Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Участие мамы в проведении занятия




Не всегда получается точно описать поведение ребенка во время занятия, воспроизвести его непонятные высказывания. Поэтому в некоторых ситуациях полезно участие мамы в занятии.

Такое участие должно быть строго ограничено (об этом следует договориться заранее): она будет только наблюдателем и слушателем, не вмешиваясь в ход занятия. Но в ситуации затруднения поможет найти нужную вещь - игрушку или пластилин, а если педагог не понимает, что ребенок делает или говорит, - выступит в качестве "переводчика". Такой подход может значительно повысить эффективность занятий.

Стремление понять ребенка во всех тонкостях его проявлений становится на определенном этапе занятий одной из главных задач. Это произойдет, когда ребенок станет более активен во взаимодействии с миром. Задача специалистов и родителей - поддержать эту активность и развивать ее в дальнейшем. Для этого необходимо вникать в смысл действий ребенка, принимать его предложения поиграть. И стараться понять, что он говорит, реализовать любую возможность развития диалога.

Закрепление полученных знаний в повседневной жизни

В ходе бесед родители знакомятся с содержанием занятий, получают информацию о психологических новообразованиях в развитии ребенка и используют эти знания в повседневной жизни. Например, если на занятии педагог организовал игру "Цветная вода", мама повторяет эту игру, закрепляя названия цветов, а в дальнейшем воспроизводится игра в "Кафе" (см. с.34). Также педагог дает задания на дом. Обычно это задания, которые невозможно выполнить на занятии. Например, помочь ребенку осуществить покупку в магазине, на прогулке организовать взаимодействие с другим ребенком.

Выработка единого подхода к обучению и воспитанию

Для того, чтобы занятия с аутичным ребенком были эффективны, необходимо достичь взаимопонимания с его близкими, прийти к общему знаменателю при выборе подхода к обучению и воспитанию ребенка.

Нередки случаи, когда проявления аутичным ребенком активности, часто резко выраженные, даже неадекватные, воспринимаются родителями как упрямство, капризы, попытка манипулировать взрослыми. Если такое происходит, психолог (или педагог) должен объяснить родителям особенности поведения аутичных детей, их одержимость своими желаниями, неумение ждать. Иначе может возникнуть ситуация, когда со стороны значимых взрослых предъявляются разные требования: один запрещает, а другой разрешает и поддерживает. Противоречивость требований вредна любому ребенку, а ребенок с синдромом аутизма в таком случае теряет ориентиры в жизни, возможность адаптироваться к окружающей среде снижается.

Организация специальных условий для игр

Организация занятий с аутичным ребенком предполагает создание специальных условий и пространства для игр. Следует с самого начала оговорить это с родителями, предупредить о возможных последствиях (например, беспорядке), убедить предоставить как можно больше свободы ребенку.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА

Основная тяжесть повседневной работы с аутичным ребенком ложится, конечно, на семью. Близкие оказываются перед необходимостью переустройства жизни семьи с учетом интересов ребенка. Приходится думать не об удобстве и спокойствии, и о целесообразности и пользе происходящего в доме и семье для развития ребенка. Такой подход требует от близких самоотверженности и сил. Но в моменты обострений уверенность в достижении положительного результата усилий ослабевает, "опускаются руки".

В такие тяжелые моменты близкие ребенка нуждаются в психологической поддержке не меньше его самого. Поскольку у нас не развита система психологической и социальной поддержки, эту серьезную и ответственную функцию придется взять на себя психологу (педагогу), занимающемуся с ребенком. Часто такая помощь оказывается эффективной, т.к. психологу доверяют.

Полезно регулярно говорить с родителями аутичного ребенка, обсуждать возникающие ситуации. Во время этих бесед следует подготовить родителей к тому, что в ходе развития ребенка возможны периоды обострения, обсудить с ними тактику общих действий в такие моменты. В особенно трудные моменты необходимо помогать конкретными советами и действиями.


Приложение

ТЕКСТЫ СТИХОВ И ДЕТСКИХ ПЕСЕНОК

В Приложении представлен примерный материал. В каждом конкретном случае подбирайте материал индивидуально в соответствии с принципами обучения и воспитания ребенка и учетом его интересов и предпочтений.

