Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классный час «И на солнце есть пятна»

Эпиграф на доске:

В каждом человеке есть солнце, только дай ему светить.

Цель: развитие способности к познанию себя и других людей.

Задачи:

· развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;

· содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;

· формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности.

Вводное слово учителя.

Добрый день, ребята.

Предлагаю начать наш классный час с притчи

…утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина грешница; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Иисус, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

Беседа с ребятами.

· Как вы поняли притчу?

· Какой вывод вы сделали для себя?

Учитель.

Тема нашего занятия: «И на солнце есть пятна».

- Как вы понимаете эти слова?

- солнце - идеал, наше светило имеет еле заметные пятна. Пятна – недостатки. Мы видим недостатки у других людей, говорим им об этом. Пытаемся их изменить.

Но что мы понимаем под человеческими недостатками, и что называем достоинствами?

 

Работа в группах: 1-достоинства личности, 2 – недостатки личности

 

Как вы понимаете слово толерантность

 

Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках:

· в английском – готовность быть терпимым;

· во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;

· в китайском – быть по отношению к другим великолепным;

· в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

· в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Недаром была принята Декларация принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО. 16 ноября стал Международным днем толерантности. 31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в нашем обществе. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно. Этим и объясняется тема нашего классного часа.



Введение понятий «толерантная личность» и «интолерантная личность».

Обращаем внимание ребят на таблицу (Приложение № 1)

Беседа по вопросам.

1. Есть ли у вас качества из интолирантной колонки?

  1. К кому чаще всего мы испытываем нетерпимость? Почему?
  2. Были ли в вашей жизни случаи, когда вы были нетерпимы или к вам был кто-то нетерпим?
  3. Как вы себя чувствовали в той ситуации?
  4. Легко ли быть терпимым к своим недостаткам, ошибкам? Почему?

Посмотрите ещё раз на эти характеристики.

Толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.

Интолерантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.

Люди по своей природе различны по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Каждый может свободно придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Об этом уже давно сказали выдающиеся мыслители прошлого. Как вы можете прокомментировать эти высказывания?

Обращение к эпиграфам, записанным на доске.

· Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими (Х.Ягодзиньский)

· Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать (Ф.Вольтер)

· Давайте согласимся иметь разногласия (Л.Стивенсон)

  • Никто не станет мудрым, не будучи терпеливым. (Античный афоризм).
  • Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой. (Э. Берк).

· В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе.(Ф. Бэкон)

Давайте послушаем притчу о Рабби

Притча.

Рабби решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Рабби – такой маленький. Тогда Рабби решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Рабби – такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у Рабби такая большая, одних детей десяток. Так Рабби добрался до единственного, кого он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.

 

Хочешь изменить МИР - начни с себя

Как же справиться со своей нетерпимостью к некоторым школьным предметам, некоторым школьникам, близким, окружающим?

Методика-(Дерево проблем)Работа в группах.

На доске образец «Дерева проблем», на партах ватманы, маркеры.

1. Давайте попытаемся изобразить в корнях дерева причины проблем нетерпимого отношения друг к другу в нашем классе. (Почему?)

2. В кроне дерева попытаемся предложить решение проблем.

(Что делать, чтобы проблему решить?)

3. Защита плакатов- проектов от групп.

Вывод: Толерантности нужно учиться, нужно вовремя замечать свои ошибки, быть выносливыми, слушать замечания, пытаться понять себя, принять других и стараться в дальнейшем избегать ошибок.

Вы, наверное, слышали поговорку: «Ошибок не совершает тот, кто ничего не делает». Предлагаю вам стихотворение В. Берестова.


Однажды человек ошибку совершил,
Напуганный, не знал, куда деваться,
И, дорожа спокойствием души,
Поклялся вообще не ошибаться.

Чтобы не споткнуться, он замедлил шаг,

Чтоб не забыться, спорить не решался,
А собственное мнение прятал так,
Что, собственно, без мнения остался.

Он никому на свете не мешал.
Его встречали вежливой улыбкой.
Ошибок он уже не совершал.
Вся жизнь его теперь была ошибкой.


 

Рефлексия в конце занятия:

· Какую полезную информацию вы для себя получили на занятии?

· Что больше всего понравилось на занятии?

 

Приложение № 1.

  Толерантные люди   Интолерантные люди.  
1.Знание самого себя.   Относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах в своих достоинствах и недостатках. Замечают у себя только достоинства, обвиняют других.
2. Защищенность. Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем. Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.
3. Ответственность. Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за свои поступки. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят.
4. Потребность в определении. Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы. Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я).
5. Способность к эмпатии(способность формировать верные суждения о других людях). Толерантный человек может правильно оценить и себя и интолерантного человека. Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.
  6. Чувство юмора.   Толерантный человек способен посмеяться над собой. Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.
7. Авторитаризм Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе. Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.

Анкета «Насколько вы терпимы?»

1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не под­держали. Расстроитесь?

а) да; б) нет.

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру.

Что вы предпочтете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3. Спокойно ли воспримете неприятную для вас новость?

а) да; б) нет.

4. Раздражают ли вас люди, которые часто опаздывают?

а) вы терпеливо ждете, находя для себякакие-то занятия, например, читаете или отгадываете кроссворд;

б) вам неприятны люди, которые часто опаздывают.

5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, которые сильно отличаются от вас своими привычками?

а) мне трудно было бы это сделать;

б) я не обращаю внимания на такие вещи.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже шутка и будет мне неприятна, то я постараюсьответить в такой же манере.

7. Согласны ли вы с мнением, что встречают по одежке?

а) да; б) нет.

8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становит­ся объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внима­ние отвлечено от меня;

б) я лишь радуюсь за него (нее).

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы "реагируете?

а) уходите пораньше под благовидным предлогом;

б) вступаете в спор.

 

Обработка результатов

А теперь подсчитайте очки. Запишите себе по два очка за ответы

1-6, 2-6, 3-6,4-а, 5-6, 6-6, 7-6,8-6, 9-а.

От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, возникает такое впечатление, что вы, не колеблясь, стремитесь навязать свое мнение другим; чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

От 6 до 12 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, но, безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Иногда вы излишне резки и неуважительны к собесед­нику. В такой момент вы действительно можете выиграть спор с че­ловеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли брать гор­лом, когда можно победить более достойно?

От 14 до 18 очков. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не разделяете. Вы критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...