Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности развития социальных представлений у подростков и студентов




Как было отмечено в предыдущих параграфах, социальные представления создаются коллективно и коллективно поддерживаются. Социальные представления непосредственно связаны с социальной идентичностью. С одной стороны, представления являются продуктом социальной идентичности. Так, члены различных групп вырабатывают отличающиеся представления в отношении одного и того же объекта. Объектом нашего исследования являются такие возрастные группы, как подростки и студенчество (то есть представители юношеского возраста), поэтому считаем необходимым рассмотреть социальные представления у подростков и студентов.

Вступление в подростковый возраст однозначно ассоциируется с началом пубертата, то его окончание относят к периоду от 16 до 21 года. Юношеский возраст, следующий непосредственно за подростковым, относят, в среднем, к периоду от 17 до 20-25 лет.

В работах Э.Эриксона [57] отмечается, что в период подросткового возраста сущность психосоциального кризиса составляет выбор между групповой идентичностью и смешанной идентичностью, а основные задачи развития - развитие общения со сверстниками в контексте группового взаимодействия, эмоциональное развитие, формирование формально- логического интеллекта, создающего основу для дальнейшего развития самосознания. В юности психосоциальный кризис предполагает выбор между личностной идентичностью и диффузией, а задачи развития - автономизацию от родителей, достижение идентичности, включая идентичность социальных ролей, интериоризацию моральных норм, выбор профессиональной карьеры и начало ее реализации (получение образования). 

Социальные представления подростков тесным образом зависят от особенностей самосознания. Л.С.Выготский, определяя самосознание как “социальное сознание перенесенное вовнутрь”, выделял его в качестве новообразования подросткового возраста: “То же, что принято обычно называть личностью, является не чем иным, как самосознанием человека, возникающим именно в эту пору: новое поведение человека становится поведением человека для себя, человек сам осознает себя как известное единство. Это конечный результат и центральная точка всего переходного возраста” [45, с.227]. Как отмечал Д.И. Фельдштейн, в подростковом возрасте формируются, главным образом, те стороны “Я”, которые связаны с осознанием своего сходства и различия с другими людьми, с отношениями с окружающими.

Ведущей деятельностью младшего подросткового возраста (11-15 лет) является интимно-личностное общение – по словам Д.Б. Эльконина, “деятельность общения, заключающаяся в построении отношений с товарищами на основе определенных морально- этических норм, которые опосредуют поступки подростков”. В этой деятельности происходит формирование личностных смыслов, и тем самым в общении формируется чувство взрослости, являющееся особой формой самосознания и основным новообразованием младшего подросткового возраста.

Старший подростковый возраст (15-17 лет) характеризуется особой социальной ситуацией и новыми задачами, которые ставит общество перед подростком. К окончанию обучения в школе подросток оказывается на пороге взрослой жизни и перед ним встает необходимость выбора дальнейшего жизненного пути. Л.И.Божович, рассматривая самоопределение в качестве центрального новообразования старшего подросткового возраста, связывает его с формированием внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего.

Внутренняя позиция складывается из того, как подросток или юноша на основе своего предыдущего жизненного опыта, своих возможностей и ранее возникших потребностей относится к тому объективному положению, которое он занимает в жизни настоящее время и какое положение он хочет занимать. По мнению Л.И. Божович, именно эта внутренняя позиция обуславливает определенную структуру его отношения к действительности, окружающим и самому себе.

М.Р.Гинзбург, отмечает, что специфика отношений, складывающихся между ребенком и обществом на данном этапе, заключается в том, что адресатом общения подростка становится общество в целом - ребенок выходит на общение с обществом (шире - с человеческой культурой) напрямую. Как отмечал Д.И.Фельдштейн, «узловым рубежом» в социальном развитии личности является занятие подростком позиции «Я и общество». На этом этапе подросток решает проблему взаимоотношений себя и общества, определяет себя в обществе и через общество. Это же, в свою очередь, возможно только в области ценностей и смыслов.

