Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что является источником счастья?




Текст 47

СЧАСТЬЕ

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Дополните текст собственными размышлениями о том, что есть счастье.

Материалы для размышления.

Счастье воспринимать мир

Иван Бунин

ВЕЧЕР

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

 

***

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет — Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я всё — вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав —
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным коленям припав.

 

Мудрые мысли.

Эпиктет

Есть только один путь к счастью: преодолеть беспокойство о том, что мы не в силах изменить.

Пифагор

Позитивное мышление — найти счастье там, где его нет.

Всегда верьте, что что-то прекрасное скоро произойдет.

Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем.

Ф. Ницше

Когда ты будешь ценить то, что у тебя есть, а не жить в поиске идеалов, тогда ты по настоящему станешь счастливым.

Л. Н. Толстой

Счастье охотнее заходит в тот дом, где всегда царит хорошее настроение.

Э. Асадов

Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек…
Кто умеет в буднях быть счастливым-
Тот и впрямь счастливый человек!…

 

Бертольд Брехт
Каждый гонится за счастьем, не замечая, что счастье ходит за ними по пятам.

Алексей Иванов

Время, деньги… Счастлив тот, кто не считает ни то, ни другое.

 

3. Литературные аргументы:

  1. В романе Пушкина «Евгений Онегин» у главного героя есть всё для жизни. Богатство, образование, положение в обществе и возможность реализовать любые свои мечты. Но он скучает. Его ничто не задевает, ничто не радует. Он не умеет ценить простые вещи: дружбу, искренность, любовь. Я думаю, именно поэтому он несчастлив.

 

  1. Главная героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» - Наташа Ростова – человек с оптимистичным взглядом на мир. Она умеет радоваться каждому дню, солнцу, встрече с новыми людьми. Наташа счастлива сама и дарит надежду на счастье окружающим. Встреча Андрея Болконского с этой жизнерадостной девушкой способствует его духовному обновлению. Переживая тяжелый душевный кризис, он заражается Наташиным оптимизмом и сам обретает надежду на счастливое будущее.
  2. В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» читаем, как семеро крестьян отправляются на поиски счастливого человека и в результате встречаются с Гришей Добросклоновым, счастье которого – в верности долгу и чистой совести. По-своему счастливы и такие герои поэмы, как Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрёна Тимофеевна. Всё зависит от того, какую «формулу счастья» применять. Счастливый человек на Руси, по мнению Некрасова, - тот, кто твёрдо знает, что надо «жить для счастья убого и тёмного родного уголка».
  3. Каким должно быть будущее, чтобы человек чувствовал себя счастливым, чтобы осуществил свои надежды, реализовал идеалы? Один из возможных ответов дал в романе «Что делать?» Н.Г. Чернышевский. Земной рай представлялся автору в виде хрустального дворца, в котором люди всё делают вместе. Они единая, неделимая маса, всегда счастливая, довольная жизнью.
  4. В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Маргарита добивается своего, все ее страдания вознаграждаются. Воланд выполняет свою часть сделки, и Мастер остается с ней навеки. Он успокаивается и забывает о своем романе, о своих душевных порывах и муках, об обидах, причиненных ему различными издательствами и критиками. Молодая женщина счастлива, ведь ее возлюбленный теперь полностью принадлежит ей, а она - ему. Маргарита все делает для того, чтобы ее возлюбленный был счастлив. И это ей в немалой степени мере удается. Мастер, после стольких бурь и разочарований, наконец-то находит утешение и покой с любимой женщиной.
  5. Счастье каждый понимает по-разному. Например, герой рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» осознает себя «счастливым» потому, что не попал в карцер, получил лишнюю тарелку супа, не заболел, но главное то, что он радуется честному труду. Писатель восхищается терпением, трудолюбием русского человека, который верит в Бога и надеется на его помощь.

7. Грин А. Алые паруса. Как стать счастливым, каждый человек решает по-своему. Грин предлагает свой рецепт счастья. В чём он, на ваш взгляд? Есть на свете не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное, нужное слово. Мы должны думать о других, потому что это приносит счастье и радость самому себе и окружающим.

