Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Предмет и метод бухгалтерского учета




Московский финансово-юридический университет МФЮА

Калининградский филиал МФЮА

 

Преподаватель: Ульянова Н.В.

Учебное пособие, УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ

Для подготовки к экзамену (зачету)

ОП.08 ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Для специальности

Экономика и бухгалтерский учёт

Среднего профессионального образования

(базовый уровень)

 

Калининград, 2015-2016

Оглавление

 

Учебное пособие

Глава 1. Предмет и метод бухгалтерского учета

1.1. Общая характеристика предмета и метода бухгалтерского учета

1.2. Имущество организации по составу и размещению

1.3. Источники формирования имущества

Глава 2. Балансовое обобщение, система счетов и двойная запись

2.1. Понятие, построение и содержание бухгалтерского баланса

2.2. Типовые изменения баланса под влиянием хозяйственных операций.

2.3. Понятие, строение и порядок записи хозяйственных операций на бухгалтерских счетах

2.4. Двойная запись хозяйственных операций по счетам

2.5. Синтетические и аналитические счета. Взаимосвязь между счетами и балансом

2.6. Оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам

2.7. Исправление ошибок в документах и в учетных регистрах

 


Глава 1. Предмет и метод бухгалтерского учета

1.1. Общая характеристика предмета и метода бухгалтерского учета

Содержание предмета бухгалтерского учета раскрывается в экономической сущности учитываемых объектов.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

Объекты бухгалтерского учета подразделяются на три взаимосвязанных раздела:

Ø имущество организации по составу и размещению;

Ø имущество организации по источникам его образования (собственные и заемные обязательства);

Ø хозяйственные операции и их результаты, получаемые в сферах снабжения, производства и продажи.

Отсюда предмет бухгалтерского учета подразделяется на три аналогичных раздела, каждый из которых включает в себя конкретные виды имущества.

В частности,

Ø имущество по составу и размещению - внеоборотные и оборотные активы,

Ø имущество по источникам образования (собственные и заемные обязательства) - капитал и резервы, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства,

Ø хозяйственные операции (процессы) и их результаты - снабжение, производство, продажа и финансовые результаты.

Бухгалтерский учет дает обширный информационный материал для внутренних и внешних пользователей.

Следовательно, предметом бухгалтерского учета является упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, обязательства (собственные и заемные), хозяйственные операции и результаты деятельности организации в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов (заданий).

 

Понимание содержания предмета достигается через познание сущности его метода.

Метод бухгалтерского учета - это способы и приемы, при помощи которых изучается предмет бухгалтерского учета. Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс и отчетность.

Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Каждая хозяйственная операция, подлежащая отражению в бухгалтерском учете, должна быть оформлена документами, в которых приводится полное описание совершенной операции, ее точное количественное выражение и денежная оценка. Правильность сведений, проводимых в документах, подтверждается подписью лиц, ответственных за совершение операции. Все записи в регистрах бухгалтерского учета делаются на основании данных документов, прошедших проверку правильности и объективности их оформления, а также законности совершенных операций.

Если организация совершает операции, которые не могут быть оформлены типовыми документами, она может разработать свою форму первичного документа, которая должна быть предусмотрена учетной политикой организации. Разумеется, форма документа должна содержать перечень обязательных реквизитов, установленных Законом «О бухгалтерском учете».

Инвентаризация - это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату.

В результате проведения инвентаризации выявляется соответствие фактических данных показателям учета, а также излишки или недостатки имущества организации. Инвентаризация обеспечивает контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств, за полнотой и достоверностью данных бухгалтерского учета и отчетности.

Счета бухгалтерского учета - способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу, размещению и источникам образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях.

Двойная запись - взаимосвязанное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно записывается по дебету одного счета и по кредиту другого счета на одинаковую сумму.

Денежная оценка - денежное выражение имущества, обязательств и хозяйственных операций для получения обобщенных данных за текущий период по организации в целом.

Калькуляция - группировка затрат и определение себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) и заготовленных материальных ценностей.

Бухгалтерский баланс, являясь источником информации, представляет собой способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу, размещению и источникам формирования (собственные и заемные обязательства), выраженным в денежной оценке и составленным на определенную дату. Состоит из двух частей - актива и пассива.

Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Таким образом, бухгалтерский учет и отчетность выступают способом итогового обобщения учетной информации организации за текущий и отчетный период.

 

1.2. Имущество организации по составу и размещению

Организация имеет в своем распоряжении многочисленные и разнообразные виды имущества, которые обеспечивают и составляют основы ее хозяйственно-финансовой деятельности. При этом каждый вид имущества в качестве объекта учета по своей экономической сути подразделяется на три взаимосвязанных раздела: имущество по составу и размещению, имущество по источникам их образования (собственные и заемные обязательства), имущество, участвующее в хозяйственных операциях (происходящих в сферах снабжения, производства и продажи).

 

имущество (активы) организации

 

оборотные активы   внеоборотные активы
материально-производственные запасы (МПЗ)   основные средства (ОС)

 

затраты и расходы   нематериальные активы (НМА)

 

средства в расчетах (дебиторская задолженность)   вложения во внеоборотные активы

 

краткосрочные финансовые вложения   долгосрочные финансовые вложения

 

денежные средства   оборудование к установке

 

прочие оборотные активы (отвлеченные средства)

 

 

Рис. 1 - Классификация имущества по составу и функциональной роли

 

Имущество по составу и размещению подразделяется на:

ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ включают в себя:

1. Основные средства (счет 01) - совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда. при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Сюда относятся земельные участки и объекты природопользования, здания, машины, оборудование, вычислительная техника, сооружения и другие основные средства.

2. Нематериальные активы (счет 04) - объекты длительного использования (свыше одного года), имеющие оценку и приносящие доходы, но не являющие вещественными ценностями для организации. К ним относятся: права пользования патентами, лицензиями, программными продуктами, организационные расходы и д.р.

3. Доходные вложения в материальные ценности ( счет03 ) – это имущество, предоставляемое организацией для передачи в лизинг, по договору проката за плату во временное пользование с целью получения дохода.

4. Вложения во внеоборотные активы (счет 08) - это вложения (затраты) организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, - земельные участки и объекты природопользования, нематериальные активы, затраты по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота (кроме птицы, пушных зверей, кроликов, семей пчел, служебных собак, подопытных животных, которые учитываются в составе средств в обороте).

5. Финансовые вложения (счет 58) - это вложения (инвестиции) организации на приобретение государственных и иных краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т.д.), а также инвестиции в уставные (складочные) капиталы других организаций, в дочерние, зависимые общества.

ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ включают в себя:

1. Материально - производственные запасы (МПЗ):

· предметы труда (сырье, материалы, топливо и др.), которые теряют или видоизменяют свою натуральную форму, полностью потребляются в одном производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на продукцию. Их учет ведется на счетах 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» и др.;

· готовая продукция (счет 43);

· товары для перепродажи (счет 41);

· животные на выращивании и откорме (счет 11).

2. Денежные средства (50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути») - сумма наличных денежных средств в кассе организации, свободные денежные средства, хранящиеся на расчетном, валютном и прочих счетах в банке.

3. Дебиторская задолженность (62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами») - задолженность организации юридических и физических лиц за товары и услуги, продукцию, по выданным авансам, суммы за подотчетными лицами и др.

4. Отвлеченные средства – НДС по приобретенным ценностям (счет 19).

5. Финансовые вложения (счет 58) - предоставленные другим организациям займы.

6. Расходы и затраты:

· незавершенное производство (счет 20) – продукция, не прошедшая всех стадий производства, предусмотренных по технологическому процессу, на конец отчетного периода;

· расходы будущих периодов (счет 97) – расходы, понесенные организацией в отчетном периоде, но фактически относимые на последующие периоды.


1.3. Источники формирования имущества

Наряду с показателями, отражающими состав и размещение имущества, в бухгалтерском учете отражаются и показатели, характеризующие источники образования имущества. Вне зависимости от организационно-правовых видов и форм собственности имущество по источникам образования подразделяется на две группы:

Ø собственные (обязательства перед собственниками) и

Ø заемные (обязательства перед третьими лицами).

источники образования имущества (средств) организации

заемный капитал (источник привлеченных средств)   собственный капитал

краткосрочные обязательства   долгосрочные обязательства

текущая кредиторская задолженность   краткосрочные кредиты и займы

 

Рис. 2 - Классификация источников образования имущества организации

Собственные (СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ) источники имущества образуют материальную базу организации в денежном выражении. Они состоят из собственного капитала (уставный, добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы), фондов, резервов, амортизации, бюджетного финансирования и получения средств в порядке дарения.

