Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое уровень монетизации экономики?




 

 

3. БЕЗНАЛИЧНЫЙ ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ

 

3.1. Принципы организации безналичных расчетов

 

Безналичный денежный оборот является основной составляющей денежного и платежного оборота, где движение денежных потоков происходит по клиентским счетам в банках. Он происходит в виде денежных расчетов, совершаемых путем записей по счетам плательщиков и получателей средств, либо путем зачета взаимных требований, т.е. без использования наличных денег. В безналичном обороте деньги функционируют прежде всего в качестве средства платежа. Система безналичных расчетов представляет собой совокупность принципов, требований, форм и способов расчетов. Принципы организации расчетов – основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.

Первый принцип предполагает обязательное хранение денег на счетах в банках всеми предприятиями, организациями, учреждениями. Для хранения денежных средств и осуществления безналичных расчетов юридические лица по своему выбору открывают счет в коммерческом банке. Банки в Республике Беларусь могут открывать по операциям клиентов следующие виды счетов: текущие (расчетные) счета, контокоррентные счета, субсчета, специальные счета в иностранной валюте, благотворительные, временные, корреспондентские, вкладные (депозитные), доверительные (трастовые) счета, карт-счета, специальные счета для аккумулирования денежных средств граждан и др.

С открытием текущего (расчетного) счета в банке субъект хозяйствования становиться полноправным участником платежного оборота. Банковский счет – единица группировки и хранения денег в банке. Его наличие – необходимое условие безналичных расчетов. По договору текущего (расчетного) счета банк открывает клиенту текущий счет для:

•хранения денежных средств клиента;

•зачисления поступающих на этот счет денежных средств;

•выполнения поручений клиента об их перечислении и выдаче со счета;

•проведения других банковских операций, предусмотренных для данного счета законодательством Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Национального банка;

а клиент:

•предоставляет банку право использовать временно свободные денежные средства, находящиеся на этом счете, с уплатой процентов, если они определены договором;

•уплачивает банку вознаграждение за оказываемые ему услуги в соответствии с тарифами, утвержденными в банке.

После заключения договора банк открывает клиенту счет с присвоением ему номера, позволяющего установить его принадлежность.

Второй принцип – совершение субъектами хозяйствования платежей через учреждения банков по банковским счетам. Наличие счетов, как у поставщика, так и плательщика – необходимая предпосылка расчетов. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета. Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов между собой открывают корреспондентские счета – друг другу и в Центробанке.

Третий принцип – согласие (акцепт) плательщика на списание средств с его счета. Согласие дается либо соответствующим платежным инструментом (чеком, платежным поручением), либо акцептом документов (платежных требований). Согласие плательщика на оплату расчетных документов за товары и услуги связано с проверкой выполнения поставщиком договорных условий.

Вместе с тем, законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщика) списания средств. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявляемых к счету, списание этих средств со счета владельца осуществляется банком в порядке распоряжения клиента, если иное не предусмотрено законодательством. При недостаточности денежных средств на счете клиента для удовлетворения поступивших к нему требований законодательством установлена очередность платежей, которая предполагает:

-осуществление операций вне очереди по распоряжению владельца в счет неотложных нужд, средства на которые по заявлению собственника бронируются на счете;

-оплату задолженности по налогам в бюджет;

-оплату задолженности по энергоресурсам, за коммунальные услуги, в счет погашения задолженности по банковским кредитам;

-прочие платежи.

Четвертый принцип состоит в том, что платежи осуществляются лишь при наличии достаточных средств на счете плательщика. Средства со счета списываются по распоряжению владельца счета.

Пятый принцип – обеспечение срочности платежа. Расходуемые средства на производство товаров и услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей продукции в сроки, предусмотренные договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей как со стороны плательщиков, так и со стороны банков ведут к нарушению кругооборота средств и, в конечном счете, – к платежному кризису. Так, любой платеж на территории Беларуси должен быть совершен в течение одного банковского дня.

Шестой принцип – контроль всех участников за правильностью совершения расчетов и их имущественная ответственность за несоблюдение договорных условий. Контроль подразделяется на предварительный, текущий, последующий. Контроль осуществляют как предприятия, так и банки. Нарушения договорных обязательств влекут применение ответственности в форме уплаты штрафов, неустоек, пени.

