Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы.




Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет»
(ФГБОУ ВО «МАГУ»)

 

Коммерческое право

Учебно-методические материалы

 

 

Мурманск

2016

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

 

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА …………………..3

II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ……………………….4

III. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ……………………………………………………..36

IV. ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ……………………..42

V. ГЛОССАРИЙ ………………………………………………………………...57

VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ………………………………….......66

 

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Цель дисциплины -подготовка студента как специалиста, умеющего самостоятельно анализировать действующее законодательство о торговой деятельности, обладающего основными навыками практического использования гражданско-правовых средств, применяемых в торговле.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать: основы права и правового регулирования коммерческой деятельности; общие положения о коммерческой деятельности, практику применения правовых норм, регламентирующих коммерческую деятельность; понятия, характеризующие специфику экономической ситуации в стране.

уметь: логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; использовать гуманитарные, социальные и экономические знания для анализа социально значимых проблем и процессов, решения социальных и профессиональных задач; находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; ориентироваться в нормативных и правовых документах, регулирующих профессиональную деятельность; ориентироваться в действующем законодательстве, регламентирующем коммерческую деятельность; применять юридические знания в практической работе различных сфер жизнедеятельности;

владеть: культурой мышления, способностью к обобщению, анализу и восприятию информации; навыками делового общения в стандартных профессиональных ситуациях; основами правового мышления, навыками сбора, систематизации и самостоятельного анализа информации о социально-политических и экономических процессах; навыками анализа, правильного толкования нормативных актов, регламентирующих коммерческую деятельность и их использования.

 

II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.

При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:

- изучают рекомендованную научно-практическую и учебную литературу;

- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.

Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и семинарские занятия.

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу.

Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.

При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает с использованием технологической карты дисциплины, размещенной на сайте МАГУ.

Планы семинарских занятий:

 

Занятие 1. Общие положения о коммерческом праве

План:

История коммерческого (торгового) права.

Причины возрождения российского коммерческого права в современных условиях.

Роль коммерческого права в разработке общих проблем и на­учно-методическом обеспечении торгового предпринимательства.

Организация исполнения законодательства и использования ненормативных правовых средств в сфере торговли.

Задачи дисциплины коммерческого права в подготовке кадров для обслу­живания торгового оборота.

Литература: [1, с. 10-120 ]; [2, с.8-96 ]; [4, с.6-53]; [11]; [12].

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Характеристика основных научных взглядов на природу коммерческого права и его место в системе права.

2. Понятие коммерции и коммерческого права. Различие коммерции и предпринимательства. Соотношение коммерческого права, предпринимательского права и торгового права. Отграничение коммерческого права от смежных отраслей права.

3. Предмет коммерческого права. Понятие, содержание и участники коммерческой деятельности. Оптовая и розничная торговля как сферы коммерческой деятельности, специфика их правового регулирования с позиции коммерческого права.

4. Взаимосвязь коммерческого права и экономики. Метод коммерческого права. Воздействие публично-правовых установлений на коммерческую деятельность. Принципы коммерческого права.

5. Понятие коммерческого права как науки. Предмет изучения науки коммерческого права. Основные задачи науки коммерческого права в современных условиях. Учет и использование коммерческим правом достижений науки гражданского права. Взаимосвязь науки коммерческого права с экономическими науками.

6. Коммерческое право как учебная дисциплина. Связь с иными юридическими учебными дисциплинами. Система курса коммерческого права.

7. Основные этапы развития коммерческого (торгового) права в России: дореволюционный; советский; современный.

8. Торгово-экономические предпосылки возникновения коммерческого права за рубежом и основные этапы его развития.

Задания для самостоятельной работы.

1. Задание для размышления:

Уже в глубокой древности торговля понималась людьми как особый вид деятельности. Ей, по представлению древних греков, покровительствовал один из наиболее почитаемых олимпийских богов – Гермес, обладавший для этого всеми необходимыми качествами – ловкостью, хитростью, изворотливостью. Сегодня сам Гермес не смог бы «достаточно точно разграничить коммерцию (торговлю) и бизнес, отделить коммерцию от предпринимательской деятельности и вообще найти в мире такое укромное местечко, где можно было бы спрятаться от торговых проблем» (Дж. Стюарт).

