Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взгляды в области уголовного права




Десницкий разделял взгляды Адама Смита об основаниях юридической ответственности. Как известно, А. Смит различал два виды справедливости – «истина исполнительная» и «истина воздаятельная» «Исполнительная истина велит девать все то, что только по строгости прав требовано быть может от целого света…. Напротив сей, истина воздаятельная требует только того, что всякому по людскости и человечеству должно отдавать, - пишет русский просветитель.

Десницкий высказывает сходную мысль, утверждая, что «исполнение истины воздаятельной… не столько нужно к устоянию государства, сколько наблюдение строгое истины исполнительной». Отсюда русский просветитель делает вывод, что юридическая ответственность возможна, как правило, только за нарушение истины исполнительной. Что касается истины воздаятельной, то «творение сей добродетели всегда бывает свободное и не может быть требовано насильно не от кого».

Теория Десницкого о том, что основанием юридической ответственности может быть только нарушение исполнительной истины, резко расходилась с практикой русского государства, которое активно вмешивалось в нравственную сферу. Десницкий, видимо, ясно осознавал противоречие его теории сложившейся практике, но не решался безоговорочно осудить эту практику. В «Слове о причинах смертных казней по делам криминальным» содержится лишь попытка как-то очертить те рамки, за которыми вмешательство государства в нравственные отношения является явно недопустимым.

Десницкий вынужден признать, что в ряде случаев государство может закреплять в законе требования истины воздаятельной. «Однако, - подчеркивает русский просветитель, - и самим законодавцам в таких законоположениях премудрость велит весьма законоискусно поступать, дабы в противоположном случае и их воздаятельная истина не была налогом в тяжесть народу… Святые инквизиции в Европе много мучеников наделали, однако не много святых произвели во свет, а благодарящего за оные совестно – ни одного»[37]. Он формулирует общий принцип: правила истины воздаятельной должны в закон «с благопристойностью и благоволением всех», то есть активно поддерживаться общественным мнением

Существование уголовного наказания вытекает, согласно Десницкому, из природы человека. Исполнительная истина по его мнению существует на основе страза человека перед наказанием, которое неизбежно последует на нарушение этой истины.

Учение о мстительной склонности человека развивал А. Смит. По его мнению, стремление к мести может выражаться с разной силой. «Самые священные законы справедливости, законы, нарушение которых заслуживает мести и самого жестокого наказания, суть, стало быть законы, охраняющие жизнь и личность человека: за ними следуют законы, охраняющие собственность и обладание; наконец, последнее место занимают законы, имеющие своим предметом охранение личных прав и обязательств, заключенных между гражданами»[40].

Десницкий полностью разделяет эти взгляды Адама Смита и, отталкиваясь от них, отграничивает уголовную ответственность от прочих видов юридической ответственности. Уголовная ответственность возможна только за нарушение законов, «которыми защищаются наши здравие и жизнь» и «которые берегут нашу собственность и владение». Что же касается нарушения контракта, то это «дело некриминальное»

Десницкий развивает принципы уголовной ответственности. Среди них можно выделить:

1) Равенство всех перед законов и судом.

2) Народное одобрение наказания. При правильном назначении наказания «Предстоящие при том зритель и непристрастные слушатели внутренне благоволят о наказании такого законопреступника и в тревогу бьют на зачинщика такого злотворства», - пишет Десницкий. С этим принципом связан и принцип человечности наказания " Они (наказания) будут иметь «действительный успех в пресечении злотворства» только в том случае, если будут «умерены по делам, учинены без изъятия всякому и не выходят за пределы человечества»

3) удовлетворение наказанием потерпевших "Десницкий настаивает на том, чтобы уголовные наказания были «согласны всячески с удовлетворением обидимых, с общим благоволением посторонних зрителей»

Взгляды Десницкого носили прогрессивный характер.

Десницкий выступает за смягчение уголовного наказания и говорит о том, что чрезмерная жестокость вызывает «сожаление об виноватом «и негодование против судей[46]. Призыв к смягчению уголовного наказания был смелым гражданским подвигом Десницкого.

Он отвергал возможность существования уголовного наказания за преступления против религии. Он пишет "оставляя такие дела виноватых судить самому богу."

Кроме того Десницкий вообще не рассматривал в своих трудах такую категорию преступлений как "оскорбление величества". Между тем борьбе с этим преступлением в России придавали большое значение.

