Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фирма в условиях олигополии




 

1. Некооперативное поведение фирм на рынке олигополии

2. Кооперативное поведение фирм на олигополистическом рынке

 

1. Основные признаки олигополии:

1) немногочисленность фирм в отрасли (как правило, не более 8 крупных фирм)

2) может производиться либо стандартный продукт, либо дифференцированный

3) высокие барьеры для вступления в отрасль, причём они связаны прежде всего с эффектом масштаба

4) всеобщая взаимозависимость фирм на рынке олигополии, имеется в виду следующее: каждая фирма при формировании своей ценовой политики должна учитывать реакцию со стороны конкурентов

При олигополии возможны 2 вида поведения фирм:

1) некооперативное – каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объёма выпуска. Рассмотрим отрасль в которой существует 3 фирмы: А, В, и С. Предположим текущей ценой на продукцию фирмы А является Р*, а текущие продажи составляют Q*. Расположение и форма кривой спроса для олигополиста зависит от того, как конкуренты будут реагировать на предпринятое фирмой А изменения цены. Здесь существует 2 варианта:

- фирмы В и С выравнивают свои цены в соответствии с любым изменением цены фирмы А, в этом случае линия спроса фирмы А относительно неэластична. В случае, если эта фирма снизит цену, то её продажи увеличатся, но незначительно, поскольку фирмы В и С последуют её примеру

- фирмы будут игнорировать любое изменение цены, предпринятой фирмой А. В этом случае линия спроса будет достаточно эластичной, поскольку, если фирма А снизит цену, то её продажи значительно увеличатся, а если увеличит цену – продажи значительно сократятся. Линия спроса будет выглядеть более пологой.

В реальной действительности не один из этих вариантов не встречается в чистом виде. Практика показывает, что при снижении цены идёт выравнивание, а при повышении игнорирование. Цены в олигополистических отраслях при некооперативном поведении меняются редко, так как ломаная кривая спроса показывает, что любое изменение в цене приведёт к худшему, кроме того снижение цены может вызвать ценовую войну – это цикл постепенного снижения уровня цен, с целью вытеснения конкурентов с рынка, а также линия предельного дохода показывает, что изменение издержек в определённых пределах не будет оказывать влияния на цену и объём продаж.

2) кооперативное. Самой распространённой формой кооперативного поведения является тайный сговор. Это молчаливое соглашение о том, чтобы зафиксировать цены, разделить рынки, т.е. ограничить конкуренцию между собой. Цель – это уменьшение неопределённости и уменьшение вероятности возникновения ценовой войны. Тогда механизм ценообразования будет близок к монополистическому (смотри максимизацию прибыли монополии). Самой первой исторической формой кооперативного поведения была организация «картель» - это объединение фирм, согласующих свои решения, по поводу цен и объёмов продаж так, как если бы они слились в чистую монополию. При образовании картеля для каждого участника устанавливается квота – это ограничение на объём продаж. Установление единых монопольных цен повышает выручку всех участников, но рост цен достигается за счёт обязательного снижения объёма продаж. В итоге у каждого участника возникает соблазн продать больший объём по монопольным высоким ценам. Поэтому картель быстро разваливается. Олигополия отдаёт предпочтение неценовой конкуренции. Во-первых, благодаря ей, могут быть получены долговременные преимущества перед конкурентами, т.к. удачный рекламный ход не может быть также быстро дублирован, также олигополисты обладают значительными финансовыми ресурсами, на которые можно осуществлять рекламу и производить продукт. Ценообразование осуществляется по принципу издержки+: имеет место тогда, когда фирма производит большое число наименований продукции и подходит для тех отраслей, где существует либо тайный сговор, либо лидерство в ценах. В начале рассчитывается уровень средних переменных издержек, при чём предполагается неполная загрузка производственных мощностей (75-80%) и к этой величине издержек добавляется определённый %, который включает постоянные издержки и нормальную прибыль. Изменения в ценах происходят ступенями, и, как правило, лидер отрасли информирует других производителей о предстоящем повышении цен. При этом прибыль не максимальная, но выше средней.

 

Рынок труда

 

1. Предпосылки формирования рынка труда и его основные черты.

2. Сущность занятости, её структура и формы.

3. Заработная плата, её основные виды и формы. Тарифная система.

 

1. Главной предпосылкой формирования рынка труда стало отделение торговли от производства. Это отделение происходило в несколько этапов:

1) 15-16вв - товарное производство существовало в виде отдельных локальных рынков. Локальный рынок включал в себя город и пригород. Сам ремесленник производил и продавал свой товар на локальном рынке. Рост производства стал превышать возможности потребления локальных рынков, так появилась особая профессия – торговцы-скупщики, которые скупали у ремесленников произведённую продукцию и перепродавали её.

2) На смену индивидуальным хозяйствам приходят предприятия, основанные на совместном труде многих работников, а купец в то же время начинает поставлять на эти предприятия средства производства, таким образом производитель оказывается полностью отрезанным от среды обращения и начинает быть зависимым от торговца.

