Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика периода от 14 до 21 года




В этот период актуализируются вопросы развития социального интеллекта, профессионального самоопределения, образования, самоактуализации, выбора ведущей формы деятельности и др.

Возраст от 14 до 21 года называют периодом юности. Он составляет часть развернутого переходного этапа от детства к взрослости, точнее от подросткового возраста к самостоятельной жизни. Взрослость в этот возрастной период определяется различными критериями. Биологическая взрослость определяется достижением половой зрелости, способностью к деторождению; социальная – экономической независимостью, принятием ролей взрослого человека. Понятие психологической взрослости связывают со зрелой личностной идентичностью. Критерием достижения взрослости в человеческом обществе становится овладение культурой, системой знаний, ценностей, норм, социальных традиций, подготовленность к осуществлению разных видов труда.

 

Физиологически этот возраст стоит в одном ряду с эмбриональным периодом и периодом младенчества как время чрезвычайно быстрых биологических изменений. Следует отметить, что если в эмбриональный период формирование организма ребенка полностью зависит от опыта и действий родителей, в младенческий период ребенок совместно со взрослыми участвует в процессе своего развития, то в юности ребенок впервые пытается самостоятельно управлять физиологическими и психологическими изменениями, происходящими с ним.

Молодые люди испытывают боль и радость, наблюдая за этим процессом. Они видят, как их тело преображается, и ощущают сменяющие друг друга чувства очарования, восторга и ужаса, постоянно сравнивая себя с другими и пересматривая образ своего «Я». В течение этого периода молодые люди получают полное представление о понятиях формы, комплекции, существующих идеалах и составляют мнение о своем теле, пропорциях и умениях. В этом возрасте достоинства и недостатки своей внешности оцениваются слишком строго. Некоторые подвергают себя суровой диете, в то время как другие озабочены суровыми тренировками, способствующими улучшению формы и развитию силы тела. Представители обоих полов с тревогой следят за своим развитием, его своевременностью и правильностью, основывая свои суждения, как на реальном знании, так и на идеальных общественных образцах.

То, как взрослые реагируют на физические изменения своих детей, может оказывать серьезное влияние на дальнейшее развитие подростка.

Биологические изменения, переживаемые в возрасте от 14 до 21 года, обычно сопровождаются интересом к представителям противоположного пола и потребностью интегрировать свою сексуальность с другими аспектами личности. Поэтому в период юности молодежь начинает формировать отношения, в которых основную роль играет пол. Усвоение мужской или женской роли, а также образца и структуры своего гендерного проявления (например, для девушки это может быть образ «тургеневской барышни», «своей в доску» девчонки или «роковой красавицы») является одной из основных задач данного периода развития. На переживание подростков по поводу своей сексуальности влияет их личный опыт физических и эмоциональных контактов со взрослыми и сверстниками: отношение уважения, внимания либо манипуляции, которые возникают в ходе этого опыта.

 

Наряду с бурными физиологическими изменениями в юношеском возрасте происходит развитие способностей, процессов мышления, приводящее к росту сознания, воображения, суждений и интуиции. Идет активное накопление знаний, открывающих ряд вопросов и проблем, которые как обогащают, так и усложняют жизнь молодого человека. Обучение в старших классах школы связано со значительным изменением и усложнением структуры и содержания учебного материала, увеличением его объема, что повышает уровень требования к учащимся. От них ожидают гибкости, универсальности, продуктивности познавательной деятельности, четкости, самостоятельности в решении когнитивных задач. Учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. Усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний. Познавательные интересы обретают широкий, устойчивый и действенный характер, растет сознательное отношение к труду и учению. Возрастная особенность состоит в быстром развитии специальных способностей, часто связанных с выбираемой профессиональной областью. Индивидуальная направленность и избирательность интересов связана с дальнейшими жизненными планами.