8. Чехов А.П. Крыжовник.

«Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину,- и все обстоит благополучно».

«Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел, который был доволен своею судьбой, самим собой».

«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда- болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

9. Короленко В.Г. Парадокс.   Главный герой, калека от рождения, пишет на белом листке: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Он считает «главными основными чертами закона жизни - добро и счастье», а «общий закон жизни есть стремление к счастью».

10. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. Можно сделать вывод, что вопрос понимания счастья затрагивался в разных литературных произведениях.

 

Примеры ответов.

А. Каждый из нас мечтает быть счастливым, вкладывает в это понятие свой смысл. Для кого-то оно заключается в здоровье, у других это высокий доход и наличие материальных ценностей. Быть счастливым может каждый человек, стоит только замечать свое счастье. Порой жалобы на жизнь можно услышать от человека, у которого на первый взгляд есть все, но его переполняет злоба и зависть по отношению к другим людям. Мы перестали радоваться простому и находить счастье в обычных вещах, не относящихся к материальным благам.

В стихотворении Эдуарда Асадова «Что такое счастье?» мы знакомимся с мнением поэта о проблеме счастья в нашей жизни. Для одних это страсть, увлечения, яркие эмоции, острые ощущения. Кто-то находит его в хорошей зарплате и власти над подчиненными. Для третьих счастье заключается в заботе и внимании окружающих, их участии, а кому-то важна любовь и вечная верность друг другу. Эдуард Аркадьевич по мере своих размышлений приходит к выводу, с которым нельзя не согласиться: для каждого человека существует свое понимание счастья. Все зависит от него самого: взгляда на мир, мыслей, убеждений и мечтаний.

В одноименном романе А. С. Пушкина у главного героя, Евгения Онегина, есть все необходимое для счастливой беззаботной жизни. Он молод, богат, занимает высокое место в обществе, образован и может воплотить любое свое желание. Однако проблема Онегина в том, что он не умеет ничего ценить, не понимает своего счастья. Чем бы он не занимался, его одолевает скука, ничто не вызывает переживаний и ярких эмоций. Евгений отверг Татьяну, которая искренне и открыто призналась в своих чувствах. Онегин не научился дорожить тем, что имеет. Он лишился дружбы и любви, бесцельно прожив свой век и не видя счастья и радости.

Счастье является главным желанием каждого из нас, мы стремимся к нему всю жизнь. В постоянном стремлении мы упускаем наше каждодневное счастье, доступное нам без особых усилий: обнять близкого человека, посвятить время любимому делу, прочитать интересную книгу, увидеть красивый пейзаж, построить планы на выходные. Маленькие радости окружают нас постоянно, важно замечать и научиться их ценить.

 

Б. Что может сделать человека по-настоящему счастливым? Этими вопросами задавались и задаются до сих пор, наверное, все люди на земле.

Человек – существо очень противоречивое, требовательное, постоянно что-то ищущее. Понятие счастья у всех разное: для кого-то это самореализация, слава, деньги, успех, власть; для кого-то здоровье, любовь, помощь ближнему, радость от каждого прожитого дня. Нередко люди делают что-то в своей жизни, сами не понимая, приносит ли это им радость, удовольствие, или они это делают, потому что так принято, так надо, потому что так ты будешь соответствовать какому-то «идеалу». Очень часто мы понимаем, в чём истинное счастье, лишь попав в трудную или даже безвыходную ситуацию, например, война, болезнь, смерть близких.

Андрей Болконский и Пьер Безухов спорят о счастье. Спор происходит в Богучарове, поместье Андрея, куда тот удаляется, чтобы спокойно дожить свою жизнь. Пьер призывает делать людям добро, и в князе Андрее, хотя он и говорит, что достаточно никому не причинять зла, после этой встречи просыпается

то, что в итоге привело князя к мысли о единении со своим народом, жизни ради его блага.