По мнению И.С.Кона, «развитое самосознание обязательно включает в себя мировоззрение, поскольку самоопределение есть определение себя в мире, а мировоззрение, в свою очередь, обязательно преломляется через “образ Я”, выражая личные отношения человека к миру» [14, с.330-331]. Именно на старший подростковый и юношеский возраст приходится решающий этап формирования мировоззрения, так как именно к этому времени созревают его когнитивные (увеличение числа знаний, способность к абстрактному мышлению, позволяющему свести специальные знания в общую систему) и эмоционально- личностные предпосылки (открытие подростком внутреннего мира интерес к личности, рефлексия).

Последующие кризисы, изменения в социальной и индивидуальной жизни будут приводить к пересмотру мировоззренческих позиций. Общие мировоззренческие поиски заземляются и конкретизируются в жизненных планах. Из множества абстрактных вариантов вычленяются несколько реальных, из которых и предстоит выбирать. Жизненный план - широкое понятие, охватывающее и то, “каким я буду”, и “кем я буду”.

Л.С.Выготский рассматривая жизненные планы как показатель овладения личностью своим внутренним миром и как систему приспособления к действительности, связывая с ним «целевую» регуляцию принципиально нового типа. О жизненных планах в точном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда, наряду с будущими целями, юноша представляет и способы их достижения, становится способным к объективной оценке своих собственных возможностей.

О.В. Гребенникова [13] по результатам исследования социальных представлений подростков пришла к следующим выводам:

1) Социальные представления современных российских подростков представляют собой многоуровневую систему, включающую разные аспекты социальной действительности и образа Я.

2) Неопределенность современной социальной ситуации в России проявляется в неустойчивости и слабой структурированности сети социальных представлений современных российских подростков, а также невысокой степени связанности социальных представлений о разных сферах действительности между собой. Это является важным отличием представлений российских подростков от их зарубежных сверстников.

3) Всестороннее и активное познание социальной действительности, связанное с трудностями и необходимостью выбора целей, ценностей и стратегий поведения, снижает уровень совладания у современных подростков.

4) Современные подростки достаточно консервативны в вопросах семейных взаимоотношений, что помогает им сохранить адекватное понимание таких понятий, как «брак», «семья», в изменяющемся современном российском обществе.

5) У подростков в современном российском обществе активно формируется политическое сознание, гражданская ответственность, интерес к политике. В то же время недостаточная информированность, вариативность и неустойчивость установок делают этот процесс хаотическим и малоосознанным, что проявляется в конфликтности, дисгармоничности социальных представлений по данному параметру.

Социальные представления претерпевают некоторые изменения в юношеском возрасте, то есть в период студенчества. Как писал Л.С. Выготский, «По общему смыслу и основным закономерностям возраст от 18 до 25 лет составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное звено в цепи периодов детского развития. Трудно представить себе, чтобы развитие человека в начале зрелости (с 18 до 25 лет) могло быть подчинено закономерностям детского развития» [6].

В психологическом плане юность решает задачи интеграции в общество взрослых. Социальная ситуация развития в юности - это выбор дальнейшего жизненного пути. Для кого-то начинается реализация четко намеченных еще в школе жизненных планов, иногда удачная, иногда приводящая к разочарованиям, к осознанию ошибочности первоначальных выборов при столкновении с реальными проблемами. Многие продолжают поиски себя во взрослой жизни, пробуя свои силы в разнообразных социальных и профессиональных ролях.

Согласно В.И.Слободчикову, особенности этого периода уже определяются индивидуальными различиями в реализации своего жизненного пути. Д.Левинсон, описывая период «вхождения в раннюю взрослость», выделяет две основные задачи этого возраста - во-первых, необходимо модифицировать существующие отношения с важными личностями и институтами и покинуть подростковый мир.

К окончанию переходного периода он должен поставить более конкретные цели и самоопределиться в качестве взрослого.

Юность - первый период взрослой жизни и время сознательного выбора дальнейшего жизненного пути. Перед молодым человеком встает ряд задач, требующих решения на этом возрастном этапе, а общество дает время и возможность экспериментировать и опробовать различные роли, прежде чем прийти к осознанным выборам. От того, насколько успешно пройдет решение этих задач, будет зависеть формирование зрелой личности и последующих стадий. Окончательное самоопределение, позволяющее юноше интегрировать в мир взрослых и стать его полноправным членом, можно назвать центральным новообразованием этого возраста.

