Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раунд перекрестных вопросов

Виды дебатов

Мы обычно занимаемся так называемыми дебатами по формату Карла Поппера (о них и пойдет речь), студенты - парламентскими дебата­ми.

Правила дебатов по формату Карла Поппера

В состав каждой команды входит три человека. Ко­манды были сформированы по желанию учащих­ся, хотя члены команды могут назначаться и мною. Каждый член команды называется спикером. Таким образом, в игре участвуют три спикера утверждающей команды (У1 - первый спикер, У2 - второй спикер, У3 -третий спикер) и три спикера отрицающей команды (О1-первый спикер, О2 - второй спикер, О3 - третий спи­кер).

Роли спикеров и правила проведения игры строго регламентированы

Перед началом игры мы обязательно вспоминаем принципы игры:

1. уважение необходимо;

2. честность обязательна;

Проигравших нет.

В школьных дебатах любая проблема рассматрива­ется с двух точек зрения: утверждения и отрицания. Например, в10 классе после изучения темы «Топливно-энергетический комплекс мира» на уроке обобщающего повторения учащиеся дискутировали на тему «Атомная энергия - наилучший источник энергии». Утверждающая коман­да доказывала этот тезис, а отрицающая команда - противоположный, что «атомная энергия – не самый наилучший источник энергии» т.к. атомная энергия несет угрозу здоровью людей.

Далее дети доказывали свои тезисы. Для этого они выдвигали ар­гументы в поддержку своей точки зрения и контраргу­менты на высказывания противников.

Игра проходила в течение 3-х раундов:

І раунд

Обязанности спикеров

У1

*представляет утверждающую команду;

*представляет тему, обосновы­вает ее актуальность;

*дает определение понятиям, входящим в тему;

*представляет точку зрения ут­верждающей команды;

*обосновывает аспекты рас­смотрения данной темы;

*представляет аргументы ут­верждающей стороны, которые ко­манда будет доказывать в ходе игры;

*переходит к доказательству выдвинутых аргументов (по возмож­ности);

*заканчивает четкой формули­ровкой общей линии утверждающей команды;

*задает перекрестные вопросы О2.

О1

*представляет отрицающую команду;

*отрицает тему (тезис, заяв­ленный утверждающей стороной), формулирует тезис отрицания;

*принимает определения, представленные утверждающей стороной;

*представляет позицию отри­цающей стороны;

*принимает аспекты утвержда­ющей стороны или представляет другие аспекты;

*представляет кейс отрицаю­щей стороны (стратегию отрицания, т.е. аргументы отрицающей сторо­ны, которые команда будет доказы­вать в ходе игры);

*опровергает аргументы утвер­ждающей стороны, выдвинутые У1;

*заканчивает четкой формули­ровкой общей линии утверждающей команды;

*задает перекрестные вопросы У2.

Дебаты начинаются с выступления команды утверждения, которая приводит веские аргументы в пользу использования атомной энергии: оптимальное использование природных ресурсов, которых становится все меньше, меньший по сравнению с тепло- и гидроэлектростанциями риск аварий, экономическая эффективность, сокращение расходов на доставку топлива.

Атомная энергетика России удовлетворяет потребности национальной и международной политики, решает проблему глобального потепления климата, не осуществляя выбросы парниковых газов. Атомные энергоисточники позволяют создавать эффективные виды транспорта, работающие долгое время без дозаправки.

Цивилизация идет по пути научно-технического прогресса, который становится определяющим фактором ее развития. И одним из главных направлений и факторов этого развития становится атомная энергетика. Новейшие альтернативные и космические энергоисточники, на которые человечество уповало еще 20-30 лет назад, оказались недостижимы для масштабного использования в ближайшие десятилетия, тогда как топливные ресурсы Земли будут существенно исчерпаны. Мы не должны оставаться в стороне, когда многие ведущие организации и правительства мира поворачиваются лицом к атомной энергетике.

Цель перекрестных вопросов

l - внести ясность в аргументы оппонентов;

l - вынудить оппонента ответить выгодно для вас;

l - выявить изъяны в кейсе оппонентов;

Цель задающих вопросы: принизить значение аргументов другой стороны, а также прояснить или уточнить детали;

Задача спикера – ответить на вопросы, не вступая в дискуссию и не переходя «на личности».

Раунд перекрестных вопросов

Отрицающая сторона попыталась своими вопросами поставить под сомнение оптимизм команды утверждения: «Исчерпаемы не только углеводородные ресурсы, но и уран. Где Вы возьмете топливо для АЭС?» Но этот вопрос не застал врасплох: внедряя реакторы на быстрых нейтронах, мы обеспечим себя ядерным горючим на полторы тысячи лет.

Следующий вопрос команда отрицания: « Вы говорите, что вероятность аварий на АЭС ниже, чем на ТЭС или ГЭС, но ведь и последствия аварии на АЭС, как мы видим на примере Чернобыля, могут быть гораздо тяжелее».