герой Николай Иванович Чимша-Гималайский всю свою жизнь посвятил одной цели – покупке имения, где можно было бы разводить крыжовник и… ничего не делать. Для достижения этой цели он очень скупо жил, во всём себе отказывал и своей жадностью даже свёл в могилу жену. Купив же, наконец, поместье, зажил по-барски. Добрые дела также делал, но, по словам рассказчика – брата главного героя, не просто, а с большой важностью. Что же это были за дела? Лечил крестьян от всех болезней содой и касторкой, а в день своих именин ставил мужикам полведра водки и служил молебен. Для самого же рассказчика уход из города, от житейской суеты – это не подвиг, это лень и эгоизм, это как монашество, только без подвига. Человеку для жизни нужна вся планета, чтобы на просторе проявлять всю широту своего свободного духа. Далее рассказчик рассуждает о необходимости того, чтобы за дверью каждого счастливого и довольного жизнью человека стоял другой человек с молоточком и его стуком напоминал, что рядом есть и несчастные люди. Что и к довольному жизнью человеку может постучаться беда: бедность или болезнь – и никто не придёт к нему на помощь, никто не услышит, точно так же, как и он сейчас ничего не видит и не слышит. Заканчивается рассказ обращением-призывом. Рассказчик (alter-ego автора) говорит собеседникам:

В очерке Владимира Короленко «Парадокс» рассказывается о калеке, появившемся на свет без рук и вынужденного зарабатывать себе на жизнь своим уродством. Он произносит фразу «Человек рождён для счастья, как птица для полёта». Всем кажется парадоксом слышать об этом от человека, которого природа, казалось бы, обделила при самом рождении и тем самым обрекла на несчастье. Но далее автор показывает, как этот самый калека отдаёт часть заработанных тяжёлым трудом денег, на которые он, кстати, содержит своих племянников, нищим. Короленко всем ходом рассказа доказывает нам, что счастье человека заключается в помощи ближним своим, и этого счастья может достичь любой, даже человек, для которого оно, на первый взгляд, просто невозможно.

идёт речь о девушке Наде и её отце. Мы видим, что Надежда пока ещё не поняла, в чем для неё смысл жизни и настоящее счастье. Поэтому героиня тоскует, чувствует себя несчастной и говорит о безысходности. Как полная противоположность героине показан её отец. Он уже давно определился, ради чего живёт и в чём для него заключается счастье. Это самые простые и понятные каждому человеку вещи: здоровье и благополучие родных и близких, мирное небо над головой. И ради этого он готов работать день и ночь!

 

В. Что такое счастье? У каждого человека свой ответ на этот вопрос. Абсолютным счастьем для одних является спокойная семейная жизнь, другие ищут свое счастье в творчестве, в увлечениях, работе. Возможность реализовывать свои способности – вот что для многих является счастьем.

Счастье – это волшебное чувство, которое возникает в человеке, которого в этот момент переполняет чувство радости и искреннего восторга, он словно светится изнутри. В состоянии счастья человек думает позитивно, он не накапливает вокруг себя негатив, не чувствует его.

Что же дает нам ощущение этого самого счастья? Многие думают, что счастье в материальном благосостоянии. Люди стремятся заработать больше, накопить определенную сумму денег, дойти до нужной им ступени карьеры. И каково же их разочарование, когда при достижении всех намеченных целей ощущение счастья они так и не почувствовали. Ведь счастье не материально, его нельзя подержать в руках. Это чувство, зарождающееся глубоко в сердце.

Некоторые могут быть абсолютно счастливы, живя вместе в однокомнатной съемной квартире, пусть у них даже невысокие зарплаты. А вот некоторые более обеспеченные люди могут быть глубоко несчастны, лежа на пляже шикарного отеля. Даже в хоромах могут жить несчастные люди, которые не понимают друг друга и постоянно ругаются. О каком ощущении счастья может в таком случае идти речь.

Люди часто не знают сами, что им нужно для счастья. Они зарабатывают огромный капитал, надеясь что после достижения определенной черты они станут счастливыми от своего состояния, но в итоге у них остается лишь разочарование. Счастье нужно искать в глубинках своей души, нужно разобраться, для чего именно вы все делаете, какова ваша конечная цель. Возможно, у вас есть все, чтобы быть счастливыми именно здесь и сейчас.

