Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Практическое использование метода социометрии для изучения отношений в малой группе (на примере 8-го класса общеобразовательной школы)




 

Социометрия как практический метод социологии и социальной психологии широко используется при изучении отношений в школьных классах.

Поэтому в качестве демонстрации использования социометрии для изучения отношений в малой группе я избрала пример исследования, проведенного в 8-м классе средней школы № 27 г.Иркутска.

Данный класс насчитывает 25 учащихся, из них 10 мальчиков и 15 девочек.

Я поставила учащимся вопросы.

Причем учащиеся не были ограничены количеством выборов, т.е. я использовала непараметрическую социометрию.

В результате обработки полученных данных я получила социометрическую матрицу

На основе этой матрицы (по выше указанным формулам) можно вычислить индивидуальные индексы социометрического статуса учащихся (они представлены в нижней строке матрицы), индексы экспансивности (представлены в последней колонке матрицы).

Социоматрица

Фамилия Имя

Кого выбирают

   
  Кто выбирает 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 + - å Экс-ть  
1 Романов Сергей   +   -                   -   +           +       3 2 5 0,04  
2 Иванов Андрей +     -                     -       -     +     + 3 3 6 0  
3 Золотарев Женя   +       +               -           -           2 2 4 0  
4 Сухарев Сергей -   +   - +   + +                                 4 2 6 0,08  
5 Гвоздев Дима     -                       - -       +   +       2 3 5 -0,04  
6 Грицких Кирилл   +   +                           -   +       - - 3 3 6 0  
7 Коновалова Марина       +       + +       -   -     - -   +         4 4 8 0  
8 Лучникова Анна             +   +                 -               2 1 3 0,04  
9 Демкина Света             + +               -     -       -     2 3 5 -0,04  
10 Кузнецова Света +   + +         +     +         -             -   5 2 7 0,13  
11 Карасев Дина                               -   + +           - 2 2 4 0  
12 Чайкина Ася       - -         +     +             +   +       4 2 6 0,08  
13 Михайлова Оля                 +     +   -   -   -               2 3 5 -0,04  
14 Петров Руслан           +                 + -                   2 1 3 0,04  
15 Костюков Алексей -                               +                 1 1 2 0  
16 Дудина Оксана                       +           - -             1 2 3 -0,04  
17 Комаров Антон   +     -                                 +       2 1 3 0,04  
18 Потапова Олеся                     +               +     +       3 0 3 0,13  
19 Шалагина Илона                                   +               1 0 1 0,04  
20 Леонова Саша   +     -                 -               +       2 2 4 0  
21 Федорова Яна                                     +             1 0 1 0,04  
22 Горюнов Александр   +     -                 -           + +         3 2 5 0,04  
23 Минакова Оксана                               -   +             - 1 2 3 -0,04  
24 Клочкова Ольга   -                                 -   +       + 2 2 4 0  
25 Клопина Елена                 +         - -   -             +   2 3 5 -0,04  

 

 

Социограмма

 

 


Вывод

 

На основе полученных данных можно назвать членов группы, занимающих позиции лидеров по признаку симпатий - антипатий (Горюнов Александр, Демкина Светлана, Иванов Андрей) и членов группы, которые отвергаются классом (Петров Руслан, Гвоздев Дима, Дудина Оксана).

Лидерами группы по параметру “экспансивность” являются Кузнецова Света, Потапова Олеся, Сухарев Сергей, Чайкина Ася. Наиболее низкий индекс экспансивности у Гвоздева Димы, Деминой Светы, Михайловой Оли, Дудиной Оксаны, Минаковой Оксаны, Клопиной Елены.

Групповой индекс сплоченности для данного класса равен 0,04, индекс конфликтности равен 0,003, индекс экспансивности равен 0,44.

В классе выделяются несколько подгрупп с той или иной степенью сплоченности:

1. Романов, Иванов, Леонова, Горюнов;

2. Коновалова, Лучникова, Демкина;

3. Кузнецова, Чайкина, Михайлова;

4. Карасев, Потапова, Шалагина;

5. Сухарев, Грицких;

6. Клочкова, Клопина.

Популярность тех или иных учеников в классе объясняется рядом обстоятельств. Так, “Звезды” умеют устанавливать контакт с одноклассниками. “Популярные” часто общительны, хорошо учатся. Они понимают и оценивают состояние своих товарищей по классу, помогая им, входят в их положение.

В отдельных же случаях среди школьников популярными оказываются ученики с сомнительным поведением и личностными качествами, не отвечающими высоким нормам морали.

Причин непопулярности также может быть немало. В одних случаях - это безразличие к собственной учебе и успеваемости своих одноклассников. В других - бездеятельность, пренебрежительное отношение к мнению своих товарищей, бездеятельность, вялость, что отталкивает от них большинство учащихся.

Выявление характера межличностных отношений в классе рекомендуется проводить два - три раза в год, что позволяет определить эффективность проводимой классным руководителем воспитательной работы и корректировать ее в дальнейшем.

 


Список используемой литературы

1.Методы психологической диагностики. - М., 1993 Методики социально-психологической диагностики личности и группы. - М., 1990

.Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1 / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. - М.: Наука, 1990

.Смелзер Н. Социология, - М., 1994.

.Современная западная социология: Словарь. - М.: Политиздат, 1990.

.Социальная психология: история, теория, эмпирические исследования / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Изд-во Лен-го ун-та, - Ленинград, 1979.

.Социальная психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ А.В.Петровский, В.В.Абраменкова, М.Е.Зеленова и др.; Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1987.

.Социология., Учебное пособие / А.Н.Елсуков, Е.М.Бабосов, А.Н.Данилов и др. Под ред. А.Н.Елсукова - Мн.: НТООО “ТетраСистемс”, 1998.

.Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988.

.Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991.

.Экспериментальная психология., Вып. 1 и 2. Пер. с франц. / Ред.-сост. Поль Фресс, Жан Пиаже. / Предисл. и общ. ред. А.Н.Леонтьева. - М.: Изд-во Прогресс, 1966.

.Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М.

. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.И.Абраменко, А.А.Алексеев, В.В.Богословский и др.; Под ред. А.И.Щербакова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990.

 


Приложения

 

Приложение 1

 

Социометрическая карточка

Инструкция: Дорогие ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы в карточке. В столбце «Выборы» укажите номера ваших одноклассников. Напишите внизу листа свою фамилию и имя. Отвечать нужно искренне и точно. Гарантируем неразглашение ваших ответов.

Критерии

Выборы

1. “С кем из учеников своего класса я предпочитаю учиться вместе?        
2. “С кем из учеников своего класса я не хотел(а) бы учиться вместе?        

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...