 

Учение о Русском праве

С первых же дней своей профессорской деятельности Десницкий высказался за реформирование той юридической науки, которая преобладала в преподавании как на Западе, так и в России. Во время своего вступления на кафедру он произнес речь "О прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции", которая стала программой научной разработки права и его университетского преподавания. В ней были определены задачи юридических исследований; даны примеры научной разработки конкретных правовых вопросов. В ряде замечаний ученый критиковал современную ему немецкую юриспруденцию. Десницкий предполагал создать в России новое поколение широко образованных юристов, разрушить существовавшее предубеждение в отношении правоведения. Его очень огорчало состояние российской науки того времени, в которой, по его словам, "россияне наибольше всех европейских народов весьма примечаются недостаточествующими". Особенно необходимым было изучение российских законов для граждан "всякого состояния", чтобы быть осведомленными в этих вопросах. Десницкий считал, что "не знающий закона не может знать ниже прямого употребления своея собственности и свободы", такой человек, "как они (т.е. их) защищать, и понятия не имеет. В особом "Рассуждении о пользе знаний отечественного законоискусства" (1778 г.) Десницкий отстаивал свою точку зрения о необходимости научного систематического изучения русского права. Юридическая подготовка нужна для представителей разных сословий и профессий, в частности, уездных заседателей и депутатов уложенной комиссии или участников законоположения, как он их называет: "Сколь стыдно казаться должно члену законоположения давать свой голос на новой закон, когда он вовсе не знает и не разумеет старого".

А для юристов Десницкий считал совершенно необходимым широкое фундаментальное общее образование. Изучение отечественных законов считал необходимой частью воспитания.

Вообще Десницкий был сторонником развития науки и просвещения, высказывался за введение всеобщего образования

Ученый был не удовлетворен состоянием юридической науки своего времени. По его мнению, она занималась мелочами и сводилась "к безмерному и беспорядному множеству законоучительских примечаний, которых прочтение отнимало у всех почти размышление, утомляло рачительную память и в изнеможение приводило всю остроту разума и рассуждения".

Десницкий первый переработал нормы российского законодательства в правовые определения и создал цельную систему русского права.

Юристу, по мнению Десницкого, необходимы четыре науки: нравоучительная философия, натуральная юриспруденция, римское право и отечественное право; последние должны быть изучаемы на основании сравнительно-исторических данных. В самом начале своей деятельности, в первый же год профессорства, Десницкий произнес речь "О прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции", дав этою речью вполне стройную и выработанную программу университетского преподавания и научной разработки права. Он находит, что для успешного изучения науки законоведения необходимо преподавать: здравую нравоучительную философию, натуральную юриспруденцию, языки и другие вспомогательные науки, как-то: грамматику, риторику, логику, физику, математику и пр. Основательно усвоив эти предметы, студент может приступать "к практике, в которой и сам после найдет и откроет другим такие тонкости, каковые многие и видеть не могут". Для практического изучения права должно собрать все, как древние, так и новые законы и указы, и из них составить наставление российских прав; в университете, наряду с кафедрой теории права, необходимо открыть кафедру практики, и профессор, которому она будет поручена, должен руководить студентами в практических занятиях по разбору тяжебных дел. Мысль Десницкого о введении практических занятий была несколько позднее осуществлена. Руководительство было поручено одному из учеников его, Горюшкину.

Поставивши себе задачей развить в соотечественниках любовь к изучению права, Десницкий произносит речь "О пользе знания отечественного законоискусства" для лиц всех сословий, особенно в ту пору, когда после созыва Уложенной комиссии явилась надежда получить кодекс, заключающий гуманные законоположения, согласные с духом "Наказа" — надежда, не осуществившаяся, однако, воодушевившая всех, так как комиссия официально считалась существующей до 80-х годов, несмотря на то, что, распущенная в 1768 г., уже вновь не собиралась.

Анализ взглядов С.Е. Десницкого на юридическую науку и юридическое образование в России второй половины XVIII в. позволяет сделать вывод, что ученый был убежден в необходимости изучения российских законов и научного систематического изучения русского права и выделял круг лиц, незнание права для которых было непростительно, а также считал, что юриспруденция занимает ведущее место среди других наук.

 

Основные выводы

1. Исторический процесс связан с развитием производительных сил, разделением труда и изменением форм собственности.

2. В противовес теории “общественного договора” он связывал возникновение государства с имущественным неравенством.

3. При рассмотрении и оценке государственных порядков и правовых институтов необходимо применение исторического, философского и политических методов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...