Что не является счастьем?

  • —Деньги, квартиры, автомобили — все это не счастье. Сами по себе вещи не могут быть счастьем. Если бы большинство людей это понимали, то не тратили бы большую часть своей жизни, оставаясь в конце с глубоким разочарованием.
  • —Чувственные удовольствия тоже не являются истинным счастьем. Например, секс, удовольствие от вкусной еды или алкоголя, радость от покупок — это сиюминутная радость, но никак не ощущение настоящего счастья.
  • —Читать море книг, пролистывать модные журналы, наполняя свой мозг информацией. Именно так и поступают некоторые люди, желающие знать как можно больше, чтобы стать счастливыми. Никто из них таковым еще не стал, проверено годами. Чем больше человек перенасыщает себя ненужной информацией, тем более несчастным он становится. Уровень интеллекта человека не влияет на то, будет ли он счастливым или нет. В мире существует множество умных и эрудированных людей, которые ощущают себя глубоко несчастными. В поисках счастья не нужно зацикливаться на своем профессионализме и эрудиции.
  • —Что касается талантов, то творческие и талантливые люди тоже бывают несчастными. Некоторым людям кажется что обладать талантом — это настоящее счастье, но многие известные и талантливые люди, несмотря на свои качества, зачастую глубоко несчастны.

Еще несколько столетий назад мудрецы утверждали, что человека счастливым делает согласие с самими собой и ощущение полной гармонии. Нужно учиться слушать свое тело и свой разум. Понять, что нужно для ощущения счастья именно тебе — вот истинный смысл жизни. Не нужно жить с напрасными надеждами и мечтаниями, не стоит допускать возникновение страхов. Счастливый человек всегда спокоен, он может здраво оценивать свои проблемы и неприятности, не зацикливается на них. Заботы и все страхи для счастливого человека — это не проблема, он ценит каждую прожитую минуту, наслаждается красотой окружающего мира.

Если жизнь для вас — это черно-белый фильм, а во всех событиях вы видите только негатив, то не стоит надеяться, что после приобретения какой-то материальной вещи вы станете счастливым человеком. Окружать себя роскошью — это не выход из ситуации. Выход — это понять, что же делает вас несчастным.

Человек, который внутренне спокоен, выходит легко из самых сложных ситуаций, его не пугают проблемы. Нужно понять, что деньги часто решают многие проблемы, но вот ваше ощущение счастья не зависит от этих самых проблемы. Вспомните, ведь вокруг вас, наверняка, есть люди, которые часто улыбаются, радуются даже мелочам. А еще есть люди, огорчающиеся из-за маленьких неприятностей, у них частые депрессии. А самое страшное случается тогда, когда человек, который не ощущает себя счастливым, ищет утешение в алкоголе или наркотиках.

 

Что является источником счастья?

Если рассмотреть все радости, которые человек может испытать, то их можно условно разделить на четыре группы:

  • •Низменные радости. Это такие источники радости, которое считаются мелкими и недостойными. Например, можно взять чужую вещь и порадоваться, что она досталась тебе просто так. Подставить кого-то на работе, получив от этого собственную выгоду. Вот это и есть низменные источники радости. Это нельзя считать чистой радостью и душа человека не будет спокойной, он все равно знает, что поступает нехорошо.
  • •Сиюминутные источники радости. Это короткое счастье. Например, получение премии, подарок без повода, небольшой выигрыш в лотерею. Такое счастье длится недолго, да и счастьем его едва ли можно назвать.
  • •Долговременные источники радости. К таким источникам можно отнести крепкие семейные отношения, наличие хороших друзей и возможности с ними общаться, наличие любимой работы. Когда родные и близкие люди живы и здоровы — это уже огромное счастье и повод для ежедневной радости. Счастлив тот человек, кто тратит свое время на любимое занятие, например, на любимую работу, родных и близких, интересное хобби. Не нужно заниматься делами, которые убивают человека, то есть не нравятся ему.
  • •Вечные источники радости. К таковым можно отнести уважение к себе, чувство любви и дружбы. Тот человек, который способен искренне и по-настоящему любить, обязательно будет счастливым по жизни. Такой человек будет бескорыстно делиться с окружающими своим счастьем и любовью. Он удовлетворен собой и окружающими, он спокоен и уравновешен, он не злится по пустякам. У него ощущение абсолютной гармонии с собой и окружающим миром.

