Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рычаги наступления (инициативности)




 

Работать с инициативой – это осваивать рычаги. Слова «инициатива», «инициативность» в теории театрального искусства употребляются в качестве терминов, имеющих совершенно определённое значение. В данном случае речь должна идти отнюдь не только об инициативных, то есть деятельных, предприимчивых, находчивых людях. Термин «инициатива» служит для того, чтобы помочь наглядно раскрыть и продемонстрировать общие черты в механизме взаимодействия людей в жизни и на сцене. Овладеть инициативой – это значит захватить ведущую роль во взаимодействии с партнёром (или партнёрами), чтобы начать достижение своих целей, подчиняя им ход общения.

В сложной борьбе мнений, когда инициатива часто переходит от одного к другому, когда обе стороны то и дело уступают её, можно заметить, что на каждом этапе взаимодействий инициатива принадлежит либо той, либо другой стороне.

Захват и использование инициативы называется наступлением, отказ от инициативы по отношению к данному партнёру или партнёрам – обороной.

Наступает или обороняется данный конкретный человек в момент общения обнаруживается и в телодвижениях, и в звучании речи. У наступающего, прежде всего, хорошо видна целенаправленность. То есть в его поведении обязательно присутствуют и хорошо видны оценки и большая (более или менее скрываемая от посторонних глаз) мобилизация. У человека, обладающего инициативой (то есть у человека наступающего), хорошо видны все мелкие изменения в мобилизации и весе тела.

Основными рычагами настойчивости являются:

1. Мобилизованность(психо-физическая) – обязательное условие начала и ведения всякого наступления.

Когда человек готовится к деятельности и борьбе, то он может ещё не знать, как именно он начнёт и поведёт её. Эта обобщённая «генерализованная» подготовка и называется телесной мобилизованностью. Она всегда видна: ни наблюдатель, ни сам наблюдаемый ещё не знают, какие действия последуют, но готовится ли человек к преодолению препятствий, к борьбе или он готовится отказаться от борьбы, уклониться, это внимательный наблюдатель увидит.

Мобилизация выражается в общей собранности внимания и, следовательно, в направлении взгляда, в глазах, в дыхании и в общей подтянутости мускулатуры тела, в частности – в подтянутости спины, позвоночника. Это рабочее состояние тела, приспособленность его к затрате усилий и относительно широкому выбору действий – тех и таких, какие потребуются, как только цель достаточно конкретизируется, это готовность преодолевать препятствия, которые ещё не возникли, но вот-вот возникнут, которые, по представлениям готовящегося, возможны, вероятны на пути к цели.

2. Усиление последующих воздействий в сравнении с предыдущими.

Людям органически присуще экономить силы во время общения. Если человек приказывает, то он это делает с минимальной затратой сил  допустимой в данной ситуации. Сначала, например, сидя и только голосом и лёгким движением головы... Но оказалось, что это не подействовало на партнёра. Тогда при повторении воздействия у приказывающего выпрямляется спина…– Но, допустим, и это не помогло. Наступление развивается, если при последующем воздействии приказывающий, например, уже встанет. После того, как и это не помогло, его настойчивость усиливается, если он, например, поможет своему приказу жестом – рука вслед за указательным пальцем вытягивается вперёд.

У студентов в этюдах часто возникает «монотон» при повторении первого воздействия. Оно, возможно, и было сначала энергичным, но от однообразного повторения энергичность очень быстро гаснет и этюд «погружается в болото».

Другой помехой для овладения этим рычагом может быть слишком сильное первое воздействие (то есть нарушение естественной человеческой установки на экономию сил). Если в бытовой сцене приказ сразу отдавать громким голосом, с вытянутым указательным пальцем и к тому же стоя, то усиливать это воздействие исполнителю уже дальше некуда.

3. Повышение и усиление голоса в начале каждой последующей фразы по сравнению с предыдущей. В словесной борьбе, чтобы привлечь к себе внимание, овладеть инициативой и удержать её, люди обычно повышают или усиливают голос. Поэтому борьба за инициативу часто выражается в стремлении перекричать друг друга, и в спорах по неотложным делам люди часто переходят на крик. От этого всегда страдает ясность целей борющихся – явление, характерное для многих ситуаций. В том числе и для «громких» этюдов. При всей внешней эффективности они очень часто сумбурны, лишены ясности. Овладение всем набором основных рычагов наступления помогает «крикунам» освободиться от своего недостатка (сначала в этюдах, а потом даже и в реальной жизни).

Особенно удобно проводить работу по овладению этим рычагом наступления во время работы над чтецким репертуаром на уроках сценической речи. Если повышение (3а) и усиление голоса (3б) при работе над текстами тренировать отдельно, тогда эти умения могут стать самостоятельными приёмами усиления наступления (если каждую последующую фразу произносить на той же громкости, но более высоким голосом, то при условии сохранения жизненной правдивости речи она становится более настойчивой, наступательной). На уроках художественного слова удобно отрабатывать и укрупнение картины, рисуемой звучащей речью за счёт замедления произношения гласных (пределом медленного, но всё же ещё осмысленного произношения будет являться произношение по слогам, как при разговоре с человеком, не знающим языка, или с человеком очень непонятливым). Если ученики увидят, что с помощью укрупнения рисуемой речью картины можно настаивать на её значительности для партнёра, то оно также может стать для них приёмом сохранения настойчивости в наступлении.

4. Смена способов словесного воздействия: переход от сложного (составного) к простому и от одного простого к другому, сложному или простому – разные подходы к сознанию партнёра.

5. Смена рычагов наступления. Если исполнитель несколько реплик подряд удачно пользовался вторым рычагом (см. соответствующий пример) и дошел до возможного предела, после которого в этюде уже начинается «болото», то он может резко (то есть после оценки и перестройки) поменять словесное воздействие (4 рычаг) и начать, например, ободрять или удивлять. Тогда у него опять появится возможность пользоваться вторым рычагом.

Добавим, что усиление голоса (3б) удобно и выгодно сменять повышением тональности тихого голоса (рычаг 3а) и замедлением речи (произношение всех гласных в слове удлиняется).

Рычаги наступления позволяют ученикам контролировать себя во время работы в этюде, отрывке или сцене спектакля.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...