Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аккредитивная форма расчетов.




Аккредитив – обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, отрывший аккредитив, может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве.

Если банк, выставивший аккредитив (банк – эмитент), по поручению плательщика (покупателя) переводит средства в другой банк – банк поставщика, то для осуществления платежа в банке поставщика открывается отдельный балансовый счет «Аккредитивы».

Документарный аккредитив (англ. documentary letter of credit) – это условное обязательство банка, которое выдается им по поручению клиента (приказодателя) в пользу его контрагента по контракту – получателя денежных средств (бенефициара). По этому обязательству банк, открывающий документарный аккредитив (банк-эмитент, issuing bank), должен провести бенефициару платежи либо оплатить, акцептовать или учесть переводный вексель, дать полномочия другому банку (исполняющему банку, advising bank) провести платежи бенефициару либо оплатить, акцептовать или учесть переводный вексель при условии представления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других его условий.

Документарный аккредитив (далее – аккредитив) представляет собой соглашение, обособленное от основного договора (договора купли-продажи или иного договора, заключенного между приказодателем и бенефициаром), в котором предусмотрена эта форма расчетов. Для банков условия таких договоров не являются обязательными. Аккредитив независим от существования, изменения либо прекращения обязательств между бенефициаром и приказодателем. По операциям с аккредитивами все участвующие в них банки имеют дело только с документами, а не с товарами, услугами и (или) другими видами исполнения обязательств.

Банк-эмитент открывает аккредитив только на основании инструкций приказодателя. Инструкции приказодателя составляются в соответствии с условиями основного договора, в котором должны быть определены все основные условия будущего аккредитива. В договоре, как правило, определяются вид аккредитива (отзывный, безотзывный, переводный, подтвержденный банком и др.), наименование банка-эмитента, наименование авизующего и исполняющего банка, сумма аккредитива, способ исполнения аккредитива, перечень документов, представляемых бенефициаром, сроки отгрузки, условия страхования, оплаты транспортных расходов (фрахта), банковских комиссий и др.

Аккредитив открывается банком-эмитентом и доводится до сведения бенефициара, как правило, при посредничестве авизующего банка, которому направляется телетрансмиссионное сообщение (сообщение, переданное по SWIFT, телексу и т.п.) либо письменный документ (по почте). Аналогичным образом оформляются также и любые изменения и дополнения к аккредитиву.

Стандартная форма аккредитива, оформляемого в виде письменного документа (при открытии аккредитива по почте), представляет собой комплект бланков, который состоит из авизо для бенефициара, авизо для авизующего банка, информационной копии для приказодателя, контрольной копии и при необходимости одной или нескольких дополнительных копий для банка-эмитента. Банки вправе применять другие формы аккредитива.

Международной торговой палатой разработаны и рекомендованы к применению стандартные формы аккредитива.

Могут открываться следующие виды аккредитивов:

а) покрытие (депонирование);

б) непокрытые (гарантированное);

в) отзывные;

г) безотзывные.

Покрытыми считаются аккредитивы, при открытии которых банк – эмитент перечисляет средства плательщика или предоставляет ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющего банка) на весь срок действия обязательств банка-эмитента (рис. 3.1.).

1

 

 

 

4 6 8 2

 

 

 

Рис. 3.1. Документооборот при аккредитивной форме расчетов с предварительным депонированием средств

 

1 – заключение договора о расчетах с использованием формы расчетов покрытыми аккредитивами; 2 – передача в банк заявления на открытие аккредитива, платежного поручения о депонировании средств, списание средств со счета покупателя; 3 – перевод средств в банк поставщика и зачисление их на счет «Аккредитивы»; 4 – сообщение поставщику об открытии аккредитива; 5 – поставка товара (оказание услуг); 6 – расчетные документы, подтверждающие отгрузку товара, направляются в банк поставщика и осуществляется списание средств со счета «Аккредитивы» и зачисление средств на счет поставщика; 7 – сообщение об использовании аккредитива направляется в банк покупателя; 8 – сообщение покупателю об использовании аккредитива.

 

При установлении между банками корреспондентских отношений непокрытый (гарантированный) аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка эмитента (рис. 3.2.).

