Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сказание о стоицизме




 

Несколько лет назад моя дочка Поппи, которой было тогда четыре года, попросила меня рассказать ей сказку. Поскольку я не был в этом силен, то рассказал ей первое, что пришло на ум, – «Мифы Древней Эллады», сказания о героях и философах. Одним из ее любимых героев был греческий военачальник Ксенофонт. Как‑ то поздно вечером, еще в пору своей молодости, брел он по узкой улочке в районе Афинского рынка. Вдруг таинственный незнакомец, облик которого скрывала ночная мгла, преградил ему путь деревянным посохом. Затем откуда‑ то из темноты донесся голос: «Не знаешь ли ты, куда нужно пойти, чтобы что‑ нибудь купить? » Ксенофонт ответил, что они находятся как раз рядом с торговой площадью, лучшим в мире рынком: «Там вы можете купить все, что душе угодно: украшения, пищу, одежду и т. д. ». Незнакомец не сразу ответил. Помолчав, он спросил: «А куда тогда нужно пойти, чтобы узнать, как стать хорошим человеком? » Ксенофонт был ошеломлен этим вопросом и не знал, что сказать. У него не было ответа. Тогда таинственный незнакомец положил на землю свой посох, вышел из тени и представился юноше Сократом. Он сказал, что они вместе должны выяснить, как стать хорошим человеком, потому что это намного важнее, чем знать, где купить какую‑ нибудь вещь. И так Ксенофонт пошел за Сократом и стал одним из его ближайших друзей и последователей.

Я сказал Поппи, что большинство людей верят, что в жизни существует много хороших вещей – вкусная пища, одежда, дома, деньги и т. д. А также – много плохих, но, по мнению Сократа, все это ложь. Он пытался найти всего одну хорошую вещь и не знал, где она сокрыта – внутри нас или снаружи. Может, это что‑ то вроде мудрости или мужества. Поппи задумалась на минуту, а затем, к моему удивлению, замотала головой и сказала: «Все не так, папочка! » И это вызвало у меня невольную улыбку. Затем она добавила: «Расскажи мне опять эту историю», потому что хотела еще немного поразмышлять над ней. Она спросила меня, как Сократ обрел мудрость, и я рассказал ей его секрет: он задавал множество вопросов о самых важных вещах в жизни и затем внимательно выслушивал ответы. И так я продолжал рассказывать ей истории, а она – задавать вопросы. Насколько я понял, эти маленькие истории о Сократе не просто учили ее чему‑ то. Они поощряли мою дочь самостоятельно думать и постигать смысл слова «мудрожитие».

Однажды Поппи попросила меня записать все истории, которые я рассказывал. Они получились более длинными и подробными, и я снова зачитал их ей. Некоторыми поделился в Интернете в своем блоге. Рассказывая и обсуждая с ней эти истории, я пришел к выводу, что во многих аспектах это был лучший подход к изучению философии как образа жизни, что позволило нам пересмотреть пример, поданный знаменитыми философами и поставить под сомнение предлагаемые ими ролевые модели. Я подумал, что книга, учившая законам стоиков через жизненные истории о практикующих их античных философах, может оказаться полезной не только для моей малышки, но и для других людей тоже.

Затем я задался вопросом о том, кто лучше всего подходил на ролевую модель стоика, о ком можно рассказывать истории, которые возродят философию к жизни и дадут ей второе дыхание. Ответ был очевиден – Марк Аврелий. О жизни большинства античных философов мы знаем довольно мало, но Марк был римским императором, поэтому о его жизни и личности до наших дней дошло гораздо больше сведений. Один из немногих сохранившихся стоических текстов содержит личные письма самому себе о духовных практиках, известные сегодня как «Размышления». Марк начинает эту книгу главой, написанной в стиле, в корне отличающемся от остальных глав – в ней приведен список добродетелей, черт характера, которыми он восхищался и которыми обладали его близкие и учителя. Таких людей в его жизни было около шестнадцати. Кажется, он также верил, что лучший способ начать изучать стоическую философию – это перенимать пример добродетели, подаваемый живыми людьми. Мне кажется, жизнь Марка Аврелия можно рассматривать как пример Стоицизма, подобно тому как он рассматривал жизнь собственных учителей‑ стоиков.

