей, которых я знаю      
  Сейчас для меня наступили самые мрачные дни      
  Себе я пожелала бы больше счастья в жизни      
  Сейчас я почти так же счастлива, как и в прежние годы      
  Мне приходится заниматься делами, которые по большей части скучны и неинтересны      
  Сейчас я переживаю лучшие годы в моей жизни      
  Я считаю, что в будущем меня ожидают увлекательные дела      
  Как и прежде, я занимаюсь тем, что меня привлекает      
  С годами я ощущаю все большую усталость от жизни      
  Ощущение возраста не беспокоит меня      
  Когда я оглядываюсь на прожитые годы, испытываю чувство удовлетворения      
  Я ничего не стала бы изменять в своей жизни, даже если бы представилась такая возможность      
  Я наделала в своей жизни значительно больше глупостей, чем, чем сверстники      
  Я выгляжу лучше, чем большинство ровесников      
  У меня есть планы, которые я намерена осуществить в ближайшее время      
  Оглядываясь на прожитые годы, могу сказать, что многое упустила в жизни      
  Я чаще, чем другие, нахожусь в подавленном состоянии      
  От жизни я получила довольно много из того, чего я ожидала.      
  Что ни говори, но с возрастом большинству людей жить становится сложнее      
  Сумма баллов, подсчитанная с помощью «ключа»      

Ключ. Ответы на вопросы с номерами 1,5,7,8,9,11,12,13,15,16,19 оцениваются следующим образом: за ответ «согласен» – 2 бала, «не согласен» – 0 баллов, «не знаю» - 1 балл.

Ответы на вопросы с номерами 2,3,4,6,10,14,17,18,20 – оцениваются так: за ответ «согласен» – 0 баллов, «не согласен» – 2 балла, «не знаю» – 1 балл.

Подсчитывается общая сумма баллов по всем вопросам. Полученное значение и будет индексом жизненной удовлетворенности. Чем выше индекс, тем выше степень удовлетворенности человека жизнью. Если суммарный балл превышает 24 – у Вас все в порядке. Если суммарный балл в диапазоне от 20 до 24 – Вам есть о чем подумать и понять причины самочувствия и проблем во взаимоотношениях с окружающими. Если Ваш суммарный балл меньше 20, необходимо активно заняться собой.

Определенная жесткость, твердость (ригидность) реагирования и разрыв между возможностями человека их реализацией рассматриваются как два признака невроза. Невротическое состояние характеризуется внутренним противоречием. Однако, и для творческого начала педагогу необходимо внутреннее противоречие, но только как движущая сила развития. При дефиците удовлетворенности нарушается развитие самосознания, резко снижается уверенность в себе, своих возможностях, уменьшается самоуважение. В результате тормозится процесс саморегуляции, личностного творчества. С неуверенным в себе человеком трудно общаться, он многого боится, его мир заполнен установками, искажающими реальность, в том числе реальность собственного «Я». Уверенный в себе человек выглядит как «энциклопедия сплошных личных достоинств», так как чувство уверенности позволяет ему сгладить недостатки и усилить имеющиеся достоинства.

Методика диагностики уровня невротизации (автор Л.И.Вассерман).

Инструкция. Ознакомьтесь с приведенными ниже суждениями и ситуациями, выбирая ответ «да» или «нет», который запишите напротив номера утверждения.

1. В различных частях своего тела я часто чувствую жжение, покалывание, ощущение мурашек, онемение.

2. Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных сердцебиений.

3. Раз в неделю или чаще я бываю очень взволнованным или возбужденным.

4. Голова у меня болит часто.

5. Два – три раза в неделю по ночам меня мучают кошмары.

6. В последнее время я чувствую себя хуже, чем когда-либо.

7. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

8. У меня бывали периоды, когда из-за волнения терял сон.

9. Обычно работа стоит мне большого напряжения.

10. Иногда я бываю так возбужден, что это мешает мне заснуть.

11. Большую часть времени я испытываю неудовлетворенность жизнью.

12. Меня постоянно что-нибудь тревожит.

13. Я стараюсь реже встречаться со своими знакомыми и друзьями.

14. Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.

15. Мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.

16. Я очень устаю за день.

17. Я верю в будущее.

18. Я часто предаюсь грустным размышлениям.

19. Временами мне кажется, что моя голова работает медленнее, чем обычно.

20. Самая трудная борьба для меня – это борьба с самим собой.

21. Я почти всегда о чем-нибудь или о ком-нибудь тревожусь.

22. У меня мало уверенности в себе.

23. Я часто чувствую неуверенность в себе.

24. Несколько раз в неделю меня беспокоят неприятные ощущения в верхней части живота (под ложечкой).

25. Иногда у меня бывает такое чувство, что передо мной выросло столько трудностей, что одолеть их просто невозможно.

26. Раз в неделю или чаще без видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

27. Временами я изматываю себя тем, что слишком много на себя беру.

28. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

29. Мое зрение ухудшилось в последнее время.

30. В отношениях между людьми чаще всего торжествует несправедливость.

31. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте.

32. Я с удовольствием танцую, когда есть возможность.

33. По возможности я стараюсь избегать большого скопления людей.

34. Мой желудок сильно беспокоит меня.

35. Должен признаться, что временами я волнуюсь из-за пустяков.

36. Часто сам огорчаюсь, что я такой раздражительный и ворчливый.

37. Несколько раз в неделю у меня бывает такое чувство, что должно случиться что-то страшное.

38. Мне кажется, что близкие плохо понимают меня.

39. У меня часто бывают боли в сердце или груди.

40. В гостях я обычно сижу где-нибудь в стороне или разговариваю с кем-нибудь одним.

Обработка данных. Подсчитайте число положительных ответов. Чем выше полученный результат, тем выше уровень невротизации.

Высокий уровень невротизации свидетельствует о выраженной эмоциональной возбудимости, в результате чего появляются негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, раздражительность, растерянность). Высокий уровень говорит о безинициативности, которая формирует переживания, связанные с неудовлетворенностью желаний; об эгоцентрической личностной направленности, что приводит к ипохондрической фиксации на телесных ощущениях и личностных недостатках; о трудностях в общении; о социальной робости и зависимости.

Низкий уровень невротизации свидетельствует об эмоциональной устойчивости, о положительном фоне переживаний (спокойствие, оптимизм), об инициативности, о чувстве собственного достоинства, независимости, социальной смелости, о легкости в общении.

Профессиональное развитие неотделимо от личностного – в основе того и другого лежит принцип саморазвития. Профессиональное развитие – непрерывный процесс самопроектирования личности педагога.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...