Уставный капитал (счет 80) - основной источник формирования собственного имущества организации; совокупность вкладов в денежном выражении учредителей в имущество (стоимость основных средств, нематериальных активов, оборотных и денежных средств) организации при ее создании, основной источник обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Эта сумма отражается в уставе организации и поэтому называется уставным капиталом, она может быть изменена по решению учредителей организации с внесением соответствующих изменений в учредительные документы.

Резервный капитал (счет 82) создается путем отчислений от чистой прибыли в соответствии с действующим законодательством. Размер резервного капитала определяется уставом акционерного общества в пределах 15% уставного капитала, а размер ежегодных отчислений составляет не менее 5% годовой чистой прибыли. Он используется на выплату доходов учредителям при отсутствии или недостаточности прибыли отчетного года для этой цели, на покрытие непредвиденных потерь и убытков организации за отчетный год, а также для погашения облигаций организации и выкупа собственных акций. Остатки неиспользованных средств этого фонда переходят на следующий год.

Добавочный капитал (счет 83) состоит из прироста стоимости внеоборотных активов, выявляемого по результатам их переоценки, а также возникающего в случае продажи акций по цене, превышающей их номинальную стоимость.

Нераспределенная прибыль (счет 84) включает нераспределенную чистую прибыль отчетного года. Может полностью или частично распределяться на выплату доходов учредителям (участникам), финансовое обеспечение производственного развития организации, приобретение нового имущества, отчисления в резервные фонды и другие цели.

Доходы будущих периодов (счет 98) - доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным в отчетном периоде за прошлые годы, разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей, а также безвозмездные поступления.

Резервы предстоящих расходов (счет 96) создаются за счет внутренних ресурсов путем равномерного включения предстоящих расходов в затраты на производство и в расходы на продажу в отчетном году. Правильность образования и использования сумм по тому или иному резерву периодически (на конец года обязательно) проверяется и при необходимости корректируется.

Целевое финансирование (счет 86) представляет собой средства, предназначенные для финансирования тех или иных мероприятий целевого назначения (средства, поступившие от других организаций и лиц, бюджетные средства и др.).

Прибыль (счет 99) - это обобщающий показатель финансово-хозяйственной деятельности и главный источник формирования собственного имущества организации.

Прибыль есть сумма превышения доходов над расходами организации, полученных организацией за отчетный период от:

Ø обычных видов деятельности (выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг);

Ø прочей деятельности (поступления от продажи основных средств и иных активов, штрафы, пени, активы, полученные безвозмездно, и т.д., суммы возмещения ущерба от стихийных бедствий, пожаров, аварий и т.д.).

Заемные источники формирования имущества (ЗАЕМНЫЙ, ПРИВЛЕЧЕННЫЙ КАПИТАЛ) поступают в распоряжение организации на определенный срок, по истечении которого должны быть возвращены их собственнику с процентом или без.

К ним относятся:

1. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА:

Долгосрочные кредиты банков (счет 67) - кредиты, привлеченные на срок бо­лее одного года;

Долгосрочные займы (счет 67) - займы юридических и физических лиц (кроме банков), полученные на срок более года;

2. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА:

Краткосрочные кредиты банков (счет 66) - кредиты, полученные на срок не более одного года;

Краткосрочные займы (счет 66) - ссуды юридических и физиче­ских лиц, полученные на срок не более одного года;

Кредиторская задолженность (счет 60, счет 79) - задолженность организации другим юридическим и физи­ческим лицам; появляется в результате разрыва во времени между предоставлением товарно-материальных ценностей, оказанием услуг, поступлением предварительного денежно­го аванса и датой их фактической оплаты и выполнения обя­зательств перед сторонними лицами;

задолженность по расчетам с бюджетом (счет 68 «Расчеты по на­логам и сборам») возникает вследствие разрыва между вре­менем начисления и датой платежа;

долговые обязательства организации перед своим персона­лом по оплате труда (счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»), связанные с появлением разрыва во времени между начислением и датой выдачи заработной платы;

задолженность органам социального страхования и другим учреждениям (счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др.).

 


Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...