Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Управление знаниям и корпоративная память

 

Большинство обзоров концепции управления знания (КМ) уделяет внимание только первичной обработке корпоративной информации типа электронной почты, программного обеспечения коллективной работы или гипертекстовых баз данных (например [Wiig, 1996]). Они формируют существенную часть из необходимой, но определенно не достаточной технической инфраструктуры для управления знаниями.

Одним из новых решений по управлению знаниями является понятие корпоративной памяти (corporate memory), которая по аналогии с человеческой памятью позволяет пользоваться предыдущим опытом и избегать повторения ошибок.

Корпоративная память не позволяет исчезнуть знаниям выбывающих специалистов (уход на пенсию, увольнение и пр.). Она хранит большие объемы данных, информации и знаний из различных источников предприятия. Они представлены в различных формах, таких как базы данных, документы и базы знаний (рис. 5.7).

Введем два уровня корпоративной памяти (так называемые явные и неявные знания [Nonaka, Takeuchi, 1995]).

Уровень 1. Уровень материальной или явной информации — это данные и знания, которые могут быть найдены в документах организации в форме сообщений, писем, статей, справочников, патентов, чертежей, видео- и аудиозаписей, программного обеспечения и т. д.

Уровень 2. Уровень персональной или скрытой информации — это персональное знание, неотрывно связанное с индивидуальным опытом. Оно может быть передано через прямой контакт — «с глазу на глаз», через процедуры извлечения знаний (см. главу 3). Именно скрытое знание — то практическое знание, которое является ключевым при принятии решения и управлении технологическими процессами.

 

 

Рис. 5.7. Данные и знания в системах корпоративной памяти

 

В действительности эти два типа информации, подобные двум сторонам одной и той же медали, одинаково важны в структуре корпоративной памяти (см. рис. 5.7). При разработке систем КМ можно выделить следующие этапы:

1. Накопление.Стихийное и бессистемное накопление информации в организации.

2. Извлечение.Процесс, идентичный традиционному извлечению знаний для ЭС (см. главы 2 и 3). Это один из наиболее сложных и трудоемких этапов. От его успешности зависит дальнейшая жизнеспособность системы.

3. Структурирование.На этом этапе должны быть выделены основные понятия, выработана структура представления информации, обладающая максимальной наглядностью, простотой изменения и дополнения.

4. Формализация.Представление структурированной информации в форматах машинной обработки, то есть на языках описания данных и знаний.

5. Обслуживание.Под процессом обслуживания понимается корректировка формализованных данных и знаний (добавление, обновление): «чистка», то есть удаление устаревшей информации; фильтрация данных и знаний для поиска информации, необходимой пользователям.

Если первые четыре этапа обычны для инженерии знаний, то последний является специфичным для систем управления знаниями.

Как уже было сказано, он распадается на три более мелких процесса:

Корректировка формализованных знаний (добавление, обновление).

Удаление устаревшей информации.

Фильтрация знаний для поиска информации, необходимой пользователю, выделяет компоненты данных и знаний, соответствующие требованиям конкретного пользователя. При помощи той же процедуры пользователь может узнать местонахождение интересующей его информации.

Рассмотренная выше классификация не является единственной, но она позволяет понять, что происходит в реальных системах управления знаниями.

Системы OMIS

 

Автоматизированные системы КМ, или Organizational Memory Information Systems (OMIS), предназначены для накопления и управления знаниями предприятия [Kuehn and Abecker, 1998]. OMIS включают работу как на уровне 1 — с явным знанием компании в форме баз данных и электронных архивов, так и на уровне 2 — со скрытым знанием, фиксируя его в некотором (более или менее формальном) представлении в форме экспертных систем [Wiig, 1990] или БД.

OMIS часто используют вспомогательные справочные системы, так называемые helpdesk-приложения.

Основные функции OMIS:

Сбор и систематическая организация информации из различных источников в централизованное и структурное информационное хранилище.

Интеграция с существующими автоматизированными системами [Conklin, 1996]. На техническом уровне это означает, что корпоративная память должна быть непосредственно связана с помощью интерфейса с инструментальными средствами, которые в настоящее, время используются в организации (например, текстовые процессоры, электронные таблицы, системы).

Обеспечение нужной информации по запросу (пассивная форма) и при необходимости (активная форма). Слишком частые ошибки — это следствие недостаточной информированности. Этого невозможно избежать с помощью пассивной информационной системы, так как служащие часто слишком заняты, чтобы искать информацию, или просто не знают, что нужная информация существует. Корпоративная память может напоминать служащим о полезной информации и быть компетентным партнером для совместного решения задач.

Конечная цель OMIS состоит в том, чтобы обеспечить доступ к знанию всякий раз, когда это необходимо. Чтобы обеспечить это, OMIS реализует активный подход распространения знаний, который не полагается на запросы пользователей, а автоматически обеспечивает полезное для решения задачи знание. Чтобы предотвращать информационную перегрузку, этот подход должен быть совмещен с высокой выборочной оценкой уместности. Законченная система должна действовать как интеллектуальный помощник пользователю,

Использование корпоративной памяти часто преследует более умеренные цели, чем использование ЭС. Это связано с тем, что технологии обработки данных (баз данных и гипертекстовых систем) применяются гораздо шире, чем технологии систем, основанных на знаниях. OMIS сохраняют и обеспечивают выдачу по запросу нужной информации, но оставляют ее интерпретацию и оценку в специфическом контексте задачи главным образом пользователю.

С другой стороны, корпоративная память расширяет эти технологии работой со знаниями, чтобы улучшить качество решения задач. Так OMIS включает подсистемы объяснений, которые позволяют непосредственно отвечать на вопросы: «Почему?» и «Почему нет?». В простой базе данных или гипертекстовой системе пользователи должны были бы искать нужную информацию для ответа на такие вопросы непосредственно, а для этого необходимо отфильтровать большое количество потенциально нужной информации, которая, однако, не будет применяться в специфическом случае.

Наконец, OMIS не только выдает информацию, но должна также быть всегда готовой воспринимать новую информацию от ее пользователей.

Рисунок 5.8 представляет архитектуру для OMIS и корпоративной памяти (частично из работы [Borghoff and Pareschi, 1998]). Ядром системы является Информационное хранилище (Information Depository). Рисунок также дает представление о некоторых видах информации, которая включается в корпоративную память.

 

Рис. 5.8. Архитектура OMIS

 

Если хранилища данных содержат в основном количественную информацию, то хранилища знаний больше ориентированы на качественный материал. КМ-сис-темы генерируют системы из широкого диапазона данных, хранилищ данных, статей новостей, внешних баз, WWW-страниц.

Программный инструментарий для OMIS включает как оригинальные разработки, например KARAT [Tschaitschian, 1997], так и стандартные средства, например, LOTUS NOTES обеспечила один из первых инструментариев хранения качественно и документальной информацией. Однако сегодня в связи с бурным развитием Интернета, КМ-системы все чаще используют Web-технологию.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.