 

Подведем итоги

Здоровый человек, имеющий близких людей — это уже счастливый человек. Ему нужно лишь это понять. Не нужно искать счастье где-то, стоит лишь посмотреть на свою жизнь, в ней обязательно есть то, чего достаточно для ощущения счастья.

Быть добрым, отзывчивым, чутким — это счастье.

Люди, относящиеся к категории оптимистов, тоже не могут быть несчастными. Они все находят в каждой ситуации положительную сторону, не зацикливаются на временных проблемах и трудностях. Беспокойтесь только о том, что вам под силу изменить. Например, отношения со своим супругом вы можете сделать лучше, об этом можно беспокоиться. А вот повлиять на погоду или политическую обстановку в стране вы вряд ли сможете, поэтому и не нужно об этом думать.

Ищите радости в ежедневных занятиях. Вы проснулись, у вас есть кров над головой, имеется возможность питаться вкусно и досыта — это уже счастье. Только подумайте, что не все имеют и такое счастье. Есть любимый, пусть проблемный и ворчливый, но не у всех есть такое счастье.

Думайте о том, что у вас есть, а не о том, чего вам не хватает. Поверьте, при таком подходе к жизни, скоро у вас появится все, чтобы быть счастливым.

Г. Людмила Улицкая: Какое счастье просто ЖИТЬ (писательница постмодернизма)

 

С годами понимаешь, что человек конечен, а жизнь бесконечна, и мир бесконечен, и что наши вопросы...

 

Мне повезло: я сильно переболела раком и в какой-то момент, когда болезнь отступила, я поняла, какое счастье просто жить. В такой момент спадает пелена с глаз, и ты понимаешь, что смотреть на дерево — большая радость, что пробегающие мимо дети, которые дерутся на ходу — это тоже большая радость.

Есть вопросы, на которые ответить невозможно

У меня изменилась оптика.

Я живу не в напряженном состоянии поиска ответа на вопросы, а в состоянии радости от клубящейся вокруг меня жизни.

И я понимаю при этом — абсолютно, до глубины — что есть вопросы, на которые ответить невозможно. Например, на вопрос о смысле жизни.

В молодые годы ты еще пытаешься как-то найти положительный ответ, но с годами понимаешь, что человек конечен, а жизнь бесконечна, и мир бесконечен, и что наши вопросы на самом деле значения не имеют, но большое значение имеет само их вопрошание.

Когда мы задаем вопросы… и полагаем, что получаем ответы, это очень хорошо.

Потом проходит время и ты понимаешь, что нет, не годится — ты вырос из того ответа, который ты вчера себе дал, и уже как-то по-другому видишь жизнь.

… Я поняла, что мне не удастся построить цельного мировоззрения.

Мне так хотелось, чтобы здание было красивым, чтобы все узлы совпадали, чтобы приходили ответы на все вопросы.

Я поняла, что все мои концепции рухнули, и я стою по колено в руинах.

И тут мне стало хорошо, потому что пришло ощущение: ты не обязан отвечать на все вопросы, а должен просто жить и радоваться жизни.

Поэтому я вам желаю просто радоваться жизни, потому что она дает ужасно много поводов порадоваться.

И наша задача, на самом деле, так себя выстроить в этой жизни, надышать вокруг себя такое личное пространство, в котором тебе хорошо, и в котором хорошо людям вокруг тебя.

 

 

Текст 48

ЛЕБЕДЬ-ХРАМ

Творческое задание. Напишите подробное изложение. Расскажите легенду или историю, связанную с известным храмом, включив в свой пересказ развёрнутое описание архитектурного сооружения.

1. Каждый православный храм, вроде бы созданный по определенным общим архитектурным канонам, неповторим и прекрасен по-своему.

