Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации. По психологическому сопровождению целевых групп. В медицинском учреждении в условиях пандемии covid-19. Общие замечания




РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ЦЕЛЕВЫХ ГРУПП

В МЕДИЦИНСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

 

(составлены под редакцией главного внештатного специалиста по медицинской психологии Минздрава России, президента Российского психологического общества, декана факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, академика РАО, доктора психологических наук Ю. П. Зинченко)

 

Рекомендации адресованы штатным и привлекаемым профессиональным психологам медицинских учреждений, внештатным психологам-волонтерам, осуществляющих свою деятельность на базе медицинских учреждений, работающих с пациентами с COVID-19, а также психологам, работающим в колл-центрах психологической помощи населению.

Цель рекомендаций - поддержка психологического благополучия и адаптационного потенциала населения в условиях пандемии COVID-19.

Рекомендации предназначены для работы со следующими целевыми группами:

 

1. Персонал медицинских учреждений

1. 1 Руководители и административно-управленческий персонал

1. 2 Врачи (штатные и прикомандированные)

1. 3 Средний медицинский персонал (штатный и прикомандированный)

1. 4 Обслуживающие и технический персонал

 

2. Пациенты с COVID-19, родственники и близкие пациентов с COVID-19, а также родственники и близкие врачей

2. 1 Пациенты - дети

2. 2 Пожилые пациенты

2. 3 Пациенты - иностранные граждане

2. 4 Пациенты - врачи с диагнозом COVID-19

2. 5 Родственники и близкие врачей, работающих вахтовым методом

2. 6 Родственники и близкие умерших пациентов

 

Общие замечания

 

Стресс и его негативные последствия пронизывают все аспекты жизни современного человека. Существует закономерная взаимосвязь между наличием напряженных или затрудняющих жизнедеятельность обстоятельств (стрессогенных ситуаций) и срывами в работе базовых адаптационных механизмов, приводящих к развитию соматических заболеваний стрессовой этиологии. Сбои в работе регуляторных механизмов, ведущих к стойким нарушениям физического здоровья и дееспособности профессионалов, требуют специального психологического сопровождения. При этом на первый план выдвигается решение проблем, связанных со степенью адекватности актуализируемых человеком психологических ресурсов в стрессовой ситуации или стрессоустойчивостью.

Под стрессоустойчивостью принято понимать сложную, системную характеристику человека, отражающую его способность осуществлять успешную деятельность в затрудненных условиях без отягчающих последствий для физического и психического здоровья). Стрессоустойчивость определяет " меру индивидуальной подверженности стрессу" - т. е. склонность испытывать стресс без проявления негативных стрессовых реакций.

Поскольку психологический стресс - это динамичный процесс, отражающий логическую последовательность этапов мобилизации человеком адаптационных ресурсов, привлекаемых для преодоления возникших затруднений или экстраординарных обстоятельств. Она объективно проявляется в сохранении высокой работоспособности под действием интенсивных нагрузок, стабильностью физиологических и психологических показателей, сохранением продуктивных межличностных отношений и др.

Однако в ситуации с пандемией COVID-19, даже у здоровых людей продолжительное воздействие негативных факторов профессиональной и социальной среды приводит к снижению стрессоустойчивости - проявлениям острых и хронических стрессовых реакций, а также риску ошибочных действий и сбоев в профессиональной и повседневной деятельности.

Поэтому в ситуации с COVID-19 крайне важно во время диагностировать снижение адаптационного потенциала у всех целевых групп медицинских учреждений. Обобщенные психологические характеристики классов стрессовых состояний проявляются в виде комплексов субъективных переживаний.

К основным негативным проявлениям (переживаниям) состояний острого стресса относятся:

- ощущения физиологического дискомфорта (головокружение, шум/боли в голове, усиление сердцебиений, нарушения ритма дыхания, испарина, жажда, тошнота, повышенный тремор конечностей и др. );

- повышенная эмоциональная напряженность (постоянное возбуждение, нервозность, беспокойство, взвинченность, внутренняя скованность, острые эмоциональные реакции гнева, страха, тревоги, паники и др. );

- сбои когнитивного функционирования (повышенная рассеянность, трудности переключить внимание, повышенная забывчивость, путаница в мыслях, затрудненность процесса принятия решении и др. );

- трудности в общении (затруднения при включении в общий разговор, " потеря" словарного запаса, непонимание смысла обращений, повышенная экспрессивность речи, создание конфликтогенных ситуаций);

- дезорганизация поведения (рост мышечного напряжения, скованность движений, напряженность позы, отсутствие естественной мимики, неупорядоченность двигательной активности, неточность/хаотичность движений, распад моторных автоматизмов, возникновение " нелепых" ошибок и пр. ).

К основным негативным проявлениям состояний хронического стресса относятся:

- устойчивая тревожность (постоянное беспокойство о будущем, предчувствие неудач, приступы волнения по пустякам, неуверенность в правильности принятия решений и др. );

- агрессивность (непредсказуемые вспышки гнева, озлобленность, грубость в речи и поведении, беспричинная раздражительность, фиксация на объектах, постоянно вызывающих неприязнь и т. п. );

- депрессивность (приступы грусти, тоски и печали, хандра, ощущение безнадежности существования, утрата переживаний " радости жизни" и др. );

- астенизация (непреходящее чувство усталости, устойчивой снижение работоспособности, деконцентрация внимания, провалы в памяти, потеря мотивации к активной деятельности);

- психосоматические реакции (мигрени, иррадиирующие боли в области сердца, приступы головокружения, ипохондрические реакции, постоянное предчувствие " болезни" );

- расстройства сна (нарушения нормального цикла " сон - бодрствование, бессонница, поверхностный сон, приступы сонливости днем, кошмары или отсутствие сновидений).

Наличие этих признаков указывает на истощение адаптационных ресурсов человека и требует психологических интервенций разной направленности:

I. Организационно-психологические интервенции, направленные на поддержание работоспособности, профессиональной мотивации и надежности деятельности персонала медицинских учреждений

II. Психологическая поддержка и помощь, направленная на оптимизацию психологического состояния пациентов и их родственников.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...