 

3.2. Формы безналичных расчетов

 

Форма безналичных расчетов представляет собой совокупность способов платежа, расчетных документов и определенного документооборота.

Расчетный документ – это оформленные соответствующим образом требование, поручение, приказ на перечисление денежных средств в безналичном порядке за товары, услуги, работы.

Документооборот – это последовательное движение документов по всем стадиям, начиная от создания документа до завершения расчетной операции.

В зависимости от вида расчетных документов, способа платежа и организации документооборота в банке различают следующие основные формы безналичных расчетов:

а) платежными поручениями;

б) платежными требованиями;

в) платежными требованиями-поручениями;

г) чеками;

д) аккредитивами;

е) банковскими пластиковыми карточками;

Расчеты платежными поручениями – наиболее распространенная форма расчетов. Платежное поручение – платежная инструкция, согласно которой банк-отправитель по поручению плательщика осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель лицу, указанному в поручении (бенефициару). Расчеты платежными поручениями выступают в форме банковского кредитового перевода. Банковский перевод – последовательность операций, начинающаяся с выдачи инициатором платежа платежных инструкций, в соответствии с которыми банк-отправитель осуществляет перевод денежных средств за счет плательщика в банк-получатель в пользу лица, указанного в платежных инструкциях (бенефициара). При кредитовом переводе инициатором выступает плательщик, представляющий платежные инструкции в банк- отправитель.

Поручениями могут производиться расчеты:

-за получение товары и оказанные услуги;

-по нетоварным операциям;

-по авансовым платежам.

Расчеты платежными поручениями проводятся в соответствии с платежными инструкциями, согласно которым один банк (банк-отправитель) по поручению клиента (плательщика), счет которого находится в данном банке, осуществляет за вознаграждение перевод денежных средств в другой банк (банк-получатель) лицу, указанному в поручении (бенефициару).

Как правило, порядок расчетов платежными поручениями выглядит следующим образом:

1.Плательщик и бенефициар заключают договор на поставку товара, в котором должны быть определены все условия будущих расчетов платежными поручениями (сроки расчетов, на чей счет относятся расходы по переводу и др.).

2.Плательщик представляет в свой банк (банк-отправитель) платежное поручение.

3.Банк-отправитель исполняет платежные поручения плательщика, осуществляя перевод денежных средств за его счет в банк-получатель в пользу бенефициара.

4.Банк-получатель зачисляет полученные средства на счет бенефициара.

5.Бенефициар отгружает плательщику товары.

Основные особенности.

Платежное поручение должно быть составлено на бланках установленной формы, содержащих обязательные реквизиты. Как правило, платежное поручение представляется в банк-отправитель в трех экземплярах. Первый экземпляр платежного поручения заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати. На всех экземплярах принятого к исполнению платежного поручения проставляются штамп банка-отправителя и дата приема, после чего второй экземпляр платежного поручения выдается плательщику. Первый экземпляр платежного поручения является основанием для списания средств со счета клиента и после исполнения платежного поручения помещается в документы дня банка-отправителя. Третий экземпляр платежного поручения после исполнения банком-отправителем платежного поручения направляется в банк-получатель для выдачи бенефициару.

Платежные поручения представляются в банк-отправитель в течение десяти календарных дней со дня их выписки (день выписки в расчет не принимается). При осуществлении кредитовых переводов посредством платежных поручений допускается передача их клиентом в банк-отправитель в электронном виде с применением телетрансмиссионных средств (электронная почта, факсимильная связь и другое) или на машинном носителе. Передача клиентом платежных поручений в банк-отправитель в электронном виде осуществляется на основании заключенного между ними договора.

Банк-отправитель вправе принять к исполнению постоянно действующее платежное поручение клиента, в соответствии с которым банк-отправитель обязуется переводить средства плательщика в пользу бенефициара в определенные сроки, при поступлении денежных средств на счет плательщика или в других случаях. Списание средств со счета плательщика для осуществления кредитового перевода по постоянно действующему платежному поручению оформляется мемориальным ордером.

