Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Тема: Географические указания




Использование географических указаний является важным способом указания источника происхождения товаров и услуг. Одна из целей их использования состоит в содействии торговле путем информирования покупателя о происхождении продуктов. Часто это может подразумевать определенное качество, которое может ожидать покупатель. Географические указания могут быть использованы для промышленных и сельскохозяйственных продуктов. Охрана таких указаний осуществляется на национальном уровне, однако существуют различные международные договоры, которые содействуют охране в ряде стран.

Географические указания в широком смысле включают указания источника, наименования мест происхождения и географические указания (в прямом смысле). Следует указать, что Парижская конвенция не использует в своей терминологии понятие географического указания; скорее она использует термины «указание источника» и «наименование места происхождения» Указание источника означает некоторое выражение или обозначение, используемое для того, чтобы указать, что товар или услуга происходят из страны, региона, определенной местности, где продукция производится. Пример: Сделано в Японии.

Наименование места происхождения означает географическое название страны, региона, определенной местности, которое служит указанием, что товар происходит оттуда, и что его характерные свойства исключительно или в значительной степени обусловлены географической средой, включая природный или человеческий фактор, или оба этих фактора. Пример: шампанское.

В сущности, географическое указание – это уведомление, которое указывает на то, что данный продукт происходит из данного географического района. Наиболее известные примеры географических указаний – это те, которые используются в отношении вин и крепких спиртных напитков. Например, географическое указание “шампанское” используется для указания, что особый вид игристого вина происходит из района Шампань во Франции. Аналогичным образом “коньяк” используется в отношении бренди из французского района, расположенного вокруг города Коньяк. Однако географические указания также используются в отношении продуктов иных, нежели вина и крепкие спиртные напитки, например, кубинский табак или сыр, такой как рокфор. Они могут использоваться и для промышленных товаров, так, например, как “Шеффилд” используется в отношении стали.

Каково различие между географическим указанием и товарным знаком?

Товарный знак – это обозначение, которое отдельный торговец или компания использует для того, чтобы отличить свои собственные товары или услуги от товаров или услуг конкурентов. Географическое указание используется для того, чтобы показать, что определенные продукты имеют определенное региональное происхождение. Географическое указание должно быть доступно для использования всеми производителями в этом районе. Например, “бордо” и “шампанское” могут использоваться всеми виноделами в районе Бордо или Шампани, но только компания “Moёt & Chandon” может назвать "Moёt &Chandon®" товарным знаком для своего шампанского.

В отличие от товарных знаков и патентов, существует большое разнообразие видов охраны, доступных для географических указаний. Они могут охраняться при помощи или законодательства "sui generis" (специального законодательства), или постановлений, то есть, системы, используемой, например, Францией и Португалией. Другая возможность заключается в ведении реестра географических указаний.

Еще одна возможность состоит в том, чтобы положиться на закон о защите от недобросовестной конкуренции или о гражданском правонарушении "passing off" (коммерция под чужим именем), который по существу говорит о недопустимости применения недобросовестной торговой практики. Использование географического указания в отношении продукта, который не происходит из указанного региона, было бы очень хорошим примером недобросовестной торговой практики. Если охрана испрашивается в соответствии с гражданским правонарушением, то нет необходимости соблюдать какиеJлибо формальности, такие как регистрация или постановление; пострадавшая сторона идет в суд и предъявляет иск.

Географические указания также можно защитить путем регистрации коллективных знаков или сертификационных знаков. В отличие от индивидуальных товарных знаков, коллективные знаки принадлежат группе торговцев или производителей. Сертификационный знак, с другой стороны, не принадлежит никому; он регистрируется, исходя из понимания того, что любому лицу, отвечающему установленным требованиям, разрешается использовать этот знак. Например, использование сертификационного знака для сыра Атлет предоставляется только определенным фермерам, соблюдающим правила, которые необходимо соблюдать для получения разрешения на использование.

Итак, существует целый ряд различных способов, с помощью которых можно получить охрану для географических указаний в зависимости от национального законодательства, и существуют различные способы, с помощью которых охрана может быть распространена в международном масштабе.