На Красной площади в Москве еще в середине XVI века по приказу Ивана Грозного был воздвигнут собор Василия Блаженного. Его возводили русские зодчие Барма и Постник в ознаменование покорения Казанского ханства. По легенде, чтобы зодчие не смогли создать ничего лучшего, царь Иван IV по завершении строительства велел их ослепить.

Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Собор выстроен из кирпича. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты. Окружают шатер со всех сторон купола, ни один из которых не похож на другой. Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна.

Главное в облике храма то, что он лишен определенно выраженного фасада. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная.

Не раз этот уникальный памятник русского зодчества мог быть безвозвратно потерян. Его минировали, но не смогли взорвать французы в 1812 году, Каганович в 30-е годы, расчищая Красную площадь для парадов, убрал с ее макета этот храм, но Сталин скомандовал: «Лазарь, поставь на место!»

И сегодня мы видим в первозданной красоте этот памятник Веры и Таланта человека, хочется надеяться, – навсегда.

208 слов

 

2. Еще одна тайна связана с многочисленными скульптурами и внутренним интерьером Собора Парижской Богоматери.

Довольно трудно объяснить наличие ужасающих горгулий и химер на его крыше, даже, если и учитывать те факты, что собор построен в неоготическом и романском стилях, и поставлены статуи туда были уже во время реконструкции после французской революции. Во внутренних фресках можно прочитать и, главное, понять (!) всю Библию. Сцены из жизни Христа и его казни выполнены настолько реалистично, что даже ярый атеист, увидев все эти произведения искусства, наверняка начнет сомневаться в своих взглядах на существование высших сил. Кстати, многие люди, исследующие оккультизм, верят, что во фресках и скульптурах Нотр-Дам де Пари зашифровано древнее учение, стоит лишь понять его код и тогда можно приобрести власть над миром. Есть легенда и о том, что архитекторам, составлявшим план Собора Парижской Богоматери, помогали алхимики, которые зашифровали в нем формулу философского камня. Тот, кому удастся прочесть ее среди многочисленной лепнины и скульптур, сумеет превращать любое вещество в драгоценные металлы.

С Собором Парижской Богоматери связано огромное количество легенд и мифов, многие из которых до сих пор не дают спать ученым и специалистам по изучению паранормальных явлений. Одна из таких легенд связана с воротами Нотр-Дам де Пари. В многочисленных древних документах, которые сохранились до наших дней, сказано, что Собор Парижской Богоматери, как и Кёльнский собор, был построен при помощи самого…, нет, не Бога, как подумали некоторые, а дьявола. Талантливый кузнец по фамилии Бискорне (кстати, вполне реальная личность, а не выдуманная) получил заказ на ворота, которые украшали бы вход в величественный храм Парижа. Кузнец провел долгое время в размышлениях о том, как они должны выглядеть и каким образом их выковать. Увы, даже обладая великим талантом, он не мог ничего придумать и обратился за помощью к сатане. Смотритель собора как-то утром пришел к храму и увидел кузнеца, который лежал на земле без сознания. Прямо возле его тела лежали красивейшие ворота с причудливыми узорами. Естественно, это были те ворота, которые полностью соответствовали значимости и величию собора. Их сразу же установили и врезали замки, и тут произошло непредвиденное происшествие: открыть их было невозможно! Что только не делали мастера, замки не поддавались. Открыть ворота Собора Парижской Богоматери удалось лишь после того, как их замки были обрызганы святой водой. Интересен тот факт, что даже современным ученым не удалось раскрыть секрет изготовления этих чудо-ворот и появление на них узоров. Ни литьем, ни ковкой их сделать было невозможно…. Бискорне так и не рассказал, каким образом появилось это чудо: некоторые утверждают, что он не желал признаваться в сговоре с дьяволом, а специалисты говорят, что кузнец просто не пожелал раскрывать уникальный секрет.