Ответственный исполнитель банка-отправителя при приеме от клиента платежного поручения обязан проверить:

•правильность заполнения платежного поручения (заполнение обязательных реквизитов, соответствие подписей и описка печати заявленным образцам) и соответствие данных платежного поручения данным документов, представленных в банк-отправитель в установленных законодательством случаях;

•наличие на счете (счетах) у плательщика суммы средств, необходимой для осуществления перевода, в том числе для уплаты возмещения телетрансмиссионных расходов банков и банковских комиссионных вознаграждений в случае, если их уплата производится плательщиком;

•правомерность осуществления кредитового перевода на основании представленных в банк-отправитель документов в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь или другими нормативными правовыми актами.

Банк-отправитель не принимает к исполнению платежные поручения плательщика, если:

•в платежном поручении имеются исправления и подчистки;

•в платежном поручении не указаны обязательные реквизиты;

•подписи и оттиск печати плательщика на платежном поручении не соответствуют заявленным в банк образцам;

•не представлены необходимые в соответствии с законодательством документы;

•данные платежного поручения не соответствуют данным документов, представленных в банк-отправитель в установленных законодательством случаях;

•у плательщика отсутствуют правовые основания для осуществления кредитового перевода, если контроль со стороны банка-отравителя за правомерностью осуществления кредитового перевода установлен законодательными актами Республики Беларусь;

•невозможно провести конверсию (покупку, продажу) средств в соответствии с требованиями законодательства или невозможно провести конверсию (покупку, продажу) валюты по указанному плательщиком курсу.

Банк-отправитель вправе отказаться от приема к исполнению платежного поручения плательщика в случае отсутствия или недостаточности средств на счете плательщика для исполнения этого платежного поручения, если иное не предусмотрено договором между банком и плательщиком.

Не принятые к исполнению по указанным причинам платежные поручения возвращаются банком-отправителем плательщику с указанием на оборотной стороне первых экземпляров причин их возврата.

На всех экземплярах принятого к исполнению платежного поручения проставляются штамп банка-отправителя и дата приема, после чего второй экземпляр платежного поручения выдается плательщику. Первый экземпляр платежного поручения является основанием для списания средств со счета клиента и после исполнения платежного поручения помещается в документы дня банка-отправителя. При исполнении платежного поручения на поступивших в банк экземплярах платежного поручения ставится подпись ответственного исполнителя.

На основании представленного клиентом платежного поручения банк-отправитель направляет платежное поручение банку-корреспонденту (сообщение о зачислении денежных средств на его счет (кредитовании), переданное по почте, с использованием телетрансмиссионных средств или на машинном носителе – кредитовое авизо.

В случае отсутствия (недостаточности) средств на текущем счете плательщика платежное поручение приходуется по внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и помещается в картотеку к данному счету. В этом случае на всех экземплярах платежного поручения проставляются дата приема, штамп банка-отправителя о помещении платежного поручения в картотеку к внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок». При частичной оплате сумма, в которой поручение приходуется в картотеку, указывается на обороте всех экземпляров платежного поручения. Указанная запись заверяется подписью ответственного исполнителя. Для частичной оплаты поручения (в случае недостаточности средств на текущем счете) оформляется мемориальный ордер.

В целях гарантии платежа поставщик может внести в условия сделки акцепт платежного поручения. Поручения акцептуются банком при условии депонирования плательщиком суммы поручения на отдельном балансовом счете, с которого и произведется оплата.

Достоинства расчетов платежными поручениями состоят в их простоте и универсальности. Однако при этой форме расчетов нет должной гарантии платежа, возможно возникновение дебиторской и кредиторской за должности, замедление расчетов.

Расчеты платежными требованиями. Платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств (бенефициара) к плательщику об уплате определенной суммы через банк. Расчеты платежными требованиями выступают в форме банковского дебетового перевода. При дебетовом переводе инициатором является бенефициар, т.е. получатель денежных средств. Расчеты платежными требованиями имеют свои особенности: 1)они применяются после отгрузки продукции, оказания услуг; 2)оплата платежного требования производится с согласия (акцепта) плательщика; 3)в основе расчетов лежит система ИНКАССО, при которой банк поставщика по поручению поставщика востребует (инкассирует) с покупателя причитающиеся ему денежные суммы и зачисляет на его счет.