Направленность на будущее, постановка задач профессионального и личностного самоопределения сказывается на всем психическом развитии, включая и сферу общения молодых людей. Происходит увеличение времени, выделяемое на общение и расширение его круга (не только в школе, семье, по соседству, но и в разных географических, социальных, виртуальных пространствах). Параллельно с расширением сферы общения происходит его углубление и индивидуализация. У молодых людей развивается способность устанавливать дружеские отношения, более избирательные и глубокие. Юношеская дружба полифункциональна и многообразна: от простого совместного времяпровождения до глубочайшей исповедальности и самораскрытия. Первая любовь также в определенной мере является следствием стремления молодого человека к эмоциональному контакту, душевной близости, к пониманию. Проявление любви в юношеском возрасте обычно принимает форму симпатии, увлечения, влюбленности или форму дружбы-любви. Во всех проявлениях первая любовь – это важное испытание в юности, во многом влияющее на развитие личностей юношей и девушек.

Еще одна важная жизненная задача данного возрастного периода – это построение системы коллективных (в том числе профессиональных) отношений. Эта задача касается вопроса о том, каким образом человек способен принести пользу обществу, преобразовать окружающий мир. Решение этого вопроса необычайно резко высвечивает сущность человека. Если мы, например, слышим от молодого человека, что он ищет материально оплачиваемую профессию, то пока не стоит его считать социальным человеком, он еще не созрел для общества. Так же важным в этом вопросе является не только выбор профессиональной направленности, но и то, как человек выполняет свою работу: либо осмысленно, с ответственностью за результат, вкладывая, как говорят, душу; либо рутинно, однообразно, может даже и честно, но при этом автоматически выполняя ряд действий.

Именно поэтому основным новообразованием данного возраста является самоопределение (в том числе профессиональное), то есть осознание себя в качестве части большей системы – общества, понимание своего назначения в жизни, выбор профессии на основе устойчиво сложившихся интересов и стремлений, мировоззрения подростка. В этом возрасте молодым людям приходится брать на себя ответственность за дальнейшую самостоятельную жизнь. Многие заканчивают учебные заведения и вступают во взрослую жизнь, где им предстоит начать свою профессиональную деятельность, создать семью и родить ребенка.

По мере познания человеком окружающего мира и формирования в нем системы взаимоотношений им познаются различные социальные роли, которые формируют психологию юноши и девушки. В юности ребенок постигает жизненный опыт через те же самые универсальные роли, что и в детстве, но только в ином ракурсе: через любовь–ненависть, сотрудничество–соперничество, самостоятельность–подчиненность, инициативность–зависимость, бунтарство–послушание, альтруизм–прагматичность и т.п.

Постепенно формируется ответственность (хозяйственность) через взятые на себя функции в семье (уборка квартиры, кулинария, покупка продуктов и др.). Отцовство и материнство постигаются теперь не только через родных отца и мать, но эта роль проецируется на учителя, литературный идеал, кумира в реальной жизни, проявляется через помощь в воспитании братьев и сестер. Проживается опыт первой влюбленности (в том числе и опыт первых разочарований). Выбор профессии определяется стилем сотрудничества, сформированного на данный период времени (отсюда выбор либо социально-полезной для конкретного человека профессии, либо профессии, через которую можно изменять окружающий мир и управлять обществом). Именно в этот период оформляется мировоззренческая и идеологическая позиция (отсюда и мнение о том, что студенчество делает революцию) – альтруизм, принципиальность, идеалы.

Таким образом, молодые люди окружены огромным разнообразием ролей, предлагаемых множеством референтных групп и людей. Эти роли нужно интегрировать в личностную идентичность, то есть объединить различные свойства личности человека с семейными, гендерными, профессиональными общественными ролями. Это нацеливает юношей и девушек на приобретение знаний, связанных с партнерскими отношениями и социальной готовностью принять на себя ответственность за семью, коллектив и общество. Именно в этом возрасте молодежь почти во всех странах получает гражданские и избирательные права.

Для человека небезразлично какую иерархию целей в своей жизни он выбирает и, как следствие, в контекст какого социального порядка он впишется, насколько в своих поступках он думает о собственном благе и насколько – о благе других (например, близкого человека, профессионального коллектива, общества, нации, человечества и т.п.). Это нацеливает человека на построение внутренней системы ценностей как руководства для социально-ответственного поведения и формирование гражданской активности.

Итак, характерные особенности развития ребенка в возрастной период от 14 до 21 года можно представить по годам, учитывая, что каждый год жизни (из 7-ми) представляет собой повторение семеричной структуры причинных связей, при котором в течение одного года постигается более полно один из 7-ми уровней развития.

