Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комплекс упражнений по обучению монологической речи




Монологическое высказывание-это особое и сложное умение, которое необходимо специально формировать. Монолог предполагает планируемость и программирование не только высказывания отдельного характера или предложения, но и всего сообщения. При этом объем и характер информации, а также выбор языковых средств определяется самим говорящим. Методика формирования монологических навыков у учащихся включает три этапа. Задачей первого этапа является обучение учащихся объединению речевых образцов фразового уровня в сверхфразовые единства. Примерами могут служить условно-речевые продуктивные упражнения на присоединение, объединение (однотипных и разнотипных образцов речи).

На втором этапе ученики самостоятельно создают монологическое высказывание на сверхфразовом уровне (микромонологи). В упражнениях этой группы речь учеников не определяется учителем, а направляется и мотивируется коммуникативным заданием. Обучение монологической речи на этом этапе осуществляется при помощи различных опор: невербальных (изображения, видео), вербальных (подстановочные таблицы, высказывание-образец (в звуковой или зрительной форме)) и частично-вербальных (структурно-речевые и логико-синтаксические схемы, ключевые слова).

Третий этап предполагает обучение школьников создавать монологические высказывания на текстовом уровне, выражая свое мнение и критическое отношение, доказывая правильность своего суждения. Упражнения, используемые на данном этапе, являются продуктивными коммуникативными и включают коммуникативное задание, которое дает учитель, и высказывание самого ученика. Коммуникативное задание мотивирует высказывание учащегося, побуждает его к участию в речевой деятельности и определяет объем высказывания.

В целом всё обучение монологической речи должно быть направленно на овладение умением логически раскрыть мысль, выделить главное и сделать вывод. Успешному развитию навыков монологической речи способствуют задания, которые носят творческий, индивидуальный характер, требующие высказываний учащихся в контексте коммуникативной или условно-коммуникативной ситуации. Основная трудность для говорящего заключается в определении объекта высказывания и последовательности изложения.

Устная монологическая речь имеет свою структуру, которая характеризуется:

- более точным отражением нормы языка;

- целенаправленностью сообщения;

- законченностью;

- непрерывностью и развернутостью;

- отсутствием полемичности и дискуссионности;

- меньшей аффективностью.

Далее представлен комплекс упражнений коммуникативного характера для развития монологической речи учащихся в 8 классе (тема «Travelling and Transport»). Для каждого из упражнений предусмотрено подготовительное задание (warming-up), позволяющее стимулировать учащихся к иноязычному общению.

Примеры упражнений:

1. Choose one city from the map that you would like to go. Describe this city and explain the class why do you want to go there. Use the key words from the table.

Предполагаемое высказывание: монолог-описание.

2. Speak about England. Prove your partner that England occupies the largest part of Great Britain and is a densely populated part of the UK.

Предполагаемое высказывание: монолог-убеждение.

3. Speak about Scotland. Tell your classmates about its population, regions, the Border county and the Highlands. Make your speech according to the sentences given below.

Plan: 1. The total population of Scotland is…

2. Scotland falls into three main regions…

3. The main theme of the famous Border Ballads is…

4. The highest point of the famous Highlands is…

Предполагаемое высказывание: монолог-сообщение.

4. Choose the city of Great Britain you like. Prove that it is the best city to visit.

Предполагаемое высказывание: монолог-убеждение.

5. Your friend wants to visit Central Africa. Tell him about the disadvantages of travelling there, about dangers, illnesses, dry climate, lack of comfort. Try to persuade him not to go there.

Предполагаемое высказывание: монолог-убеждение.

6. A new pupil has come to your school. He knows nothing about your city. Tell him about places of interest, streets, squares, museums of your city. Give him brief information how to get there, what kind of transports to use.

Предполагаемое высказывание: монолог-описание.

7. Imagine you are in a big city in a foreign country. You have lost your passport and your money. Give the ideas for contacting home, getting money, finding somewhere to stay, finding food, getting back home. Use the expressions: From my point of view… In my opinion… To my mind… It’s worth… It would be a good idea… There is no point in…

Предполагаемое высказывание: монолог-рассуждение.