Все последующие главы основаны на внимательном чтении истории. Хотя я черпал сведения из большого количества источников, главным образом мы узнаем о жизни и личности Марка Аврелия из римских исторических хроник Кассия Диона, Геродиана и «Жизнеописаний Августов», а также благодаря его же «Размышлениям». Порой я добавлял незначительные подробности или отрывки диалогов, чтобы оживить свое повествование. Но в целом, мне кажется, я довольно правдиво, исходя из доступных свидетельств, отразил события жизни Марка Аврелия.

Заключительная глава книги написана в совершенно другом стиле, очень напоминающим медитацию с ведущим. Она тесно связана с идеями, представленными в «Размышлениях» Марка Аврелия, несмотря на то что я перефразировал его высказывания и сделал их длиннее с тем умыслом, чтобы заставить работать воображение и тем самым дать возможность получить более сложный духовный опыт. Я также позаимствовал несколько высказываний и идей у других авторов‑ стоиков, придал своему рассказу форму монолога или фантазии – мне казалось, это удачный способ передать стоическую философию, чьи представители размышляли о смерти и применяли практику «взгляда на сущее сверху».

Вся книга посвящена тому, как Марк Аврелий обрел стоическую силу ума и в конечном счете достиг глубокого удовлетворения от жизни. Вы увидите, что во многих местах я объединил Стоицизм с элементами КПТ, и это выглядит довольно органично, поскольку КПТ черпала свои идеи в Стоицизме и оба учения разделяют фундаментальные взгляды на мир. Вы заметите, что я также упоминаю современные терапевтические идеи, например «когнитивное дистанцирование», то есть способность отделять свои мысли от внешней реальности, и «функциональный анализ», который заключается в оценке последствий различных вариантов действий. КПТ является краткосрочной терапией и направлена на решение таких психологических проблем, как тревога и депрессия. Все знают, насколько важна профилактика заболеваний. Техники и методы КПТ также применяются для тренировки стрессоустойчивости, чтобы снизить риск развития серьезных эмоциональных проблем в будущем. Но я лично считаю, что сочетание КПТ с философией стоиков может принести еще большую пользу в качестве долгосрочной профилактической меры. Когда мы примем этот подход как философию жизни, мы получим возможность стать еще более стрессоустойчивыми, нравственно целостными и закаленными. В сущности, именно об этом моя книга.

Стоики могут научить вас тому, как обрести цель в жизни, не сломиться перед лицом беды, справиться с гневом, умерить свои желания, находить здоровые источники радости, терпеливо и достойно переносить боль и болезни, проявлять мужество в ситуациях, вызывающих у вас тревогу, справляться с потерями и, возможно, даже невозмутимо встретить смерть, как это сделал Сократ. В период своего правления Марк Аврелий столкнулся с колоссальными задачами. «Размышления» позволяют проникнуть в его душу и увидеть, как он справлялся с жизненными трудностями. Я хотел бы, чтобы вы отнеслись серьезно к чтению этой книги и попытались поставить себя на место Марка Аврелия, чтобы посмотреть на жизнь его глазами, через призму его философии. Давайте вместе проследим его путь преображения в истинного стоика с помощью ежедневных упражнений. Пока человек не согнулся под ударами судьбы, он может выстоять, а также решить повседневные проблемы, применяя мудрость стоиков. Но такие изменения происходят не сразу. Недостаточно просто прочитать книгу. Необходимо принять твердое решение и постепенно воплощать эти идеи в жизнь. Вот что Марк писал самому себе:

 

Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть хороший человек, пора и стать им[7][8].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...