При проведении дебетовых переводов посредством платежных требований используется акцептная или безакцептная форма инкассо.

Инкассо представляет собой поручение клиента банку произвести передачу плательщику расчетных документов с целью взыскания платежа. Акцептная форма инкассо используется при расчетах за отгруженные (отпущенные) товары (работы, услуги) и в других случаях по усмотрению сторон. Безакцептная форма используется при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке.

В общем виде порядок расчетов платежными требованиями выглядит следующим образом:

1.Плательщик и бенефициар заключают договор на поставку товара, в котором должны быть определены все условия будущих расчетов платежными требованиями (сроки расчетов, список представляемых документов, на чей счет относятся расходы по переводу и др.).

2.Бенефициар отгружает товары и представляет платежные требования в свой банк (банк-получатель) для направления в банк, обслуживающий плательщика (банк-отправитель).

3.Банк-получатель принимает на инкассо платежные требования бенефициара и направляет их в банк-отправитель.

4.Банк-отправитель исполняет полученные платежные требования на основании полученного от плательщика акцепта (согласия), осуществляя перевод денежных средств за его счет в банк-получатель в пользу бенефициара.

5.Банк-получатель зачисляет полученные средства на счет бенефициара.

Основные особенности расчетов.

Платежное требование составляется на бланках установленной формы, содержащих обязательные реквизиты, и представляется бенефициаром в обслуживающий его банк (банк-получатель) для направления в банк, обслуживающий плательщика (банк-отправитель) в трех экземплярах. Первый экземпляр платежного требования заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц бенефициара согласно заявленным в банк-получатель образцам подписей и оттиска печати. Платежное требование представляется в банк в течение десяти календарных дней со дня его выписки (день выписки в расчет не принимается) с реестром, оформленным в двух экземплярах. Реестр представляет собой бланк установленной формы, где приводятся такие сведения, как наименование банка-получателя и бенефициара, номер и дата платежного требования и другая информация. Реестр может не оформляться, если бенефициаром по платежному требованию является банк.

Допускается передача платежных требований бенефициаром и их реестров в банк-получатель в электронном виде с применением телетрансмиссионных средств (электронная почта, факсимильная связь и др.) или на машинном носителе.

Платежные требования не принимаются банком-получателем на инкассо, если:

•в платежном требовании имеются исправления и подчистки;

•в платежном требовании не указаны обязательные реквизиты;

•подписи и оттиск печати в платежном требовании не соответствуют заявленным образцам;

•данные, приведенные в реестре, не соответствуют данным, приведенным в платежном требовании.

Не принятые по указанным причинам банком-получателем платежные требования вычеркиваются из реестра и возвращаются представившему их клиенту для переоформления. Платежные требования, оформленные надлежащим образом, принимаются банком-получателем для направления в банк-отправитель.

На всех экземплярах платежного требования проставляется фактическая дата представления – штамп банка.

На всех экземплярах реестра указывается фактическая дата представления платежных требований в банк-получатель. Первый экземпляр реестра, заверенный подписью ответственного исполнителя, остается в банке-получателе, второй, заверенный подписью ответственного исполнителя и штампом банка-получателя, – возвращается бенефициару в подтверждение приема документов. Порядок хранения первых экземпляров реестров определяется локальными нормативными правовыми актами банка-получателя.

По платежным требованиям, переданным в электронном виде с применением телетрансмиссионных средств, банк-получатель направляет в электронном виде подтверждение бенефициару о приеме их на инкассо.

Платежные требования, принятые банком-получателем в течение банковского дня, направляются в банк-отправитель не позднее следующего банковского дня.

Платежные требования не принимаются банком-отправителем, если:

•в платежном требовании имеются исправления и подчистки;

•в платежном требовании не указаны обязательные реквизиты;

•на платежном требовании отсутствует штамп банка-получателя;

•невозможно установить плательщика.

Платежные требования, не принятые банком-отправителем, направляются в банк-получатель для возврата бенефициару. На оборотной стороне первого экземпляра платежного требования делается запись о причине его неисполнения, которая заверяется подписью ответственного исполнителя и штампом банка-отправителя. Платежные требования, подлежащие возврату, регистрируются в отдельном журнале с указанием наименования и номера счета бенефициара, номера, даты и суммы требования, наименования банка-получателя, причины возврата платежного требования.