В юности происходит формирование определенной смысловой системы, в которой слиты обобщенные представление о мире и о себе; присвоение определенных ценностей и их осознание как своих собственных; устремленность в будущее, возникающая благодаря формированию временной перспективы, осознанию своей временной протяженности и выражающаяся в построении жизненных планов; поиск идентичности (самоопределение) ориентирован общественно выработанной системой ценностей и смыслов и общественных требований; важным представляется положение о значении для успешного самоопределения собственной активности личности в поиске и присвоении ценностей. Решающим этапом для формирования идентичности является старший подростковый и юношеский возраст.

Поиск идентичности происходит относительно определенных жизненных сфер, включая в себя профессиональное самоопределение, формирование некоторой идеологической системы (общих мировоззренческих взглядов и политических убеждений), формирование половой идентичности, принятие определенного набора социальных ролей, включая представления о супружестве и ожидания относительно родительства [14].

При помощи концепции социальных представлений не только расширяется спектр тех социальных явлений, построение образа которых отдельным индивидом можно лучше понять, но и осуществляется подход от индивидуального сознания студента к групповому сознанию. Это означает, что идея включенности познания социального мира отдельным студентом в общую познавательную деятельность получает свое подтверждение. Как отмечает Байбекова, творческая активность молодого человека предполагает умение преодолеть обыденные представления, а иногда и выходить за рамки строгого логического следования и выводов, обращаясь к необычным связям и аналогиям, предполагает снятие различных запретов и ограничений для более полного своего проявления, свободный поиск нового и т.п. регулируемая интеллектуальная нагрузка, осуществляемая на высоком, но доступном для студента уровне, учитывая социальные представления группы, является важнейшим условием повышения самоорганизации и активности учащейся молодежи, что и повышает эффективность учебного процесса в учебных заведениях разного уровня.

Студенчество является социальной группой. Важнейшими чертами социальных групп признаются следующие:

1. Социальные группы существуют внутри единой конкретно- исторической системы социальных отношений, являясь там одним из племен тон, выполняющих строго определенные функции. Вне связи с единым общественным организмом группа существовать не может.

2. Социальная группа существует объективно, вне зависимости от воли и желания составляющих ее индивидов.

3. Социальные группы, будучи детерминированными материальными условиями их существования, детерминируют в свою очередь социальное поведение их членов.

4. Социальная группа возникает по отношению к другим группам как единое целое. Сама по себе группа - реальность не в меньшей мере, чем каждый индивид, ее составляющий.

5. Каждой социальной группе присущи специфические социально- психологические черты, предрасположенность к определенной, наиболее полно отражающей ее групповые интересы системе ценностей [3].

Кроме вышеперечисленных черт, являющихся общими для всех социальных групп, студенчество обладает особыми признаками, которые присущи лишь ему. К таким признакам может быть отнесен, общий вид деятельности - познавательная деятельность, учебная, которая в сочетании с научно-исследовательской и другими видами образует особый социальный фон жизнедеятельности данной общности людей. Специфическая организация студенческого самоуправления, направленного на формирование у будущих специалистов управленческих навыков и таких качеств, как инициативность, деловитость, самостоятельность в принятии решений, на формирование чувства социальной ответственности и профессионального долга - является вторым признаком студенчества как особой социальной группы. В качестве третьего ведущего признака студенчества выделяется его специфическая субкультура.

Социальные представления формируются непосредственно в группе - в ней оно усваивается и закрепляется, а затем осуществляется процесс прогнозирования уже как самостоятельный психический феномен в контексте различных психологических проблем, присущих студенческому возрасту.

Основными функциями социальных представлений выступают: сохранение стабильности сознания, детерминация поведения, интерпретация фактов и их включение в существующую у индивида картину мира.

Таким образом, в основе социальных представлений в старшем подростковом и юношеском возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего существования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...