Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительное оборудование — радиомикрофон, свет и так далее.

Мастер-класс

 

Снимаем сюжет

 

Подготовка к съемке сюжета не менее важна, чем собственно сама съемка. Значительная часть сюжетов обдумывается и придумывается задолго до момента выезда на съемки. Подготовка — это не набор механических действий: «перекурить, взять кассету и позвать оператора...». К этому нельзя подходить легкомысленно. Подготовка должна состоять из трех шагов:

Осмысление темы и задачи.

Сбор дополнительной информации и подготовка видеоархива

(если он требуется).

3. Составление плана съемок.

Каждый день главный редактор отправляет нас делать сюжет о тех или иных событиях. Редактору всегда кажется, что придуманная им тема — крайне важна. Но его замысел очень часто вызывает у нас сомнение. Мы начинаем искать ответы на второстепенные и неконструктивные вопросы. Зачем он нас посылает снимать репортаж в этот колхоз или на этот завод? Кому это вообще нужно? Видимо, главный редактор дружит с директором? Опять какая-то заказуха! Согласитесь, это довольно распространенный ход наших ежедневных рассуждений. Наш псевдокритический взгляд оправдывает нашу лень. Это — путь в никуда, к скучным, бессмысленным и глупым репортажам. Не надо анализировать мотивацию главного редактора, он сам ответит за это перед акционерами, директором и зрителями.

Сконцентрируйте свои умственные усилия на другом. Поставьте перед собой иные вопросы и постарайтесь иначе посмотреть на ситуацию.

Многие проблемы, которые мы обсуждаем в этом кратком цикле лекций, хорошо знакомы большинству репортеров новостей. О многом мы даже не задумываемся, потому что навыки и приемы доведены до автоматизма. Однако периодически наш профессиональный «полевой» опыт необходимо анализировать и сводить в четкую систему правил. Любая рефлексия полезна. Перейдем к такой, на первый взгляд, скучной и рутинной теме, как подготовка к съемке сюжета и работа в команде.

Почему интересна

И кому интересна эта тема?

Для кого мы работаем? Для редактора или для зрителей? Необходимо понять, кому может быть интересна эта тема. Как сделать репортаж так, чтобы он вызвал интерес у максимально большего числа людей? В рутине повседневности надо каждый раз находить актуальные моменты. Актуализация репортажа — первый шаг к успеху. В противном случае, ежедневные проблемы ЖКХ вашего города засосут вас в безбрежную трясину.

В чем суть события? Кто главные герои?

Стереотип современной журналистики, который достался нам в наследство от времен пропаганды и агитации, заключается в том, что Россия населена не живыми людьми, а функционерами. Мы любим глобально смотреть на вещи! Мы поднимаем проблемы, а не рассказываем реальные истории о реальных людях. Хотя на самом деле у любого глобального проекта есть главный герой и главное действие. Выделить это из общего информационного потока — наша с вами задача.

Сопутствующие обстоятельства, комментаторы и эксперты.

Главный герой действует в определенных обстоятельствах, на которые следует обратить внимание. Нюансы добавляют интригу и делают репортаж ярче. Всегда есть свидетели событий и соучастники. Есть те, кто может отстраненно посмотреть на нашу работу и сделать глубокомысленные выводы.

Тип сюжета.

Не лишним будет заранее узнать, что от вас ждут на выпуске — репортаж, интервью или специальный репортаж. Может, событие тянет только на то, чтобы уделить ему в новостях 30 секунд и не стоит тратить много времени и опрашивать все население города.

Хронометраж сюжета.

И, наконец, продолжительность сюжета. Перед съемкой, а не после нее, следует задуматься по поводу хронометража. Часто ленивые редактора на вопрос «Сколько?» отвечают: «Ну, ты там поснимай, а потом решим».

В прошлом году я сделал 52-минутный документальный фильм о российском рынке антиквариата. Редактор аналитической программы «Время» попросил сделать для них сюжет. На вопрос о хронометраже он ответил: «Ну, сделайте, сколько сможете». «Я могу сделать 52 минуты!» В результате, сошлись на 4-х с половиной.

Нельзя вначале снимать, а потом думать, что со всем этим добром делать. Поставьте задачу перед собой и перед оператором, а после беритесь за ее выполнение.

План — удобный инструмент для мобилизации ума и воли. Составьте план ваших съемок. В нем — всего-то 5 пунктов.

Что и кого снимаем?

Ваш репортаж — не о потустороннем мире, которого никто не видел. Чрезвычайно абстрактная просьба редактора «сделать что-нибудь интересное о ЖКХ» должна у вас трансформироваться в историю с конкретным героем, который совершает понятные поступки. Если ЖКХ, то герои — несчастные жильцы дома по улице Ленина или герои-сантехники, которые тонут в канализации, спасая несчастных жильцов на улице Ленина, или взяточники от ЖКХ, которые разворовали деньги, необходимые для ремонта канализации на улице Ленина.

Какие ключевые сцены?

Итак, вы решили, что главный герой вашего репортажа - это сантехник из ЖЭКа. Этого недостаточно. Придумайте, что он будет делать у вас в кадре, и в какой момент вы начнете приставать к нему с вопросами. Заранее решите, куда пойти с сантехником — в подвал чинить трубы, в квартиру к жильцам, или в контору за его зарплатой.

Где и в каких условиях снимаем?

Вы придумали ключевые сцены вашего репортажа. Теперь необходимо понять, в каких условиях вам предстоит работать: в темном подвале, на улице в солнечный день, в толпе народа или в полной тишине.