3) Производитель превращается в наёмного работника, а торговец в предпринимателя. Наёмный труд может функционировать при двух условиях:

- работник обязан иметь личную свободу

- у работника должна отсутствовать собственность на средства производства

Рынок труда – это рынок, где продаётся и покупается рабочая сила. И как и любой рынок он имеет определённые элементы: спрос на рабочую силу, предложение её, цена рабочей силы, которая выражается зарплатой и характер конкуренции, от которого зависит равновесие. Рынок труда может быть конкурентным, когда имеет место большое количество работников и работодателей и никто из них не может повлиять на рыночную ситуацию, таким образом они сталкиваются с определённом величиной заработной платы. И также этот рынок может быть монополизирован, монополию со стороны покупателя называют монопсонией. Также может существовать олигопсония, когда несколько предприятий обслуживает рынок труда.

Рынок совершенной конкуренции.

На конкурентном рынке существует определённая ставка заработной платы. В силу этого предложение труда будет совершенно эластичным. Предложение будет иметь вид горизонтальной линии. Когда работодатель формирует спрос на труд и принимает решение о том, сколько работников ему нанять, он оценивает предельный продукт, который принесёт ему дополнительный работник. Предельный продукт в денежном выражении МР*Р = MRP. Таким образом, спрос на труд равен величине предельного продукта в денежном выражении (DL=MRP). С другой стороны, нанимая работника работодатель должен платить ему зарплату, т.е. работодатель должен оценивать величину предельных издержек, связанных с покупкой дополнительной единицы ресурса. В данном случае, связанных с наймом дополнительного работника.

Монопсония или олигопсония.

В этом случае линия предложения труда будет иметь положительный наклон, потому что каждая фирма владеет определённой долей рынка и имеет возможность влиять на ставку заработной платы. Фирме, чтобы привлечь дополнительных работников нужно повысить им зарплату, однако эта возросшая зарплата будет выплачиваться не только дополнительно нанятым, но и всем остальным, в итоге получается, что MRC всегда больше чем зарплата. Таким образом, на монополизированном рынке нанимается меньше работников и устанавливается меньшая зарплата, чем на конкурентном рынке.

Установление зарплаты профсоюзами либо государством.

При установлении зарплаты выше равновесной занятость сокращается и на рынке труда возникнет ситуация безработицы.

Двойная монополия.

Она имеет место тогда, когда есть профсоюз и олигопсония или монопсония. В этом случае фактическая зарплата устанавливается между тем, что требует профсоюз и тем, что предлагает монопсонист, если она устанавливается на уровне равновесной, то у монопсониста отпадёт стимул ограничения числа работников. В случае двойной монополии приближаются условия конкурентного рынка.

2. Занятость – это незапрещённая законом деятельность, как правило, приносящая доход. Структура занятости анализируется по разным признакам:

1) распределение работников по отраслям

2) профессионально-квалификационный

3) территориальный

4) половозрастной

Формы занятости – это организационно-правовые способы и условия использования рабочей силы. Признаки:

1) организация рабочего времени

- полная занятость, осуществляется в условиях полного рабочего дня

- неполная занятость, осуществляется в условиях неполного рабочего дня, неполной рабочей недели, свидетельствует о наличии скрытой безработицы

- надомная занятость, когда работник трудится в домашних условиях

2) стабильность

- постоянная занятость, стабильное время работы

- временная занятость, сезонный характер работы

3) по статусу деятельности

- первичная занятость, выступает как главный источник дохода

- вторичная занятость, как дополнительный источник дохода

Все население страны состоит из лиц трудоспособных и нетрудоспособных. Трудоспособное население называется рабочей силой. Рабочая сила состоит из занятых и безработных, соответственно выделяют уровень занятости и уровень безработицы, измеряются в %.

уровень занятости = число занятых/рабочую силу *100%

уровень безработицы1 = число безработных/рабочую силу*100%

уровень безработицы2 = число безработных/число занятых*100%

На макроэкономическом уровне существует понятие полной занятости ресурсов, это понятие соответствует производству экономического потенциала.

3. Заработная плата – это величина денежного вознаграждения работника. Виды заработной платы:

1) номинальная зарплата – это сумма денег, которую получает работник. Подразделяется на:

- основную (оклад)

- дополнительную (надбавки, премии и так далее)

2) реальная зарплата – это сумма благ, т.е. товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную зарплату. Есть две основные формы зарплаты:

- повременная зарплата (начисляется в зависимости от отработанного времени, по установленной часовой ставке, применяется в следующих случаях: когда результаты труда не поддаются точному измерению, когда выработка зависит от технологического процесса, а не от самого работника). Можно выделить 2 основные разновидности: простая повременная – когда существует определённая ставка за час работы, и повременно-премиальная – когда к простой добавляются премии.

- сдельная (поштучная) зависит от количества выпущенной продукции по установленным расценкам, применяется, когда результат работы зависит от самого работника. Существуют следующие разновидности: простая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-регрессивная – за выполнение заданной нормы оплата идёт по одной расценке, а за перевыполнение расценка уменьшается, сдельно-прогрессивная, когда за перевыполнение нормы оплата идёт по повышенной расценке, аккордная – устанавливается стоимость выполненной в целом работы, такая разновидность зарплаты применяется в строительстве.

Тарифная система.

Состоит из следующих элементов:

1) тарифно-квалификационный справочник – документ для тарификации работ и присвоении квалификационных разрядов.

2) тарифная сетка – состоит из тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Первый тарифный разряд имеет коэффициент 1, а последующие тарифные разряды показывают во сколько раз уровень зарплаты данного разряда превышает зарплату первого разряда

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...