Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проведение обследования. 7)  «Что это такое?». Задание направлено на выявление актуального уровня словар­ного запаса ребенка (предметного словаря), особенностей его слухо-речевой памяти и произвольного внимания




Проведение обследования

          Для того чтобы ребенку было интересно выполнять это зада­ние, желательно предъявить его в виде небольшого рассказа. Например, протягиваем ребенку игрушку: «Возьми зайку. Зай­ка боится лисы. Он прячется к тебе в карманчик. Где зайка? Зайка спрятался. Лиса пробежала мимо. А зайка вылез из кар­манчика и залез высоко-высоко: поставь зайку на стол. Опять появилась лиса. Давай прятать зайку. Спрячь его за спинку. Вот так, молодец! »

         Если малыш не понимает некоторые задания (например, не может спрятать зайку «в коробку», «под коробкой» или «за елкой»), обязательно отмечается, умеет ли он спрятать зайку, используя только то, чем располагает сам: в карманчик; за спин­ку и т. д.

 

7)  «Что это такое? »

Задание направлено на выявление актуального уровня словар­ного запаса ребенка (предметного словаря), особенностей его слухо-речевой памяти и произвольного внимания.

 

Оборудование: 5-6 знакомых ребенку предметов из его ок­ружения и набор простых картинок

 

.

Проведение обследования

      Сначала ребенку предлагается назвать предметы, разложенные перед ним на столе (Что это? ), а затем, если он молчит, логопед формулирует вопрос по-другому (Где?.. ).

      Более сложный вариант задания — называние или показ пред­мета по картинке. Например, перед ребенком кладут 3-4 картин­ки из речевого лото и просят или назвать их, или дать маме одну из картинок. При успешном выполнении этого задания можно переходить к обследованию глагольного словаря.

 

8)  «Что делает? »

Задание направлено на выявление объема понимания слов-дей­ствий.

 

Оборудование: предметы (кукла, машинка, кукольная ша­почка, кукольная кроватка, одеяльце, кубики, гараж); картинки (5-6 картинок с изображением действий, знакомых ребенку: ест, спит, моет руки, катается на качелях и т. п. ).

 

Проведение обследования

     Ребенку предлагается снять шапочку с куклы, положить кук­лу спать, положить кубики в машинку, поставить машинку в гараж, покатать куклу в машинке и т. п.

     Затем малышу предлагают посмотреть на картинки с изоб­ражением различных действий и ответить на вопросы: «Что де­лает девочка; мальчик? » «Что делают дети? ». Если малыш молчит, просят показать на картинках, где мальчик спит и т. д.

 

9)  «Чье это? »

Задание направлено на определение умения ребенка соотносить бытовые предметы и вещи с их владельцами.

 

Оборудование: 5-6 предметов из окружения ребенка (наруч­ные часы, тапочки, сумка и т. п. ).

 

Проведение обследования

      Ребенку предлагается показать, где папины часы, а где мами­ны часы, аналогично — мамины и папины тапочки.

      Если малышу трудно сразу ответить или обследующему кажет­ся, что он показывает наугад, надо сформулировать свой вопрос по-другому: «Это мамины часы? » (Показываем или мужские часы, или дамские чужие часы. ) Ребенок может или указать на владель­ца предмета, или кивком головы ответить утвердительно, или не: согласиться.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

     В случае правильного показа всех предметов задается вопрос, обращенный непосредственно к ребенку: «А это чей платочек (лен­точка, машинка)? » Как правильный принимается ответ в виде жеста, которым ребенок указывает на себя.

 

10) «Один и много»

Задание направлено на выявление уровня сформированности у ребенка элементарных количественных представлений.

 

Оборудование: любой счетный материал.

 

Проведение обследования

    Логопед просит ребенка взять у него с ладони один предмет (на­пример, фишку или счетную палочку). Затем — ещё один и еще один. Когда перед ребенком лежат несколько одинаковых предме­тов, на стол в некотором отдалении кладут один аналогичный предмет и задают вопросы: «Где одна палочка?, «Где много пало­чек? » Затем для контроля правильного выполнения инструкции можно попросить: «Дай маме много палочек»,

«Дай мне одну палочку».      

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

11) «Слушаем рассказ»

Задание направлено на выявление уровня понимания ребенком

кроткого рассказа.                                                                                                                                                                                                                                                     

 

Оборудование: детская книжка с простыми и понятными ре­бенку картинками.

Проведение обследования

      Взрослый кладет перед ребенком книжку, листает ее, расска­зывая простыми предложениями о том, что нарисовано на картин­ках: «Зайка проснулся. Солнышко смотрит в окошко».

       Затем ребенку задают вопросы по картинкам: «Где?.. Пока­жи... ». Если ребенок легко показывает называемых героев и их действия на картинках, можно попробовать задать ему вопросы: «Кто это? », «Что делает зайка? ».

     В случае выраженных затруднений или нежелания ребенка смотреть книжку, можно ограничиться 1-2 картинками и попро­сить, чтобы ребенок повторил указательный жест, возглас, звуко­подражание, облегченное слово, короткое слово, короткую фразу сразу после произнесения ее логопедом.

 

Используемая литература.

  1. Бадалян Л. О. Схема нормального психомоторного развития детей. //

Невропатологоия. – М.: Просвещение, 1982.

  1. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы

Дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки

освоения языка. – М: Просвещение, 1987.

3. Исенина Е. И. Психолингвистические закономерности речевого

      онтогенеза (дословесный период). – Иваново: ИвГУ, 1983

4. Королёва И. В. Диагностические признаки нарушения слухового и речевого

      развития у детей в возрасте от рождения до 3-х лет. –СПб, 2000.

5. Фрухт Э. Л. Дети 1-го года жизни. Особенности психомоторного развития

М.: Полиграфсервис, 1998.

6. Чиркина Г. В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений

     речевого развития у детей. // М.: ИКП РАО, 1999

7. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей. М.: Аркти, 2005

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...