На всех экземплярах платежного требования, принятого банком-отправителем, проставляется дата его поступления в банк-отправитель. При поступлении платежного требования по окончании банковского дня днем его поступления в банк считается следующий банковский день.

Платежное требование исполняется банком-отправителем на основании полученного от плательщика акцепта, за исключением случаев безакцептного списания средств. Акцепт оформляется заявлением на акцепт, которое представляется в банк-отправитель в двух экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления заверяются оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк-отправитель образцам подписей и оттиска печати. Форму заявления на акцепт банки разрабатывают самостоятельно.

Допускается передача заявлений на акцепт в банк-отправитель в электронном виде с применением телетрансмиссионных средств (электронная почта, факсимильная связь и другое) и на машинном носителе. Для подтверждения подлинности заявлений используются электронная цифровая подпись или тестирующие ключи.

Акцепт требования может быть предварительным или последующим (в настоящее время применяется только предварительный акцепт).

Предварительный акцепт – акцепт плательщика, полученный банком до поступления платежного требования. Предварительный акцепт предполагает оплату платежных требований в срок, определенный плательщиком в заявлении на предварительный акцепт, но не позднее четвертого банковского дня, включая банковский день поступления платежного требования.

В заявлении на предварительный акцепт также должны быть указаны: наименование плательщика и номер счета, с которого будет производиться оплата платежных требований; наименование бенефициара; номер и дата заключенного договора, по которому предполагается оплата платежных требований в порядке предварительного акцепта; расходы по переводу (на чей счет относятся банковские комиссионные вознаграждения и телетрансмиссионные расходы по переводу); другая необходимая информация, которую плательщик признает существенной.

В случаях, установленных актами законодательства Республики Беларусь, плательщик представляет вместе с заявлением на предварительный акцепт документы, служащие основанием для осуществления перевода.

При приеме заявления на предварительный акцепт ответственный исполнитель банка проставляет на обоих экземплярах заявления дату поступления заявления в банк, свою подпись и штамп банка. Второй экземпляр заявления возвращается плательщику.

Первые экземпляры заявлений на предварительный акцепт хранятся в банке-отправителе в отдельных папках.

Платежные требования, подлежащие в соответствии с заявлением на предварительный акцепт оплате в день их поступления в банк, должны содержать надпись: «Оплата в день поступления».

По платежным требованиям, подлежащим в соответствии с заявлением на предварительный акцепт оплате на второй, третий или четвертый банковский день со дня их поступления в банк-отправитель, плательщик вправе заявить отказ от оплаты (акцепт с возможностью отказа).

Платежные требования, подлежащие в соответствии с заявлением на предварительный акцепт оплате на второй, третий или четвертый день со дня поступления в банк-отправитель, должны содержать надпись: «Акцепт с возможностью отказа».

Ответственный исполнитель сверяет с заявлением на предварительный акцепт только те платежные требования, которые содержат указанные надписи.

На всех экземплярах платежных требований, поступивших для оплаты в порядке предварительного акцепта с возможностью отказа, в соответствии со сроком платежа, указанным в заявлении на предварительный акцепт (оплата на второй, третий или четвертый банковский день), банком-отправителем в поле «Срок представления акцепта» указывается дата платежа. Третий экземпляр, заверенный штампом банка, направляется плательщику.

Отказ может быть на всю сумму платежного требования (полный) или на его часть (частичный). Плательщик должен представить заявление на отказ до даты платежа.

Заявление на отказ от оплаты платежных требований представляется в банк-отправитель в двух экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления заверяются оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк-отправитель образцам подписей и оттиска печати. Форму заявления на отказ банки разрабатывают самостоятельно.