Как долго снимаем?

Наконец, как много времени сантехник сможет вам уделить? Если на совещании у губернатора или президента вам разрешат снимать всего 5 минут «для протокола», то, видимо, не следует планировать весь репортаж на кадрах этого самого совещания. Потому что за 5 минут губернатор может не проронить ни слова, вашего оператора будут все время толкать в спину, а чиновники уткнутся в свои бумаги. Следует быть готовым к подобным обстоятельствам.

Дополнительное оборудование — радиомикрофон, свет и так далее.

Дополнительное оборудование - это тоже забота корреспондента. Если у вас родился в голове фантастический замысел, расскажите об этом оператору. Предупредите оператора и звукорежиссера, иначе они не возьмут необходимую технику, и про ваш гениальный замысел придется забыть.

Перечисленные выше вопросы — простые и понятные. Ничего сложного здесь нет. Главное — это точное соблюдение алгоритма, остальное уже зависит от вашего таланта.

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ! Ответы на все эти вопросы необходимо сообщить оператору. Не храните в себе тайну будущего гениального произведения, поделитесь с оператором, потому что телевидение — это командная игра. Оператору необходимо сообщить задачу максимально подробно, чтобы он знал, что от него ждут и хотят. Однако план — это не догма. Иногда от первоначального замысла ничего не остается, потому что «жизнь вносит свои коррективы». Поэтому, прибыв на место съемок, в первую очередь оцените обстановку и... скорректируйте свой первоначальный план. Опять же, обсудите ситуацию с оператором и уточните задание. И вот только после этого начинайте снимать!

 

Работа в команде

Телевидение — командный вид спорта. Если рядом есть люди, на которых можно положиться, вероятность вашей победы вырастает в несколько раз. Я помню всех операторов, с которыми приходилось работать. Хороший оператор — это большая ценность.

Корреспондент, безусловно, лидер команды, но репортаж — результат совместной работы нескольких человек: журналиста, оператора и монтажера. Да, журналист несет полную ответственность за результат. Ему придется объяснять людям, почему плохо снято видео, почему не слышно героя и так далее. Можно, конечно, перевести стрелки на оператора, но легче никому от этого не станет, потому что время ушло, и зрители от вас уже отвернулись.

Партнерство — залог успеха. За сбор информации отвечает репортер, а за съемки — оператор. Однако большую часть времени оператор и репортер работают вместе, как единое целое. Репортер не должен отвлекать оператора ни своими движениями, ни разговорами, ни постоянными указаниями.

Оба должны знать, в чем суть репортажа, его продолжительность и сроки сдачи материала. Оператор должен знать, какие конкретные сцены и эпизоды репортер хочет увидеть в сюжете. Нельзя ограничиваться общими словами: «сними мне того милиционера», потому что оператор может интерпретировать эту тему совсем не так, как о ней думали вы. В ответ оператор сообщит вам, когда ему удастся снять какие-либо «ударные» сцены, на которых репортер построит репортаж или «отыграет» их.

Пожелания репортера должны быть конкретными и адекватными. Нельзя ставить перед оператором невыполнимые задачи. При этом следует помнить, что оператор работает самостоятельно. Не суетитесь и не мешайте работать оператору, не зажимайте его творческое начало. Оператор в определенных ситуациях сам решает, где и как должен стоять репортер. Именно он отвечает за построение кадра.

КРАЙНЕ ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ!

Репортер должен все время следить за оператором и защищать его от возможных угроз! Запомните, угол обзора оператора ограничен углом объектива - он не видит того, что происходит за его спиной и даже сбоку, особенно, когда увлечен съемками. Безопасность группы — это тоже забота корреспондента.

На съемочной площадке я — деспот. До съемок во время разговора с будущим героем и во время съемок оператор или кто-нибудь еще из моей группы категорически не имеет права вмешиваться с разговор. В крайнем случае, они могут отделаться общими фразами и поддакивать собеседникам. Это связано не с моим испорченным характером, а с тем, что корреспондент не может просто «поболтать» с героем. Все, что говорит до съемок и в момент съемок журналист — это часть его работы. Например, пресловутая болтовня вызвана желанием размять героя, создать атмосферу доверия и непринужденной беседы. И оператор не должен вмешиваться в этот процесс. Его задача — правильно и красиво снять героя, но не лезть к нему с разговорами «за жизнь». Но когда съемки заканчиваются, я замолкаю.

Никогда не бросаю оператора голодным и в одиночестве — всегда помогаю ему нести штатив и сумки с аппаратурой. Как говорится, корона с головы не упадет. Если надо вдруг пробежать метров 100, то я заберу тяжелую камеру и побегу с ней, потому что потом я смогу отдышаться и спокойно постоять, а оператору придется снимать.

Дмитрий Завадский был нашим оператором в Белоруссии. До того, как перейти на работу в корпункт Первого канала, он несколько лет был личным оператором Президента Лукашенко. Мы прошли с Завадским и огонь, и воду. Это был удивительный человек и настоящий профессионал. Дмитрия Завадского похитили в Белоруссии летом 2000 года офицеры спецотряда МВД «Алмаз», которые в свободное от основной работы время занимались грабежами и убийствами. До сих пор я жалею о том, что не просчитал все возможные угрозы для Димы в Белоруссии и не защитил его.

Любите своих операторов, обсуждайте с ними вашу совместную работу, щедро делитесь с ними похвалой, наградами и славой. Вся слава достается журналисту, а тяготы и невзгоды он делит со своим оператором.

 

Павел ШЕРЕМЕТ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...