Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация и основные этапы проведения управленческого анализа




Классификация видов экономического анализа

Основная цель экономического анализа – ускорение социально-экономического развития нашей страны на основе развертывания научно-технического прогресса и быстрейшего внедрения его достижений, роста производительности труда, рационального и экономического использования технических, материальных и финансовых ресурсов, выявления и реализации других факторов интенсификации народного хозяйства, повышения эффективности системы управления общественным производством на всех его уровнях.

От полноты и целенаправленности применения всех видов анализа в управлении во многом зависит и эффективность самого управления.

Чтобы обеспечить наиболее полное и эффективное использование экономического анализа, необходимо хорошо знать задачи отдельных его видов, их содержание и особенности.

Основными признаками наиболее рациональной классификации видов экономического анализа (хозяйственной деятельности) являются: виды систем управления хозяйственной деятельностью или общественным производством, в которых анализ играет роль одной из ведущих управленческих функций; объекты управления, служащие и объектами анализа как функции управления; взаимосвязанные объекты управления хозяйственной деятельностью; уровни и масштабы управления хозяйственной деятельностью.

В соответствии с первым признаком, в содержании которого преобладают циклы управления или отрезки времени совершения хозяйственных процессов, различают анализ:

– оперативный (в оперативной или краткосрочной системе управления);

– текущий (в текущей или среднесрочной системе управления);

– перспективный (в перспективной или долгосрочной системе управления).

По объектам управления, выражающим содержание или характер управляемых процессов, анализ делится на: функциональный (анализ функций потребительных стоимостей или функций продуктов конкретного труда); технический (инженерный) анализ натурально-веществен­ных процессов деятельности по созданию потребительных стоимостей с определенными функциями; экономический (анализ экономических про­цессов или абстрактного труда); социальный (анализ социальных процессов); экологический (анализ экологических процессов).

По взаимосвязанным объектам управления хозяйственной деятельностью анализ делится на следующие виды:

функционально-экономический (или функционально-стоимостный); технико-экономический; социально-экономический; экономико-эколо­гический.

По уровню и масштабам управления анализ делится на:

внутрихозяйственный (работы обьединения, предприятия, цехов, участков и бригад);

отраслевой (анализ работы отрасли в целом); межотраслевой (анализ работы предприятий и объединений разных отраслей, находящихся на территории данного района. Он иногда называется региональным или территориальным);

народнохозяйственный (анализ работы народного хозяйства в целом).

Кроме того, анализ хозяйственной деятельности может подразделяться и по другим признакам, в частности:

1) по преимущественному применению того или иного метода и его целям:

сравнительный межзаводской (межхозяйственный) с целью выявления и использования в основном внешних резервов;

корреляционно-регрессионный, применяемый для выяснения тесноты связи между факторами и результативными показателями в условиях стохастических причинно-следственных связей;

2) по обеспечению выполнения целевых программ социально-эко­номического развития – программно-целевой анализ.

 

организация и основные этапы проведения управленческого анализа

Методологические принципы управленческого анализа и уровни его проведения.

В основе управленческого анализа деятельности предприятия должны лежать следующие общеметодологические принципы:
- системный подход, в соответствии с которым предприятие рассматривается как сложная система, действующая в среде открытых систем и состоящая в свою очередь из ряда подсистем;
- принцип комплексного анализа всех составляющих подсистем, элементов предприятия;
- динамический принцип и принцип сравнительного анализа: анализ всех показателей в динамике, а также в сравнении с аналогичными показателями конкурирующих фирм;
- принцип учета специфики предприятия (отраслевой и региональной).
В соответствии с выделенными принципами управленческий анализ деятельности предприятия осуществляется по уровням принятия управленческих решений и разработки стратегии. Ранее было выделено три уровня принятия управленческих решений и соответственно три уровня анализа: корпоративный, конкурентный (деловой, или бизнес-уровень) и функциональный. Сложность проведения анализа заключается в том, что управленческие решения этих уровней тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют иерархическую структуру.
Следует отметить, что в любой экономической системе все тесно взаимосвязано и сложно выделить непересекающиеся блоки для анализа. В данном случае выделение уровней принятия управленческих решений является важным методическим шагом, позволяющим структурировать задачи анализа, четко определив круг задач, подлежащих решению на каждом уровне управления. Скажем, принимаемые в функциональной службе (финансовом отделе) решения по управлению финансовыми потоками, безусловно, затрагивают корпоративный уровень и уровень бизнес-единиц, однако анализ управления финансами может быть отнесен к функциональным блокам именно в силу того, что существует (или должна существовать) соответствующая служба. Точно так же маркетинговые, инновационные решения, решения, касающиеся управления персоналом, затрагивают все уровни принятия решений, однако рассматриваются в функциональном блоке, поскольку ими занимаются функциональные службы.
Выделение уровня отдельных видов деятельности (бизнес-единиц) существенно усложняет задачу управленческого анализа, так как такой уровень принятия управленческих решений наименее развит или наименее формализован на российских предприятиях. Однако при таком подходе появляется возможность делегировать полномочия в крупных диверсифицированных фирмах, определять права и ответственность в сфере управления отдельными продуктами предприятия.

 

Методы управленческого анализа.

