Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История и методология науки




Учебное пособие

Редактор И.С. Солдатов

Корректор А.А. Журавлев

 

Сдано в набор... … 2019. Подписано в печать ……. 2019

Объем …… п.л. Тираж 500 экз. Зак. …….. Цена свободная

_______________________________________________________

Типография НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д. 35

 


[1] Пропедевтика — предварительный вводный курс, позволяющий кратко ознакомиться с основными понятиями, принципами и подходами, которые предстоит более глубоко и систематично усвоить в дальнейшем.

[2] Понятие науки. Наука в истории общества. Наука как система знаний, как процесс получения новых знаний, как социальный институт и как особая область и сторона культуры. Классификация наук по предмету и методу: гуманитарные, общественные, технические и естественные. Знание – результат познавательной деятельности человека. Многообразие знаний и их типология. Знания обыденные и научные. Характерные черты научного знания. Наука, паранаука, лженаука. Проблема заблуждения в научном познании. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и религия. Научные предпосылки совершенствования системы физической культуры и спорта.

[3] При изложений глав 1-2, авторы используют учебного пособия для магистров: Оганян К.М. Философия и методология социальных науки. Рекомендовано УМО ВО для студентов ВУЗ, обучающихся по социально-гуманитарным направлениям. 2-е изд.-М.: Изд-во Юрайт, 2018. -167с.

[4] См.: Оганян К.М., Бранский В.П. Оганян К.К. Глобализация общечеловеческая ценность// Журнал Гуманитарий Юга России, №4, 2013. С. 78-88.

[5] См.: Оганян К.М. Социальный идеал и выбор оптимального пути глобализации //Социология в системе научного управления [Электронный ресурс]: Материалы IV Всероссийского социологического конгресса / ИС РАН, ИСПИ РАН, РГСУ. М.: ИС РАН, 2012 http://www. isras.ru /VSK_IV_partion.html?section=5

[6] См.: Стёпин В. С. Философия науки. С. 125; Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере живописи. Калининград: Янтарный сказ, 1999. -704с.

[7] Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике / Х. Ортега-и-Гассет // Вопросы философии. 1993. № 10. С. 66–67.

[8] См.: Декарт Р. Избранные произведения / Р. Декарт. М., 1950. С. 86, 118, 283, 287, 353, 387.

[9] Бэкон Ф. Соч. Т. 2 / Ф. Бэкон. М., 1972. С. 499.

[10] Кармин А. С. Философия / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. - СПб., 2011. С. 430.

[11] Фейнмановские лекции по физике. Т. 1. М., 1965. С. 55.

[12] Бор Н. Атомная физика и человеческое познание / Н. Бор. М., 1961. С. 96.

[13] См.: Штоф В. А. и современная философия науки. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. - 464с.

[14] См.: Никифоров А. Л. Научный факт и научная теория / А. Л. Никифоров // Творческая природа научного познания. М.: Наука, 1984. С. 155.

[15] Эйнштейн А. Собр. науч. тр. Т. 4 / А. Эйнштейн. М., 1967. С. 183, 291.

[16] Оганян К.М. Взаимосвязь знания, мнения и веры: гносеологический анализ. Ж-л «wisdoм», 1(2), 2014, С.103-116.

[17] Armstrong D. Belief, truth and knowledge. - Cambridge. 1973, Р.34.

[18] Ерунов, Б. А. Познавательные значения мнения. Вопрос. Мнение. Человек. - Уч.зап. Лен.гос.пед.ин-т, 1971, Т.497, с.180.

[19] Вера. - В кн.: Словарь русского языка. М.: ЭКСМО, 1952, с.186.

[20] Belief –Jn.: Websters new world dictionary of American language. 2002: Ld. Р.135

[21] Платон. Соч.: В 3-х т., т. 3(1). - М.: Мысль, 1971, с. 282.

[22] Аристотель. Соч.: В 4-х т., т.2. М.: Мысль, 1983, с. 313.

[23] Соколов В.В. Средневековая философия. М.: Университет, 1999, с. 138-139.

[24] См.: Спиноза Б. Избранные произведения, т.1. М.: Университет, 2003, с. 113.

[25] Локк Д. Избранные философские произведения, т.2. М.: Университет, 1987, с.385.

[26] Его же: с. 72

[27] Юм Д. Соч.: в 2-х т., т.2. - М.: «Канон», 1995, с. 120.

[28] Кант И. Соч., т. 3. М.: Университет, 1998, с. 95.

[29] Там же: с. 673.

[30] Гегель. Соч., М., 1935, т. Х1, с. 412.

[31] Popper, K. The objective knowledge: An evolutionary approach. – Oxford: Cbarendon Press. Price, H.(1969). Belief. Ld. 1972, р. 25.

[32] Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. - М.: Мысль, 1974, с.187.