Допускается передача клиентом в банк-отправитель заявлений на отказ от оплаты платежных требований в электронном виде с применением телетрансмиссионных средств (электронная почта, факсимильная связь и другое) и на машинном носителе. Для подтверждения подлинности заявлений используются электронная цифровая подпись или тестирующие ключи. В заявлении на отказ от оплаты должны быть указаны: наименование плательщика и номер его счета; номера, даты, суммы требований (цифрами); при частичном отказе – суммы, в которых требования подлежат оплате (цифрами и прописью); при полном отказе – запись об отказе оплатить в полной сумме; мотив отказа; наименования и номера счетов получателей средств; другая необходимая информация, которую плательщик признает существенной. Банк не проверяет по существу мотивы отказа от оплаты. При приеме заявления на отказ от оплаты платежных требований ответственный исполнитель банка проставляет на обоих экземплярах заявления дату поступления заявления в банк, свою подпись и штамп банка. Второй экземпляр заявления возвращается плательщику. Первые экземпляры заявлений на отказ хранятся в банке-отправителе в отдельных папках.

По письменному заявлению плательщика, заверенному списком печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати, допускается оплата платежного требования до наступления даты платежа.

Платежное требование, подлежащее оплате в порядке предварительного акцепта с возможностью отказа от оплаты, в день поступления в банк-отправитель приходуется по внебалансовому счету «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» и помещается в картотеку к указанному счету в порядке наступления сроков платежа. Платежное требование учитывается по указанному счету до наступления даты платежа, если плательщиком не представлено заявление на отказ либо заявление на досрочную оплату.

Платежные требования, подлежащие оплате в порядке предварительного акцепта с возможностью отказа, считаются:

-акцептованными в полной сумме при наступлении даты платежа, если отказ от оплаты по ним не получен;

-частично акцептованными при наступлении даты платежа, если по ним до даты платежа получен частичный отказ от оплаты;

-неакцептованными, если по ним до даты платежа получен полный отказ от оплаты.

Банки не рассматривают споры между бенефициаром и плательщиком о мотивах отказа от оплаты платежных требований и невключения бенефициара в заявление на предварительный акцепт.

Урегулирование претензий между плательщиком и бенефициаром по поводу необоснованного отказа от оплаты платежных требований или невключения бенефициара в заявление на предварительный акцепт производится сторонами самостоятельно в порядке, установленном законодательством или договором.

Банки не рассматривают споры между бенефициаром и плательщиком по существу неакцепта или частичного акцепта платежных требований.

Перед исполнением платежных требований, включенных в заявление на предварительный или последующий акцепт, ответственный исполнитель банка-отправителя проверяет:

•в случаях, установленных законодательными или нормативными правовыми актами Республики Беларусь, – правомерность осуществления дебетового перевода на основании представленных в банк-отправитель документов;

•соответствие данных платежного требования данным документов, представленных в банк-отправитель в установленных законодательством случаях.

Платежные требования, включенные плательщиком в заявление на акцепт, не подлежат исполнению в случаях:

•непредставления необходимых в соответствии с законодательством документов;

•несоответствия данных платежного требования данным документов, представленных в банк-отправитель в установленных законодательством случаях;

•отсутствия правовых оснований у плательщика на осуществление дебетового перевода, если контроль со стороны банка-отправителя за правомерностью осуществления дебетового перевода установлен законодательными или нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Не принятые к исполнению по указанным выше причинам платежные требования считаются неакцептованными.

При этом платежные требования, поступившие для оплаты в порядке предварительного акцепта, подлежат оплате с последующим акцептом в порядке, изложенном в Инструкции о банковском переводе.

Платежные требования, поступившие для оплаты с последующим акцептом и не принятые к исполнению, вычеркиваются из заявления на последующий акцепт, а исправление заверяется подписью ответственного исполнителя.

После приема к исполнению платежных требований, включенных в заявление на последующий акцепт, ответственный исполнитель банка-отправителя проставляет на обоих экземплярах заявления на последующий акцепт дату поступления заявления в банк, свою подпись и штамп банка. Второй экземпляр заявления возвращается плательщику. На частично акцептованных платежных требованиях (в том числе по которым получен частичный отказ) делается надпись об акцептованной плательщиком сумме. Указанная надпись заверяется подписью ответственного исполнителя.