В российской правовой науке, изучающей феномен современной коммерческой деятельности и соответствующую ей отрасль права, переплетающуюся с гражданским и предпринимательским правом, также (как у экономистов о коммерческой деятельности) сложились различные представления о самостоятельности коммерческого права. Одни ученые считают, что коммерческое право в российской правовой системе необходимо выделить в качестве самостоятельной отрасли права. Другие – что торговое право не является самостоятельной отраслью права. Высказываются и такие мнения:

· гражданское и торговое право представляют собой две тесно связанные между собой ветви частного права;

· коммерческое право входит в гражданское как часть в целое, а самостоятельность коммерческого права носит относительный характер.

Какова Ваша точка зрения на самостоятельность коммерческого права? Позицию какой группы ученых-юристов разделяете Вы?

 

2. Решите задачи:

Задача 1.

Организация - Республиканское государственное унитарное предприятие «Фармация» - имеет лицензию на «реализацию населению готовых лекарственных препаратов по рецептам и без рецептов врача, учреждениям здравоохранения по требованиям или заявкам». Через подведомственные аптечные учреждения РГУП «Фармация» отпускает лекарственные средства и изделия медицинского назначения:

а) населению за наличный расчет;

б) лечебно-профилактическим учреждениям, санаториям, домам отдыха, образовательным учреждениям, заводам по розничным ценам по безналичному расчету (не для последующей перепродажи, а для конечного потребления).

Объясните, пожалуйста, необходимо ли в данном случае наличие отдельной лицензии на осуществление оптовой торговли лекарственными средствами?

Задача 2.

Пунктом 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ предусмотрена возможность сторонам сделки включить в договор поставки условие о выплате поставщиком продовольственных товаров вознаграждения покупателю в связи с приобретением последним определенного количества продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров. В Законе порядок расчета размера вознаграждения не уточнен.

Ответьте на вопрос: как рассчитать сумму вознаграждения: в отношении каждого поставленного наименования товара или по общей стоимости всей переданной в рамках договора поставки продукции (учитывая, что в таком случае применительно к конкретной товарной позиции размер премии может превышать 10%)?

3. Тестовые задания:

1. Коммерческое право – это часть:

а) гражданского права;

б) уголовного права;

в) налогового права.

 

2. Принцип свободы договора означает, что его условия:

а) определяются всегда только по усмотрению сторон;

б) никогда не определяются по усмотрению сторон;

в) определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

 

3. В предмет коммерческого права включается:

а) розничная купля-продажа товаров;

б) оптовая купля-продажа товаров;

в) розничная и оптовая купля-продажа товаров.

 

4. Коммерческое право – это:

а) самостоятельная отрасль права;

б) подотрасль гражданского права;

в) подотрасль предпринимательского права.

 

5. Коммерческая деятельность – это:

а) вид предпринимательской деятельности;

б) всегда деятельность непредпринимательская;

в) деятельность только бюджетных организаций.

 

6. Цель коммерческой деятельности – это:

а) извлечение прибыли посредством систематического отчуждения товаров;

б) просто систематическое отчуждение товаров;

в) безвозмездная передача товаров третьим лицам.

 

7. Коммерческое право – это часть:

а) гражданского права;

б) уголовного права;

в) налогового права.

 

8. Принцип свободы договора означает, что его условия:

а) определяются всегда только по усмотрению сторон;

б) никогда не определяются по усмотрению сторон;

в) определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

 

9. Коммерческая деятельность – это:

а) вид предпринимательской деятельности;

б) всегда деятельность непредпринимательская;

в) деятельность только бюджетных организаций.

 

10.Цель коммерческой деятельности – это:

а) извлечение прибыли посредством систематического отчуждения товаров;

б) просто систематическое отчуждение товаров;

в) безвозмездная передача товаров третьим лицам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...