Потешки

- Ладушки, ладушки, где были? - У бабушки, - Что ели? - Кашку. - Что пили? - Бражку. - Кашку поели, бражку попили, - Шу-у-у, полетели - на головку сели! Произносите нараспев и одновременно хлопаете в ладоши (если ребенок пассивен, можно действовать его руками). Имитируем движения - "едим", "пьем". Взмахи ладонями, затем опускаем их на голову.
- Большие ноги - Шли по дороге: - Топ-топ-топ, Топ-топ-топ. - Маленькие ножки - Бежали по дорожке; - Топ-топ-топ, топ-топ-топ! - Топ-топ-топ, топ-топ-топ! Задавая ритм, ходите и бегаете: шагая широко, говорите низким голосом, бег мелким шагом с произнесением текста тонким голосом.
- Баба сеяла горох - Прыг-скок, прыг-скок! - Обвалился потолок - Прыг-скок, прыг-скок! - Баба шла, шла, шла, - Пирожок нашла, - Села, поела, - Опять пошла. Прыжки. Прыжки. Ходьба. Имитация движений: наклоняемся, "подбираем пирожок", "едим". Ходьба.
- Идет коза рогатая, - Идет коза бодатая - За малыми ребятами! - Ножками: топ! топ! - Глазками: хлоп! хлоп! - Кто кашки не ест, - Кто молочка не пьет, - Того забодает, - Забодает, забодает! Пальцами рук изображаем рога. Постепенно приближаемся к ребенку. Топаем. Подносим руки к глазам и "хлопаем" пальцами-ресницами. Грозим, помахивая указательным пальцем. Имитируем движения "рогами".

Агния Барто «Игрушки»

Мишка Уронили мишку на пол, Оторвали мишку лапу. Все равно его не брошу, Потому что он хороший. Роняем мишку. Дергаем мишку за лапку. Жалеем мишку; прижимаем к себе, гладим.
Мячик Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик, - Тише. Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. Кукла роняет мячик в "реку" - закрыв лицо руками, изображаем плач. Затем жалеем куклу, подаем ей мяч.
Бычок Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: - Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! Идем, покачиваясь. Вздыхаем. С испуганным видом останавливаемся, например у края ковра.
Лошадка Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. Имитируем движения: "причесываем" лошадку, "едем верхом".
Самолет Самолет построим сами, Понесемся над лесами. Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме. Широко расставив руки-"крылья", "летаем" по комнате.
Слон Спать пора! Уснул бычок, Лег в коробку на бочок, Сонный мишка лег в кровать, Только слон не хочет спать. Головой кивает слон, Он слонихе шлет поклон. Изображаем "сон", подложив ладошки под щеку. Укладываем спать мишку. Киваем головой.