Можно ли получить всемирную охрану? Что же, теоретически можно, но практически это очень трудно. Патенты и товарные знаки имеют хорошо установленные процедуры по заявкам, а вот с географическими указаниями ситуация совершенно другая, и это связано с разнообразием имеющихся систем охраны. Если местная система не предусматривает регистрацию географического указания или предоставление права на использование наименования места происхождения, тогда существует опасность столкнуться с проблемами. Обычно можно провести различие между двумя ситуациями, одна – двусторонняя, другая – многосторонняя. В двустороннем аспекте одна страна заключает соглашение с другой страной о взаимной охране их географических указаний. Следующий этап заключается в обмене перечнем определенных географических указаний, после чего охрана предоставляется на взаимной основе. Например, если бы Франция заключила двустороннее соглашение с Испанией, Франция направила бы свой перечень географических указаний Испании, а Испания – свой перечень Франции, после чего географические указания каждой из этих стран охранялись бы другой страной.

Это относится к любым двум странам, заключившим соглашение, однако не все страны имеют такие двусторонние соглашения. Конечно, существуют и многосторонние соглашения, и ВОИС выполняет административные функции одного из них, а именно, Лиссабонского соглашения об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации.

Наименования мест происхождения являются специфическими видами географического указания. Географическое указание представляет собой уведомление, в котором указывается, что данный продукт происходит из конкретного района. Например, выражение “сделано в Швейцарии” является географическим указанием: покупатель знает, что продукт происходит оттуда. Наименование места происхождения является более точным географическим указанием, которое определяет, что тот или иной продукт имеет определенные особенности, и что эти особенности определяются главным образом или исключительно местом его происхождения. Основная идея заключается в том, что определенные продукты обязаны своими особыми свойствами месту их происхождения. Это является общим признаком сельскохозяйственных продуктов, таких как сыр рокфор. Люди, которые изготавливают сыр рокфор, говорят, что он имеет такой вкус, так как дозревает в пещерах области Рокфор. И только потому, что он дозревает в этом особом месте, он в конце концов приобретает тот вкус, которым знаменит. Если бы вы использовали тот же самый способ изготовления сыра в других пещерах, то сыр имел бы другой вкус и не был бы рокфором. То же самое применимо к естественным условиям, влияющим на выращивание винограда, таким как климат, почва и т. п.

По существу наименование места происхождения является географическим указанием, которое заявляет, что качество продуктов, в отношении которых оно используется, обусловлено главным образом или исключительно районом производства.

Итак, давайте вернемся к нашему первоначальному примеру с шампанским и определим, что это: наименование места происхождения или географическое указание? И то, и другое. Однако географическое указание является более широким термином. Говоря иначе, все наименования мест происхождения являются географическими указаниями, но не все географические указания являются наименованиями мест происхождения.

Еще одним понятием, используемым в Парижской конвенции, является указание источника, которое следует отличать от наименования места происхождения. Первое есть просто указание на географический регион, где произведен товар. Тогда как наименование места происхождения требует связи между товаром и местностью его производства.

Системы международной охраны. На самом деле их несколько, включая очень общую, предусмотренную Парижской конвенцией, в которой указано, что географические указания должны охраняться от любого неразрешенного использования, которое вводит в заблуждение. Для наименований мест происхождения существует специальное соглашение, административные функции которого выполняет ВОИС, известное как Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации. Это международное соглашение предусматривает систему международной регистрации для охраны наименований мест происхождения. Страна, которая применяет национальную систему для охраны наименований мест происхождения, может подать заявку на международную регистрацию данного наименования места происхождения, которое затем доводится до сведения других стран – участниц Соглашения. Это Соглашение функционирует очень хорошо, однако вследствие ограниченного числа государств, имеющих национальные системы наименований мест происхождения, географический охват Соглашения ограничивается 20 государствами, являющими его участниками.

В настоящее время существует другое международное соглашение, Соглашение ТРИПС, которое является неотъемлемой частью системы ВТО. Это Соглашение требует, чтобы все государства-члены Всемирной торговой организации охраняли географические указания, если их несанкционированное использование может ввести в заблуждение или составить акт недобросовестной конкуренции.

Соглашение ТРИПС предоставляет несколько более высокий уровень охраны географическим указаниям в случае вин и крепких спиртных напитков, поскольку географические указания для таких продуктов необходимо охранять даже в отсутствие признаков введения в заблуждение или недобросовестной конкуренции.

Тем не менее, в этой более широкой охране имеются некоторые исключения в отношении географических указаний, которые использовались длительное время или используются добросовестно.

Законодательные тексты:

• Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации

• Соглашение ТРИПС

• Парижская конвенция по охране промышленной собственности

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.