Описание собора в романе Виктора Гюго «Собор Папижской Богоматери»:

КНИГА ТРЕТЬЯ

I. Собор Богоматери

  Прежде всего - чтобы ограничиться наиболее яркими примерами - следует

указать, что вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее

той, какою является фасад этого собора, где последовательно и в совокуп-

ности предстают перед нами три стрельчатых портала; над ними - зубчатый

карниз, словно расшитый двадцатью восемью королевскими нишами, громадное

центральное окно-розетка с двумя другими окнами, расположенными по бо-

кам, подобно священнику, стоящему между дьяконом и иподьяконом; высокая

изящная аркада галереи с лепными украшениями в форме трилистника, под-

держивающая на своих тонких колоннах тяжелую площадку, и, наконец, две

мрачные массивные башни с шиферными навесами. Все эти гармонические час-

ти великолепного целого, воздвигнутые одни над другими и образующие пять

гигантских ярусов, спокойно развертывают перед нашими глазами бесконеч-

ное разнообразие своих бесчисленных скульптурных, резных и чеканных де-

талей, в едином мощном порыве сливающихся с безмятежным величием целого.

Это как бы огромная каменная симфония; колоссальное творение и человека

и народа, единое и сложное, подобно Илиаде и Романсеро, которым оно

родственно; чудесный итог соединения всех сил целой эпохи, где из каждо-

го камня брызжет принимающая сотни форм фантазия рабочего, направляемая

гением художника; словом, это творение рук человеческих могуче и преизо-

бильно, подобно творению бога, у которого оно как будто заимствовало

двойственный его характер: разнообразие и вечность.

Собор Парижской Богоматери не может быть, впрочем, назван закончен-

ным, цельным, имеющим определенный характер памятником. Это уже не храм

романского стиля, но это еще и не вполне готический храм. Это  здание

промежуточного типа. В отличие от Турнюсского аббатства, Собор Парижской

Богоматери лишен суровой, мощной ширины фасада, круглого и широкого сво-

да, леденящей наготы, величавой простоты надстроек, основанием которых

является круглая арка, тора.)

Он не похож и на собор в Бурже - великолепное, легкое, многообразное,

пышное, все ощетинившееся остриями стрелок произведение готики. Нельзя

причислить собор и к древней семье мрачных, таинственных, приземистых и

как бы придавленных полукруглыми сводами церквей, напоминающих египетс-

кие храмы, за исключением их кровли, сплошь эмблематических, жреческих,

символических, орнаменты которых больше обременены ромбами и зигзагами,

нежели цветами, больше цветами, нежели животными, больше животными, не-

жели людьми; являющихся творениями скорее епископов, чем зодчих; служив-

ших примером первого превращения того искусства, насквозь проникнутого

теократическим и военным духом, которое брало свое начало в Восточной

Римской империи и дожило до времен Вильгельма Завоевателя. Нельзя также

отнести наш собор и к другой семье церквей, высоких, воздушных, с изоби-

лием витражей, смелых по рисунку; общинных и гражданских, как символы

политики, свободных, прихотливых и необузданных, как творения искусства;

служивших примером второго превращения зодчества, уже не эмблематическо-

го и жреческого, но художественного, прогрессивного и народного, начина-

ющегося после крестовых походов и заканчивающегося в царствование Людо-

вика XI. Таким образом. Собор Парижской Богоматери - не чисто романского

происхождения, как первые, и не чисто арабского, как вторые.

Это здание переходного периода. Не успел саксонский зодчий воздвиг-

нуть первые столбы нефа, как стрельчатый свод, вынесенный из крестовых

походов, победоносно лег на широкие романские капители, предназначенные

поддерживать лишь полукруглый свод. Нераздельно властвуя с той поры,

стрельчатый свод определяет формы всею собора в целом. Непритязательный

и скромный вначале, этот свод разворачивается, увеличивается, но еще

сдерживает себя, не дерзая устремиться остриями своих стрел и высоких

арок в небеса, как он сделал это впоследствии в стольких дивных соборах.

Его словно стесняет соседство тяжелых романских столбов.

Однако изучение этих зданий переходного периода от романского стиля к

готическому столь же важно, как и изучение образцов чистого стиля. Они

выражают собою тот оттенок в искусстве, который без них был бы для нас

утрачен. Это - прививка стрельчатого свода к полукруглому.