  • Возраст 14-15 лет - удовлетворение потребности в принятии собственной внешности и осознании особенностей своего тела нацелено на формирование умений и навыков эффективно его использовать в труде, спорте и т.д.

 

  • Возраст 15-16 лет - потребность в усвоении мужской или женской роли формирует приобретение внутренней позиции мужчины или женщины. Что способствует развитию навыков управления эмоциональными отношениями.

 

  • Возраст 16-17 лет - потребность в интеллектуальном развитии, в информации, самоактуализации, познании себя и мира, умении планировать лежит в основе достижения максимальной ментальной активности и проявления своих врожденных способностей, которые помогают ориентироваться в мире информации.

 

  • Возраст 17-18 лет - удовлетворение потребности в неформальном, доверительном общении со взрослыми и со сверстниками противоположного пола направлено на установление новых и более зрелых отношений с людьми, завоеванию эмоциональной независимости от родителей. Юноши и девушки учатся регулировать межличностные отношения.
  • Возраст 18-19 лет - потребность в осознании своего назначения в жизни, которое заключается в выборе профессии, на основе устойчиво сложившихся интересов и стремлений, и нацелено на подготовку человека к деловой карьере, путем его профессионального обучения. Обретение профессии дает возможность вступить в новую форму коллективных отношений – деловые, профессиональные отношения.
  • Возраст 19-20 лет - потребность объединить различные свойства личности человека с семейными, гендерными, профессиональными и общественными ролями нацеливает его на приобретение знаний, связанных с партнерскими отношениями и социальной готовностью принять на себя ответственность за семью и коллектив. Это позволяет найти свое место в мире общественных отношений.
  • Возраст 20-21 год - возникает потребность в постижении программных целей своего развития для дальнейшего приобретения собственного жизненного опыта в мире общечеловеческих отношений. Это нацеливает человека на построение внутренней системы ценностей как руководства для социально-ответственного поведения и формирование гражданской активности.

 

 

Переход от юности (возраст 14–21 год) к молодости (возраст 21–28 лет) знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается, и осуществляется переход к самореализации. Этому способствует позитивная Я-концепция, сформированная у юношей и девушек на данном этапе развития. Чувство самоуважения, самоценности, благоприятно сказывается на постановке перспективных целей и активном стремлении к их достижению. Со сниженным же самоуважением и негативной самооценкой, низким уровнем притязаний и слабой верой в себя связывают социальную пассивность молодых людей, одиночество, конформистскую позицию, деградацию, агрессивность и, наконец, преступность.

Таким образом, выстраивание жизненной перспективы может проходить относительно благополучно при оптимальном сочетании прошлого опыта, настоящего (реального)самоопределения и будущего (перспективного) «Я», а может протекать и в кризисных формах.

То, как именно родители взаимодействуют с детьми в этом возрасте, оказывает значимое влияние на их продвижение к взрослости.

Основные потребности и цели человека в возрасте от 14 до 21 года
 
Основные потребности возраста Цели
Потребность в принятии собственной внешности, осознании особенностей своего тела Формирование умений эффективно использовать собственное тело (в труде, спорте и т.д.)
Потребность в усвоении мужской или женской роли Приобретение внутренней позиции мужчины или женщины
Потребность в интеллектуальном развитии, в информации, самоактуализации, познании себя и мира, умении планировать и т.д. Достижение максимальной ментальной активности, посредством чего человек может проявить свои врожденные способности и интерес к определенным областям знаний
Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми, а также в установлении взаимоотношений с лицами противоположного пола (потребность в дружбе и любви) Установление новых и более зрелых отношений со сверстниками, завоевание эмоциональной независимости от родителей
Потребность в понимании своего назначения в жизни, выборе профессии, на основе устойчиво сложившихся интересов и стремлений Подготовка к профессиональной карьере (обучение человека нацелено на получение профессии)
Потребность объединить различные свойства личности с семейными, гендерными, профессиональными, общественными ролями Подготовка к браку и семейной жизни, приобретение знаний и социальной готовности принять на себя ответственность, связанную с партнерством и семьей
Потребность в постижении программных целей своего развития для дальнейшего приобретения собственного жизненного опыта Построение внутренней системы ценностей и этического сознания как руководства для социально-ответственного поведения и гражданской активности человека

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...