Принятые к исполнению платежные требования, акцептованные плательщиком, при наличии достаточной суммы средств на счете плательщика исполняются банком-отправителем:

•подлежащие оплате в порядке предварительного акцепта с оплатой в день поступления – в полной сумме в день поступления платежного требования. После исполнения первый экземпляр платежного требования помещается в документы дня банка-отправителя, второй – направляется в банк-получатель для выдачи бенефициару, третий – направляется плательщику с выпиской из его счета;

•подлежащие оплате в порядке предварительного акцепта с возможностью отказа – в акцептованной плательщиком сумме по дате платежа либо до наступления даты платежа, если плательщиком представлено соответствующее заявление в банк-отправитель. Первый экземпляр платежного требования помещается в документы дня банка-отправителя; второй – направляется в банк-получатель для выдачи бенефициару. При оплате частично акцептованного платежного требования ответственным исполнителем банка первоначальная сумма на обоих экземплярах платежного требования зачеркивается и рядом проставляется сумма, в которой платежное требование подлежит оплате. Исправление суммы заверяется подписью ответственного исполнителя. На втором экземпляре требования делается запись о причине его исполнения не в полной сумме (мотив отказа);

Акцептованные платежные требования, для оплаты которых средств на счете плательщика недостаточно, исполняются в пределах остатка средств на счете. На всех экземплярах исполненных платежных требований проставляются: дата исполнения, подпись ответственного исполнителя, штамп банка-отправителя. Акцептованные платежные требования, для оплаты которых средства на счете плательщика отсутствуют, не подлежат исполнению банком-отправителем.

Акцептованные платежные требования, оформленные для проведения дебетовых переводов белорусских рублей и предъявленные к текущему счету плательщика (за исключением счетов физических лиц), не исполненные (исполненные частично) ввиду отсутствия (недостаточности) средств на счете плательщика, в акцептованной сумме (неисполненные) или в неисполненной сумме (частично исполненные) приходуются по внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и помещаются в картотеку к указанному счету.

Основным достоинством расчетов платежными требованиями является то, что используемая при этом система инкассо обеспечивает четкий порядок адресной их доставки, строгий контроль за расчетами как со стороны субъектов хозяйствования, так и банков. В то же время недостатком является возможность возникновения неплатежей и повышенная трудоемкость этих расчетов.

Платежное требование-поручение является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств (бенефициара) к плательщику оплатить стоимость поставленного по договору товара, провести платежи по другим операциям на основании направленных ему (минуя обслуживающий банк) расчетных, отгрузочных и иных документов, предусмотренных договором.

В общем виде порядок расчетов платежными требованиями-поручениями выглядит следующим образом:

1.Плательщик и бенефициар заключают договор на поставку товара, в котором должны быть определены все условия будущих расчетов платежными требованиями-поручениями (сроки расчетов, список представляемых документов, на чей счет относятся расходы по переводу и др.).

2.Бенефициар отгружает товары и представляет платежные требования-поручения плательщику.

3.Плательщик соглашается оплатить (акцептует) платежные требования-поручения и представляет их в свой банк (банк-отправитель).

4.Банк-отправитель исполняет акцептованные плательщиком платежные требования-поручения, осуществляя перевод денежных средств за его счет в банк-получатель в пользу бенефициара.

5.Банк-получатель зачисляет полученные средства на счет бенефициара.

Основные особенности расчетов платежными требованиями-поручениями.

Платежное требование-поручение представляется бенефициаром непосредственно плательщику, минуя обслуживающие их банки.

Представляемое плательщику платежное требование-поручение должно быть оформлено на бланках установленной формы, содержащих обязательные реквизиты. Первый экземпляр платежного требования-поручения заверяется оттиском печати и подписями бенефициара.

Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет непосредственно бенефициара в порядке и сроки, определяемые договором, заключенным между ними.

Акцептованное плательщиком платежное требование-поручение представляется в банк-отправитель в количестве экземпляров, определяемом данным банком, обычно в трех экземплярах. На всех экземплярах принятого к исполнению платежного требования-поручения проставляются штамп банка-отправителя и дата приема, после чего второй экземпляр платежного требования-поручения выдается плательщику. Первый экземпляр платежного требования-поручения является основанием для списания средств со счета клиента и после исполнения платежного требования-поручения помещается в документы дня банка-отправителя. При исполнении платежного требования-поручения в полной сумме и совпадении даты исполнения и даты приема дата исполнения не указывается. При исполнении платежного требования-поручения на поступивших в банк экземплярах платежного поручения стави<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...