Собор Парижской Богоматери как раз и является примечательным образцом

подобной разновидности. Каждая сторона, каждый камень почтенного памят-

ника - это не только страница истории Франции, но и истории науки и ис-

кусства. Укажем здесь лишь на главные его особенности. В то время как

малые Красные врата по своему изяществу почти достигают предела утончен-

ности готического зодчества XV столетия, столбы нефа по объему и тяжести

напоминают еще здание аббатства Сен-Жермен-де-Пре времен каролингов,

словно между временем сооружения врат и столбов лег промежуток в

шестьсот лет. Все, даже герметики, находили в символических украшениях

главного портала достаточно полный обзор своей науки, совершенным выра-

жением которой являлась церковь СенЖак-де-ла-Бушри. Таким образом, ро-

манское аббатство, философическая церковь, готическое искусство, ис-

кусство саксонское, тяжелые круглые столбы времен Григория VII, символи-

ка герметиков, где Никола Фламель предшествовал Лютеру, единовластие па-

пы, раскол церкви, аббатство Сен-Жермен-де-Пре, и Сен-Жак-дела-Бушри -

все расплавилось, смешалось, слилось в Соборе Парижской Богоматери. Эта

главная церковь, церковь-прародительница, является среди древних церквей

Парижа чем-то вроде химеры: у нее голова одной церкви, конечности дру-

гой, торс третьей и что-то общее со всеми.

Рассматривая лишь европейское, христианское зодчество, этого младшего

брата огромных каменных кладок Востока, мы видим пред собой исполинское

образование, разделенное на три резко отличных друг от друга пояса: пояс

романский [38], пояс готический и пояс Возрождения, который мы охотно

назовем греко-римским. Романский пласт, наиболее древний и глубокий,

представлен полукруглым сводом, который вновь появляется перед нами в

верхнем новом пласте эпохи Возрождения, поддерживаемый греческой колон-

ной. Между ними лежит пласт стрельчатого свода. Здания, относящиеся

только к одному из этих трех наслоений, совершенно отличны от других,

закончены и едины. Таковы, например, аббатство Жюмьеж, Реймский собор,

церковь Креста господня в Орлеане. Но эти три пояса, как цвета в солнеч-

ном спектре, соединяются и сливаются по краям. Отсюда возникли памятники

смешанного стиля, здания различных оттенков переходного периода. Среди

них можно встретить памятник романский по своему основанию, готический -

по средней части, греко-римский - по куполу. Это объясняется тем, что он

строился шестьсот лет. Впрочем, подобная разновидность встречается ред-

ко. Образчиком такого здания служит главная башня замка Этамп. Чаще дру-

гих встречаются памятники двух формаций. Таков Собор Парижской Богомате-

ри - здание со стрельчатым сводом, которое первыми своими столбами внед-

ряется в тот же романский слой, куда погружены и портал Сен-Дени и неф

церкви Сен-Кермен-деПре. Такова прелестная полуготическая зала капитула

Бошервиля, до половины охваченная романским пластом. Таков кафедральный

собор в Руане, который был бы целиком готическим, если бы острие его

центрального шпиля не уходило в эпоху Возрождения. [39]

Впрочем, все эти оттенки и различия касаются лишь внешнего вида зда-

ния. Искусство меняет здесь только оболочку. Самое же устройство христи-

анского храма остается незыблемым. Внутренний остов его все тот же, все

то же последовательное расположение частей. Какой бы скульптурой и

резьбой ни была изукрашена оболочка храма, под нею всегда находишь, хотя

бы в зачаточном, начальном состоянии, римскую базилику. Она располагает-

ся на земле по непреложному закону. Это все те же два нефа, пересекаю-

щихся в виде креста, верхний конец которого, закругленный куполом, обра-

зует хоры; это все те же постоянные приделы для крестных ходов внутри

храма или для часовен - нечто вроде боковых проходов, с которыми цент-

ральный неф сообщается через промежутки между колоннами. На этой посто-

янной основе бесконечно варьируется число часовен, порталов, колоколен,

шпилей, следуя за фантазией века, народа и искусства. Предусмотрев бого-

служебный чин и обеспечив его с

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...