Ответ команда утверждения: « После аварии на Чернобыльской АЭС были приняты значительные усилия, чтобы исключить аварии такого масштаба. К тому же нужно помнить, что «плановые» выбросы ТЭС постоянно наносят ущерб окружающей среде».

Был подставлено под сомнение и утверждение команды утверждения об экономичности атомной энергетики: сроки ее окупаемости очень велики из-за высоких капитальных затрат, строительство АЭС занимает 10-15 лет, затем после эксплуатации в течение 30 лет происходит ее остановка и требуются значительные затраты на снятие ее с эксплуатации и утилизацию оборудования.

Команда отрицающей стороны привела ряд аргументов, что атомная энергетика не самый лучший источник энергии. Атомная энергия несет угрозу здоровью людей. Они привели пример бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. У многих пострадавших людей были обнаружены раковые заболевания, вызванные облучением. Имеются сведения, что подобные заболевания часто встречаются и у работников атомных станций и их детей. У проживающих долгое время вблизи атомных станций детей наблюдаются генетические мутации и болезни легких, у проживающих около ядерных объектов людей чаще рождаются дети, имеющие уродства.

В ответ на вопрос команды утверждения: «Что вы можете предложить в качестве альтернативы атомным электростанциям?» ребята ответили: «Запустить альтернативные источники, в частности, использующие энергию солнца и ветра. В дальнейшем необходимо развивать термоядерную энергетику как реальную альтернативу энергетике атомной».

Вот примерно так ребята дискутировали в течение трех раундов.

У2

*восстанавливает точку зрения утверждающей стороны;

*приводит новые доказатель­ства;

*повторяет важные аспекты предыдущих доказательств;

*подробно развивает утверж­дающую позицию и утверждающий кейс;

*опровергает отрицающий кейс;

*не приводит новых аргумен­тов

*заканчивает четкой формули­ровкой общей линии утверждающей команды;

*отвечает на перекрестные вопросы О1.

О2

*восстанавливает отрицаю­щую позицию;

*подробно развивает отрицаю­щую позицию, обосновывая отрица­ющий кейс;

*продолжает опровергать утверждающую позицию;

*приводит новые доказательства;

*не приводит новых аргументов;

*заканчивает четкой формули­ровкой общей линии отрицающей команды;

*отвечает на перекрестные вопросы У1.

У3

*еще раз акцентирует узловые моменты дебатов;

*следует структуре утверждаю­щего кейса;

*возвращается к аспектам, выдвинутым У1, и объясняет, как они подтверждают позицию утверждающей команды;

*выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе;

*сравнивает утверждающие аргументы с отрицающими и объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны;

*не приводит новых аргументов;

*завершает линию утверждения;

*задает вопросы О1.

ОЗ

*еще раз акцентирует узловые моменты;

*следует структуре отрицаю­щего кейса;

*возвращается к аспектам, выдвинутым О1, и объясняет, как они подтверждают позицию отрица­ния;

*выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе;

*сравнивает отрицающие аргу­менты с утверждающими и объясня­ет, почему аргументы отрицания бо­лее убедительны;

*завершает линию отрицания;

*не приводит новых аргумен­тов;

*задает вопросы У1. (См. схему 1).

Победителя игры определяет су­дья (учитель соответствующего цикла).

Подводя итоги дебатов, судьи отдали заслуженную победу команде утверждения. В вопросах атомной энергетики команда отрицания была заведомо менее информированной, чем команда утверждения. Хотя обе команды не смогли в полной мере ни отстоять, ни опровергнуть основной тезис. Все свелось к обсуждению достоинств и недостатков атомной энергетики. Команда отрицания, безусловно, могла бы легко победить в этой схватке, т.к. имела более широкое содержательное поле для маневра в отличие от команды утверждения, зажатой необходимостью отстаивать лишь идею развития атомной энергетики.

В заключение своего выступления я хотела бы еще раз обратить внимание на плюсы данной педтехнологии:

*глубокое и всестороннее рассмотрение вопроса при подготовке к дебатам;

*развитие умения анализировать и сопоставлять различные идеи и события, делать обоснованные выво­ды, выстраивать цепочку доказательств;

*развитие способности концентрироваться на сути проблемы;

*развитие процессуальных навыков: умение из­влекать и обрабатывать информацию, пользоваться библиотекой, конспектировать тексты и др.;

*овладение навыками культуры дискуссии: умение слышать доводы оппонентов, корректно использовать язык невербального общения (мимика, жесты, интона­ция);

*развитие умения четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;

*обучение терпимости к различным точкам зре­ния, отличным от собственных.

 

Уважаемые коллеги, попробуйте сами провести урок по технологии «Дебаты». Я с удовольствием поделюсь опытом.

Желаю успехов!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...