[33] Цит. По: БыховскийБ.Э. Къеркегор С. Вера. -М.: Мысль, 2000, с. 112.

[34] Козырева А.К. Природа веры. М.: Университетский проект, 2008, с. 157.

[35] Юм Д. Соч.: в 2-х т., т.2 М.: «Канон», 1995, с. 111.

[36] Системное видение мира. Формирование картин мира. Античная и средневековая картина мира. Физические картины мира в синтезе знаний: механическая, электромагнитная, квантово-полевая. Подходы и принципы. Периодизация истории науки. Наука классическая, неклассическая, постнеклассическая. Научные революции и проблема преемственности знаний.

[37] Матвеев Г.М. Мифологическая картина мира / Г.М. Матвеев //Духовная сфера общества: материалы научной конф. по итогам НИР за 2003г./ Мар. Гос. Ун-т. Йошкар-Ола. С.24.

[38] Понятие логического закона. Законы логики и их роль в познании. Основные законы: законы тождества, противоречия и исключённого третьего, закон достаточного основания. Методологическая роль законов логики в различных науках. Действия законов логики в сфере физической культуры и спорта. Гипотеза как форма развития знаний. Виды гипотез: описательная и объяснительная, общие и частные. Понятие рабочей гипотезы. Способы доказательства гипотез. Теоретический и эмпирический слой оснований в науке. Понятие теории.

 

[39] Кроме этого труда к логическим сочинениям Аристотеля относятся: «Топика», «Категории», «О софистических опровержениях», «Об истолковании».

 

[40] Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 29. - С. 84.

[41] См. подробнее: § Общелогические и научные методы познания.

[42] Пример: В 1847г. венский врач Земмельвейс предположил, что причина высокой смертности новорожденных – «трупное вещество», которое медперсонал незаметно для себя переносит из анатомического отдела в родильное. Он отдал распоряжение о непременной дезинфекции при переходе из одного помещения в другое. Смертность в результате снизилась с 12% до 1%. Такого рода данных достаточно для эмпирического подтверждения гипотезы. Однако ему не поверили и даже объявили его сумасшедшим. Почему? Гипотеза Земмельвейса противоречила принятой в то время теории происхождения болезней вследствие внутренних причин (Теория эндогенных факторов). Эта общая теоретическая установка на исследование анатомии и физиологии человека развивалась в противовес ссылкам на вредные испарения или ненаблюдаемые мистические вирусы и оказалась чрезвычайно плодотворной. Конкурирующая теория экзогенных факторов (вирусная теория заболевания) возникла еще в древности. В античные времена ею объясняли малярию и туберкулез, в XVII-XVIII вв. – чуму. В XIX в. вирусная теория была дискредитирована по двум причинам: 1) из-за непроверяемости, так как вирус не смогли выделить никаким способом, 2) из-за установки на смирение перед силами природы, что противоречило духу времени, выраженному в максиме «Человек – господин природы». Кроме того, Земмельвейс не мог объяснить механизма переноса заболевания. Этот механизм был открыт гораздо позже Луи Пастером и его учениками, показавшими, что микробы, попадая в человеческий организм, плодятся чрезвычайно быстро. Таким образом, гипотеза Земмельвейса из-за противоречия с распространенной и признанной теорией не была принята в свое время до тех пор, пока не появилась более обоснованная теория болезнетворных вирусов. См.; Карпович В.Н. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск.1980. С.57-120.   

[43] Эпистемология - это учение о научном познании.

[44] Научный факт, научная проблема, научная гипотеза, доказательство, научная теория, парадигма, единая научная картина мира.

 

[45] Метод (от греч. Metodos — путь к чему-либо) - это способ деятельности в любой ее форме.

 

[46] В своем главном сочинении «Введение в науки о духе» (нем. Einleitung in die Geisteswissenschaften, 1880), а также в «Построении исторического метода в науках о духе» (нем. Der Aufbau der geschichtlichen Methode in den Geisteswissenschaften, 1910) Дильтей резко противопоставляет науки о духе наукам естественным (к которым Дильтей относит и эмпирическую психологию), изучающим явления путем эмпирического анализа, между тем как наука о духе имеет дело с непосредственной психической деятельностью — переживанием — и поэтому должна отстаивать свой, специфически соответствующий ей метод. История как целое не имеет своего смысла; им обладают лишь отдельные её эпохи, замкнутые в себе «культурные системы» индивидуальной структуры. Методологически «наука о духе» Дильтея есть попытка соединения двух систем: каузально-генетического объяснения английского позитивизма и интуитивного понимания немецкого идеализма.

[47] Карл Людвиг фон Бертала́нфи. Первооснователь обобщённой системной концепции под названием «Общая теория систем». Постановщик системных задач — прежде всего, в сфере разработки математического аппарата описания типологически несходных систем. Исследователь изоморфизма законов в различных сегментах научного знания. Сам фон Берталанфи описывает происхождение общей теории систем как результат конфликта между механицизмом и витализмом. Обе точки зрения были для него неприемлемы: первая — как тривиальная, вторая — как вообще антинаучная.

