Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алтарник-экскурсовод




В детстве я читал трогательную " Повесть о рыжей девочке" Лидии Будогоской. Как эта рыжая девочка, Ева Кюн из маленького провинциального города Сарапула - сбегала от своего деспота-отца на пароходе, идущем по Каме. И как её потом ссадили на отмели...

И вот вчера мой друг Дмитрий Русин рассказал, что эта отмель, и посёлок при нём, который упоминается в повести - ни что иное, как Набережные Челны! И причалила Ева Кюн где-то в том районе, где сейчас Таубэ-мечеть, что на улице Центральной.

Дмитрий был актёром любительского театра, и играл того самого отца Евы Кюн в спектакле по повести Л. Будогоской. То, что Ева приплыла в Челны - Дмитрий обнаружил сам, внимательно изучив текст повести и упоминаемые там объекты. На самом деле, он уже много чего обнаружил, мой дорогой Дмитрий Сергеевич, поэт Дима, актёр Дима... но теперь уже давно: алтарник при церкви, руководитель пресс-центра одного из приходов, и главное: настоящий краевед-исследователь родного города и окрестностей.

Недавно он провёл свою первую экскурсию по Челнам для учащихся воскресных школ, 3, 5 часа, автобусную. И он показывал им такие Челны, которые, я уверен в этом, более никто бы не смог показать. Он показал, например, то место, где читал свою проповедь воспитанник оптинского старца Амвросия, а затем - один из ближайших учеников Иоанна Кронштадсткого, дядя генерала Алексеева, сыгравшего важную роль в отречении Николая II - епископ Михей Алексеев. Дима не только показал это место, но и зачитал саму проповедь...

Он рассказал, к примеру, что ещё в 1670-1680 здесь было дикое поле и совершали набеги кочевники. Придут поселенцы (земли-то хорошие), обоснуются, а на них - и налетят невесть откуда взявшиеся " печенеги" на конях! Челны - как место действия " вестерна", или скорее " эстерна"...

Рассказывал про какой-то источник и часовенку, которую на дрова разобрали, и как он потом разговаривал с тем мужиком, который эти дрова развозил...

Про сражавшийся на Каме за Белых экипаж британского военного корабля. Они прибыли на Дальний Восток. А потом - разобрали корабль, переделали в вагон, и по рельсам пригнали сюда. Есть дневник какого-то британского офицера, тогда лейтенантика, об их боях. Дима был в той деревне, где они стояли, видел дыру в церкви, куда попал снаряд Красных, стрелявших по британцам...

Рассказывал про мельника, которого чекиста захотели расстрелять, но искали тогда-ещё повод, чтобы кто-то на него показания дал, но местные говорили о нём только хорошее, да и мельницу свою тот тотчас же сдал государству. Наконец, последнего, отказавшегося свидетельствовать: " Ага, покрываешь! Становись к стенке! Обоих расстреляем". Взвели курок, приклады, ну тот и испугался... " Да, да, всё расскажу, враг - мельник... ", ну мельника и расстреляли одного, а этот, второй человек - не выдержал, и через месяц умер от тоски...

Но более всего Дима занимается сейчас розыском и реабилитацией жертв политических репрессий, в основном, деятелей церкви. Он посетил уже множество архивов, Казани, Москвы. Кое-что удалось. Иногда - ему попросту отвечали грубо. Сейчас архивы по таким делам наглухо закрывают. Он работает вместе с наследниками, ему удалось найти 15 новых фамилий, в документах, которые успела сфотографировать дочка одного из репрессированных священников ещё в начале 1990-х, когда документы более менее открывали.

Много папок, из тех, к которым получил доступ, отсмотрел сам, до боли в глазах. " Видно, как работала машина, вот по этим документам... сначала так грубо, - показывает руками, как рвутся бумажки в клочья, резкими рывками, - грубо и хаотично, неизвестно было, куда направится следующая волна, то тут, то там, людей хватали, но иногда и отменяли постановления, иногда - можно было проскочить! А потом: это просто превратилось в такой каток, номенклатурно-бюрократический, уже отдельных историй, людей не существовало, списки и списки, и никаких разночтений, клочьев вот этих...

И интересно то, что все эти изыскания, работы в архивах разных городов, поездки по деревням - Дима делает в рамках подготовки своего студенческого дипломного проекта (он - заочник Казанской Духовной семинарии). Я тут, конечно, не могу не думать о дипломниках журфака и сопоставлять мысленно.

" Камаз", - говорит, - несколько подмял историю города под себя, создав у людей ложное ощущение, что до него у Челнов и истории не было... А ведь ещё Иоанн Кронштадский, проплывая мимо, сказал: " А Челны-то - совсем городом смотрят! "...

Ещё до прихода в церковь в качестве деятельного помощника, когда Дима был просто поэтом, они с товарищем (другим моим ближайшим другом, Анатолием Ухандеевым) задумывали поэтический путеводитель по Челнам. И даже написали такие стихи, причём про те места. о которых туристы мало знают (в этом году я узнал о похожей идее, реализованной в Лиссабоне), но книжка тогда не вышла.

Чуть позже эта же компания сочинила движение " Туган power", пытавшееся методами искусства создать свою мифологию челнинского пространства, используя реальные объекты города, фото и видеоматериалы, воспоминания горожан... Я даже привозил их в тот год на свой малоформатный фестиваль " Фестех". Всё это, и фестиваль, и " Туган power" - погибло, оставшись увлечением одиночек, не получив поддержки, и не институционализировавшись во что-то серьёзное. Может и мы сами в этом виноваты.

- Ну, тогда нам приходилось много придумывать, - говорит Дима, - а теперь, после нескольких лет работы и изучения материалов, я знаю, что и придумывать ничего не надо. В истории города есть потрясающие, никому не известные страницы.

Дима рассказал мне гораздо больше, чем я тут вам... но экскурсии его пока видели лишь подростки воскресных школ, а многие другие данные - будут пока что лишь спрятаны в дипломе. Но он хочет. явно хочет: и книгу создать, и экскурсии водить для обычных людей (если получит благословение церковного начальства своего), и хочет выйти на администрацию города (" я не хочу больше андеграунда, хочу, чтобы это все увидели" ), вот хочет той самой институционализации проекта, которой мы тогда не добились, ибо не умели или не хотели её добиваться.

Когда Дима ушёл из театра, многие это восприняли со скрытым сожалением, но вот уже несколько лет я вижу, что в данном конкретном случае - Церковь не только не погасила его творческие способности, его восторг перед многообразием жизни, его пытливость, но наоборот укрепила, развила в нём эти качества, сделала ещё к тому же настоящим исследователем, и вот значит: на своём месте человек! И семья есть, жена, дочка, и никакой замкнутости от мира! И стихи по-прежнему пишет, и сказки. Значит, на своём месте алтарник Дима. Вот и слава Богу!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...