Детские песенки

Антошка (из мультфильма "Веселая карусель" №1) Слова Ю.Энтина - Антошка, Антошка, (2 раза) Пойдем копать картошку! (2 раза) - Дили-дили! Трали-вали! Это мы не проходили! Это нам не задавали! - Антошка, Антошка, (2 раза) Сыграй нам на гармошке! (2 раза) - Дили-дили! Трали-вали! Это мы не проходили! Это нам не задавали! - Антошка, Антошка, (2 раза) Готовь к обеду ложку! (2 раза) - Дили-дили! - Трали-вали! Это, братцы, мне по силе! Откажусь теперь едва ли! Имитируем движения - "копаем". Задорно покачиваем головой. Имитируем игру на гармошке. Задорно покачиваем головой. Берем в руки ложку. Задорно покачиваем головой.
Веселые гуси Украинская народная песня Жили у бабуси Два веселых гуся: Один серый, Другой белый - Два веселых гуся. Вытянули шеи - У кого длиннее? Один серый, Другой белый - У кого длиннее? Мыли гуси лапки В луже у канавки. Один серый, Другой белый - Спрятались в канавке, Вот кричит бабуся: "Ой, пропали гуси! Один серый, Другой белый- Гуси мои, гуси!" Выходили гуси, Кланялись бабусе. Один серый, Другой белый- Кланялись бабусе. Складывая пальцы рук щепотью, изображаем головы гусей. Наклоняем вперед одну руку, другую руку, обе руки. Вытягиваем обе руки вперед, затем поочередно. Потираем ладошки друг об друга. Наклоняем вперед одну руку, другую руку, прячем за спину обе руки. Эмоционально, обхватив лицо руками и огорченно покачивая головой. Руки медленно появляются из-за спины, наклоняются вперед.
Песенка крокодила Гены (из мультфильма "Чебурашка") Слова А.Тимофеевского Пусть бегут неуклюже Пешеходы по лужам, А вода - по асфальту рекой. И неясно прохожим В этот день непогожий, Почему я веселый такой, Припев: Я играю на гармошке У прохожих на виду... К сожаленью, день рожденья Только раз в году. Прилетит вдруг волшебник В голубом вертолете И бесплатно покажет кино, С днем рожденья поздравит И, наверно, оставит Мне в подарок пятьсот эскимо. Припев: Используйте сюжетную картинку. Имитация игры на гармошке, Имитация игры на гармошке.
Песенка львенка и черепахи (Из мультфильма "Как львенок и черепаха пели песню") Слова С.Козлова Я на солнышке лежу, Я на солнышко гляжу, Все лежу и лежу И на солнышко гляжу. Крокодил-дил-дил плывет, Носорог-рог-рог идет. Только я все лежу И на солнышкогляжу. Рядом львеночек лежит И ушами шевелит, Только я все лежу И на солнышко гляжу. В ходе пропевания этой песенки лучше использовать соответствующую сюжетную картинку. Взрослый начинает затем приостанавливается петь строку, давая ребенку возможность допеть последнее слово в строке (выделены). В последующем побуждайте пропевать целую строку. По ходу песенки можно использовать различные повторяющиеся жесты, которые подкрепляют действия, смысл текста, помогают его запомнить.
Чунга-Чанга (из мультфильма "Катерок") Слова Ю.Энтина Чунга-Чанга! Синий небосвод! Чунга-Чанга! Лето круглый год! Чунга-Чанга! Весело живем! Чунга-Чанга! Песенку поем: Припев: Чудо-остров! Чудо-остров! Жить на нем легко и просто! Жить на нем легко и просто! Чунга-Чанга! Наше счастье постоянно: Жуй кокосы! Ешь бананы! Жуй кокосы! Ешь бананы! Чунга-Чанга! Чунга-Чанга! Места лучше нет! Чунга-Чанга! Мы не знаем бед! Чунга-Чанга! Кто здесь прожил час- Чунга-Чанга! Не покинет нас! Припев. Чтобы ребенку стал более понятен смысл песни, используйте сюжетную картинку, и во время пения показывайте ребенку соответствующие ее фрагменты. Взрослый начинает петь строку, затем приостанавливается, давая ребенку возможность допеть последнее слово в строке (выделены). В последующем побуждайте пропевать целую строку.
Спят усталые игрушки Слова З.Петровой Спят усталые игрушки, книжки спят. Одеяла и подушки ждут ребят, Даже сказка спать ложится, Чтобы ночью нам присниться, Ты ей пожелай баю-бай. Баю-бай, должны все людиночью спать. Баю-баю, завтра будет день опять. За день мы устали очень, Скажем всем: "Спокойной ночи". Глазки закрывай, баю-бай... Взрослый начинает петь строку, затем приостанавливается, давая ребенку возможность допеть последнее слово в строке (выделены). В последующем побуждайте пропевать целую строку.
По малину в сад пойдем Слова Т.Волгиной По малину в сад пойдем, В сад пойдем, В сад пойдем, Плясовую заведем. Заведем, заведем. Припев: Солнышко на дворе. А в саду тропинка, Сладкая ты моя, Ягодка малинка! Ты, малинка, не в роток, Не в роток, не в роток- Насыпайся в кузовок, В кузовок, в кузовок! Припев. Как малины наберем, Наберем, наберем, Пирогов мы напечем, Напечем, напечем. Припев. Пирогов мы напечем, Напечем, напечем, Всех соседей позовем, Позовем, позовем. Припев. В этой песенке ребенок повторяет слова и фразы (выделены). По ходу песенки можно использовать различные повторяющиеся действия, жесты, которые подкрепляют смысл текста, помогают его запомнить, дают возможность подвигаться.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...