8. Imagine that you have been travelling for a few weeks. Speak about your experience. Tell the friends what you liked, what you didn’t like during your travel, how you feel after the journey, what is your general impression?

Предполагаемое высказывание: монолог-повествование.

9. Guess what town is described in the paragraph below and give more information about it. Persuade your partner that it is the most beautiful city in England.

Предполагаемое высказывание: монолог-убеждение.

В систему вошли продуктивные коммуникативные упражнения первого и второго уровня, цель которых развитие умений построения трех типов монологического высказывания: описания, повествования и рассуждения (убеждения).

При подготовительной работе учащимся над текстом могут быть предложены следующие виды заданий:

- дать оценку сюжета прочитанного;

- охарактеризовать какое-либо событие или персонаж из прочитанного;

- высказать свое мнение по поводу имевшего место события, поступка;

- прокомментировать событие, поступок.

Такие виды заданий дают учащимся возможность более тщательно поработать с текстом самостоятельно и в то же время выразить свои мысли по поводу прочитанного, обозначить свою точку зрения по тем или иным вопросам, запрашиваемым в тексте. Рассказ не должен являться идентичным пересказу прочитанного текста. Поэтому целесообразно давать задания по рассказам, требующим изменения формы прочитанного. Для того чтобы придать языковой форме живость, необходимо затренировать клише обращения: I say; This is what I’ll tell you; This is what I’m going to tell you; You can’t imagine, but…. Для выполнения же упражнений, в которых не подготовлены ни форма, ни содержание, учащимся необходимо приложить больше усилий. Эти упражнения целесообразно выполнять на дальнейших этапах работы с текстом, после того как проведена тщательная работа с текстом. Упражнения, в которых не подготовлены ни форма, ни содержание, можно отнести к творческим. В работе над ними учащиеся учатся выражать свое мнение, производить критический анализ прочитанного, описывать ситуацию с различных сторон. Все это требует от учащихся больших усилий, в работу активно включается воображение, мышление, а развитие мышления на иностранном языке – непременное условие овладения умением как говорить, так и понимать речь.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящей курсовой работе был рассмотрен процесс говорения с точки зрения его основных аспектов, механизмов и компонентов, требования, предъявляемые к обучению монологическому высказыванию. Целью данной курсовой работы являлось изучение коммуникативной методики обучения монологической речи средней ступени обучения английского языка с учетом характерных черт монологического высказывания, определение ее теоретических и практических основ.

В ходе написания курсовой, был рассмотрен коммуникативный подход к обучению монологической речи, а также изучены особенности монолога.

Таким образом, для эффективного развития умений монологической речи следует соблюдать строгую последовательность методических действий, необходимых и достаточных для успешного овладения данным видом речевой деятельности. Знание психолого-педагогических особенностей учащихся позволяет организовать учебные занятия таким образом, чтобы процесс обучения способствовал повышению мотивации и познавательной активности учащихся.

 


 

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Алхазишвили А.А. Психология устной речи на иностранном языке.- М.,1988г. – С.13.

2. Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. – М.,1988. – С.72-96.

3. Бубнова О.Н. Обучение монологической речи на уроках немецкого языка//Иностранные языки в школе. – 2009. - №2. – С.23.

4. Будько А.Ф. Путь к цели: методическое пособие. – М., 2003.

5. Гальскова Н.Д., Гез И.И. Теория обучения иностранным языкам. М.: Академия, 2006. – C.170.

6. Калинина С.В. Концепция обучения монологическому высказыванию//Иностранные языки в школе. – 1991.

7. Кудревич М.А. Учебно-методическое пособие по развитию навыков устной речи. – М.,1990.

8. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск:Высшая школа, 2001. – С.42.

9. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М., 1988. – С.63.

10. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. – М., 1989. – С.176.

11. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Москва:Просвещение., 1991. – C.3.

12. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М: Просвещение, 2002.

13. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002. -

14. Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения: Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский): 3-11 классы. – Мн.,2014. – С. 74.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...