[48] Три основных уровня методологии: методология философская, общенаучная, конкретно-научная. Проблема как знание о незнании. Постановка проблем. Предположения и гипотезы. Гипотеза как метод познания и как вероятное знание. Развитие гипотезы на пути к достоверности. Субъективные и объективные аспекты в формировании и развитии науки. Аргументация и обоснование в науке. Поиски критериев истины в математике, физике, астрономии, истории и др. науках. Формирование научных знаний о физической культуре и спорте.

 

[49] Огюст Конт- французский философ,родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды - принесший ему наибольшую известность «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики, или Трактат по социологии, устанавливающий религию Человечества».

Джон Стюарт Милль- британский философ, социолог, экономист и политический деятель. Внес значительный вклад в обществознание, политологию и политическую экономию. Внес основополагающий вклад в философию либерализма. Отстаивал концепцию индивидуальной свободы в противоположность неограниченному государственному контролю. Являлся сторонником этического учения утилитаризма. Существует мнение, что Милль являлся наиболее заметным англоязычным философом XIX века.

Герберт Спенсер -английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Его социологические взгляды являются продолжением социологических воззрений Сен-Симона и Конта, определённое влияние на развитие идеи эволюции оказали Ламарк и К. Бэр, Смит и Мальтус.

 

 

[50] Конт О. Курс позитивной философии / О. Конт // Родоначальники позитивизма. Вып. 4. СПб., 1912. С. 6.

[51] Спенсер Г. Основные начала / Г. Спенсер. СПб., 1897. С. 331.

[52] Спенсер Г. Основные начала. С. 163.

[53] Планк М. Единство физической картины мира / М. Планк. СПб., 1910. С. 31.

[54] Имре Лакатос-английский философ венгерского происхождения, один из представителей постпозитивизма и критического рационализма.

[55] Лакатос И. История науки и ее рациональная реконструкция / И. Лакатос // Структура и развитие науки. М.: Прогресс, 1978. С. 257.

[56] Томас Кун- американский историк и философ науки. Стэнфордская философская энциклопедия называет Куна одним из самых влиятельных философов науки XX столетия, возможно, самым влиятельным. Его книга «Структура научных революций» является одной из самых цитируемых научных книг за всю историю науки.

Стивен Эделстон Тулмин- британский философ, автор научных трудов и профессор. Находясь под влиянием идей австрийского философа Людвига Витгенштейна, Тулмин посвятил свои работы анализу морального основания. В своих исследованиях он изучал проблему практической аргументации. Помимо этого, его работы использовались в области риторики для анализа риторической аргументации. Модель Аргументации Тулмина представляет собой шесть взаимосвязанных компонентов, которые используются для анализа аргументации, считается одной из его наиболее значимых работ, особенно в области риторики и коммуникации.

Фейерабенд Пол Карл - австрийско-американский учёный, философ, методолог науки. Фейерабенд стал известен благодаря своим анархистским взглядам на процесс научного познания, и утверждениям, что в науке не существует универсальных методологических правил. На основе этих идей он создал концепцию эпистемологического анархизма. Он был влиятельной фигурой в философии науки и в социологии научного познания. Критика Фейерабенда оказала существенное влияние на развитие теорий науки Томаса Куна, Имре Лакатоса и др. Основные работы: «Против метода» (англ. Against Method: Outline of an Anarchistic Theory of Knowledge, опубликована в 1975 году; «Наука в свободном обществе» (англ. Science in a Free Society, опубликована в 1978 году); «Прощай, благоразумие» или «Прощай, разум» в других переводах (англ. Farewell to reason, сборник статей, опубликованный в 1987 году).

   

[57] Kuhn T. Logic of Discovery or Psychology of Research / T. Kuhn // Essential Tension. Chicago; London, 1977. P. 273.

[58] В нашей стране не так много написано об интуиции. Обычно называют книгу В.Ф. Асмуса (Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М.:  Издательство: Мысль. 1965. – 312с.) как главную, и еще несколько более поздних, но менее значимых книг. Сегодня в России появилось новое добротное философское исследование в единстве с научно-психологическим изучением феномена и понятия интуиции. Как труд всей своей жизни нам оставил книгу об интуиции Анатолий Соломонович Кармин (1931–2010). Он не успел увидеть ее и подержать в руках как изданную книгу, но она уже вошла в отечественную культуру навсегда. Книга: Кармин А. С Интуиция. Философские концепции и научное исследование. -СПб.: Наука,2011. 901с.) предельно богата идеями автора и новыми обобщениями, а не только изложением накопленных за столетия учений об интуиции, ее природе, происхождении и способах существования. Понятие интуиции, ее судьба, трансформации, временная и историческая изменчивость, бурная «биография» за тысячелетия, не сводящаяся к традиционному «логоцентризму» европейской философии, не закончились и сегодня. Я обращаюсь к понятию интуиции, его истории в контексте философского языка, как изменении временных, смысловых оттенков и значений, особых звучаний в зависимости от концепций прежде всего философов, - как это увидел автор монографии, в целом определивший идеи интуиции в истории философии как «предпосылочное знание» для современных исследователей. История понятия интуиции, как case study, дает возможность более полно выявить особенности общего понятия как такового, его формирования, «жизни» в языке, культуре, рассмотреть с позиций гуманитарной эпистемологии.