Выделяют следующие методы управленческого анализа:
- ситуационный анализ;
- портфельный анализ;
- кабинетные исследования: работа с бухгалтерскими документами, статистической и другой внутрифирменной информацией;
- наблюдения и опросы работников предприятия по специальным методикам (диагностические интервью);
- «мозговой штурм», конференции и другие методы коллективной работы;
- экспертные оценки;
- математические методы — анализ трендов, факторный анализ, расчет средних показателей, специальных коэффициентов и т. д.
Методы работы с количественной информацией более очевидны и традиционны в отличие от методов сбора и анализа качественной информации. Основными методами получения качественной информации являются беседы с руководителями и специалистами предприятия, экспертами, анкетные опросы работников предприятия, а также различные методы групповой работы, которые позволяют выработать согласованные взгляды и позиции по обсуждаемым проблемам.
Исследователи отмечают, что информация, получаемая при анкетном опросе или диагностическом интервью работников предприятия, находится под сильным воздействием внутриорганизаци-онной среды. Поэтому эта информация:
- содержит некоторые мифы, стереотипные суждения насчет проблем организации;
- часто бывает субъективной, отражающей интересы и мнения одних подразделений. В силу этого она может противоречить и противостоять информации, исходящей из других подразделений. При этом руководители подразделений, как правило, хорошо видят трудности, порождаемые другими, смежными подразделениями (обеспечивается взгляд со стороны). Противоречивость информации определяется как положением специалиста в системе управления предприятием (взгляд со своего уровня), так и отсутствием навыков осмысления собственной деятельности (саморефлексии).
Под проблемой обычно понимается несоответствие состояния управляемого объекта целям, поставленным руководителем (управляющим субъектом). Другое определение: проблема есть противоречие в организации, требующее его управленческого решения. Однако среди руководителей предприятий довольно распространено использование понятия «проблема» как синонима трудности, препятствия, нехватки чего-либо. Правильная постановка проблемы предприятия во многом определяет успешность ее разрешения. Для того чтобы избежать опасности подмены проблемы в ходе анализа внутренней информации, необходимо дополнить такой анализ результатами наблюдения за управленческой деятельностью и анализом процесса принятия управленческих решений. Именно поэтому для проведения управленческого анализа привлекаются консультанты. Привлечение консультантов дает предприятию:
- новизну информации о состоянии организации. Консультанты обеспечивают руководство предприятия информацией, которую оно иначе просто не может получить;
- выход на основную проблему, решение которой снимет другие проблемы или снизит их остроту.
Типичным примером подмены проблемы является ситуация со сбытом. Проблема в этом случае определяется так: «Мет сбыта. У покупателей нет денег». Об этом говорят как российские предприятия легкой промышленности, так и производители сложной техники — станков, оборудования и другой продукции. Однако это явно не проблема предприятия. Появление денег у потребителей не приведет автоматически к покупке продукции именно данного предприятия, так как по большинству товаров на рынке у потребителей есть возможность выбора. Потребитель будет выбирать, сравнивая, например, одежду, обувь российских производителей с иностранной продукцией. В этой ситуации за потребителей надо бороться, а для этого необходимо развивать маркетинг, постепенно менять ориентацию предприятия с производства на потребности рынка. Именно в противоречии между рыночной внешней средой и внутренней производственной ориентацией и заключается главная проблема большинства российских предприятий. Но проблемы могут возникать не только в отношениях с изменившейся внешней средой, но и внутри организации: недостаточная мотивация работников предприятия, отсутствие системы управленческого учета и т. д. А. Пригожий выделяет три типа проблем предприятий.
- Сущностные проблемы предприятий, которые нельзя решить, можно лишь снизить их остроту в конкретных ситуациях и избегать их обострения. К таким проблемам относится противоречие между стабильностью и развитием предприятия. Успешное выполнение текущих задач требует устойчивости и стабильности организации (это цели системы), но изменяющиеся внешние условия требуют перемен: в целях, структуре управления, методах работы на рынке, мотивации персонала. Здоровый консерватизм предприятия противостоит потребности в развитии, которое нарушает стабильность и равновесие внутри организации. К сущностным проблемам относится также проблема департаментализации. Суть ее заключается в иерархичности построения предприятия, в необходимости деления общей цели предприятия на более частные цели, а тех, в свою очередь, — на локальные цели и подцели. В этих условиях каждое подразделение предприятия склонно преувеличивать значение своей подцели. Кроме того, оно по-своему трактует смысл заданной цели, накладывая на нее личный и групповой интерес. Такие противоречия между целями подразделений по горизонтали и по вертикали с общими целями предприятия привычны и неизбежны.
- Социокультурные проблемы в отличие от сущностных проблем имеют место на предприятиях не всегда. Их наличие зависит от определенного типа деловой и организационной культуры. Скажем, советским руководителям была чужда ориентация на клиентов, у них преобладал центристский стиль руководства: начальник старается все контролировать, не любит делегировать полномочия. На Западе руководящий состав занят стратегией предприятия, в России такая работа ведется редко и неумело. Социокультурные проблемы предприятия могут быть решены через обучение персонала, развитие деловой и организационной культуры; однако это требует времени.
- Ситуационные проблемы могут появиться из-за ошибок конкретных менеджеров, из-за особого стечения обстоятельств. Такие проблемы всегда конкретны: они есть на одном предприятии, но отсутствуют на другом. Это, например, отсутствие взаимопонимания между руководителями двух подразделений. Ситуационные проблемы могут быть очень сложными, хотя и вполне решаемыми.
Грамотное определение проблем облегчает принятие как тактических, так и стратегических управленческих решений.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...