[59] Уильям Уэвелл- английский философ, теолог, англиканский священник, историк науки, универсальный человек. К существенному вкладу Уэвелла в науку относятся работы в области индукции, разработка теории индукции. В этике оппонировал современному английскому эмпиризму.

[60] Кант, не вводя понятие и не выделяя специально как вид интеллектуальную интуицию, содержательно ее характеризует, т.е. данное понятие получает не формально-логическое определение, но контекстуальное, как это часто встречается в гуманитарных, в том числе философских, текстах. В качестве контекста у Канта выступает рассуждение о категориальной модели, которая «предшествует всякому знанию о предмете как интеллектуальная форма его и даже составляет формальное априорное знание о всех предметах вообще, поскольку они мыслятся» (Кант И. Критика чистого разума.  В 8 т. Т. 3. М., 1994, с. 719.). Кармин А.С напоминает, что, по Канту, «в природе нашего рассудка заложена априорная, не опосредованная ни опытом, ни логическими доказательствами модель любого предмета познания. Это, очевидно, некая форма предпосылочного интуитивного знания, из которой мы исходим в процессе мышления о любом предмете. Следовательно, речь здесь идет о наличии у нас интеллектуальной интуиции особого рода, которую можно было бы назвать “категориальной интуицией”» (Кармин А.С. 2011, с.80) и с помощью которой систематизируются чувственные созерцания. Итак, в каждом случае еще до начала познания человек имеет некоторую мысленную модель, которая, наполняясь чувственным восприятием, становится знанием. Для Канта эта модель не логически построенная, но врожденная, априорная функция рассудка и не является знанием как таковым – это не абсолютная, но лишь относительно априорная категориальная интуиция. Ф. Шеллинг вводит некоторые иррациональные моменты в понятие интеллектуальнй интуиции, вместе с тем считая необходимым отвлечение от созерцающего субъекта, который сливается с объектом. Соответственно, для Шеллинга природа смотрится в людей, которые тем самым становятся природою. В интуиции природа сама конструирует себя и не может заблуждаться, но может быть неполной и тогда возникают науки. На этом пути Шеллинг решает проблему - человек существует и в мире явлений, и в мире вещей самих по себе – для познания, одновременно добавляя в понятие интуиции такой значимый момент, как тот, что в интуиции природа сама конструирует себя. Осуществленное - на основании работ Э. Гуссерла (Гуссель Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Том I. Общее введение в чистую феноменологию. М.: Академический Проект. 2009. — 489 с 2009, Э. Кассирера (Кассирер Э. Логика наук о культуре.М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация» И.Т. Касавин. 1998. – 139с., Ж. Деррида (Деррида Ж. О грамматологии / Пер. с фр. и вступ. ст. Н.С. Автономовой. М.: Ad Marginem. 2000. - 520с., Л.А. Микешиной (Микешина Л.А. Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки.М.: РОССПЭН. 2010. - 575 с., Н.С. Автономовой (Автономова Н.С. Философский язык Жака Деррида. М.: РОССПЭН. 2011. - 510 с.; а также А.С. Кармина, его всестороннего анализа интуиции – «поисковое» рассмотрение проблемы создания общих понятий гуманитарного знания приводит к предположению об особой роли в этом процессе интуиции и об ограниченных возможностях их формально-логического построения.

[61] Герцен А. И. Избр. филос. произв.: В 2 т. Т. 2. С.95.

[62] См.: Бранский В. П.  Философские основания проблемы синтеза квантовых и релятивистских принципов. Л.: ЛГУ, 1973. -176с.; Оганян К.М. Генезис и развитие теоретического уровня естественнонаучного знания. Ереван: Изд. АН Армении, 1990. -221с; Его же: Современная философия и методология науки»: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016  и др.

[63] Гештальт (нем. Gestalt -- форма, образ, структура) -- пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путем суммирования свойств их частей. Метод познания гештальтов — наблюдение и описание содержаний своего восприятия.

[64] Причем здесь повергаться генерализации может и идеал, и то, что выступает в качестве идеала, — эм­пирическое представление и модель.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...