 

1

 

 

 

4 6 8 2

 

 

 

Рис. 3.2. Документооборот при аккредитивной форме расчетов с использованием банковской гарантии

 

1 – заключение договора о расчетах с использованием формы расчетов непокрытыми аккредитивами; 2 – передача в банк заявления на открытие аккредитива под гарантию банка; 3 – сообщение об открытии аккредитива и отражение открытия по внебалансовому счету «Гарантии и поручительства банка»; 4 – сообщение поставщику об открытии аккредитива; 5 – поставка товара (оказание услуг); 6 – расчетные документы, подтверждающие отгрузку товара, направляются в банк поставщика и осуществляется зачисление средств на счет поставщика; 7 – дебетовое авизо направляется в банк покупателя, при отсутствии средств на счете покупателя банк предоставляет плательщику кредит; 8 –сообщение покупателю о списании средств с его счета.

 

Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком. Безотзывный аккредитив представляет собой твердое обязательство банка-эмитента, подтвержденное исполняющим банком, осуществлять выплаты по аккредитиву при выполнении всех его условий. Преимуществом расчетов аккредитивами является гарантия платежа, недостатком – отвлечение денежных средств из хозяйственного оборота в связи с их депонированием.

Расчеты банковскими пластиковыми карточками (картами). Банковская пластиковая карточка (карта) – это средство совершения безналичных платежей за товары и услуги, а также получения наличных денег физическими и юридическими лицами.

Система расчетов с использованием банковских пластиковых карточек (далее – система) включает банки, иные участники, осуществляющие выпуск в обращение (эмиссию) банковских пластиковых карточек, эквайринг по операциям с их использованием, безналичные расчеты по этим операциям на основании договора, заключенного с владельцем, и в соответствии с установленными им стандартами и правилами.

Владелец системы определяет правила и стандарты проведения операций с использованием банковских пластиковых карточек и исполняет в соответствии с указанными правилами и договором обязательства при проведении участником системы данных операций.

Под эквайерингом понимается деятельность банка по сбору и обработке информации, поступающей от предприятий торговли и сервиса, банкоматов, пунктов выдачи наличных денежных средств, передаче обработанной информации, расчетному обслуживанию предприятий торговли и сервиса, кассовому обслуживанию держателей карточек, в отношении которых банк не является эмитентом.

Перечень систем банковских карт, действующих на территории Беларуси, публикуется Национальным банком страны. Различают частную, внутреннюю и международную системы.

Частная система – система, участником которой является только один банк, осуществляющий эмиссию (банк-эмитент).

Внутренняя система – система, участники и владелец которой являются резидентами.

Международная система – система, среди участников которой есть как резиденты, так и нерезиденты и (или) владелец которой является нерезидентом.

Среди наиболее известных систем, использующихся на территории Республики Беларусь, выделяют внутреннюю систему «БелКарт», международную систему «EUROPAY/MASTERCARD», международную систему «VISA», международную систему «Union Card» и др.

Банковская пластиковая карточка – персонифицированное либо неперсонифицированное средство проведения безналичных платежей за товары и услуги, получения наличных денег и осуществления иных операций, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

В зависимости от того, кто является владельцем карт-счета, различают:

•личную карточку – карточку, с использованием которой производятся операции по карт-счету на основании договора карт-счета с физическим лицом – клиентом;

•корпоративную карточку – карточку, которая позволяет ее держателю производить операции по карт-счету на основании договора карт-счета с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем – клиентом и доверенности клиента при наличии трудового договора между держателем карточки и клиентом. Если правила системы позволяют держателю корпоративной карточки осуществлять операции по карт-счету без представления доверенности клиента, данная доверенность может не представляться.

В зависимости от механизма расчетов по операциям, совершаемым с их использованием, различают два вида карточек:

•дебетовая (дебетная) карточку, операции с использованием которой производятся в пределах остатка средств на карт-счете клиента;

•кредитная карточка, операции с использованием которой производятся за счет кредита, предоставляемого банком клиенту.

Если владельцу дебетовой карточки в дополнение к зарплате выдан банком кредит (овердрафт), она квалифицируется как дебетно-кредитная (смешанная).

В зависимости от сведений, записанных на носителе информации, карточки делятся на:

•содержащие сведения, позволяющие эмитенту идентифицировать держателя;

•карточки с полным учетом операций (далее – карточки с полным учетом). Они содержат информацию, позволяющую идентифицировать держателя и сумму денежных средств, в пределах которой держатель может осуществлять операции. Карточка с полным учетом позволяет эмитенту посредством терминала отслеживать каждую трансакцию, осуществленную клиентом с ее использованием, и вести полный учет движения средств у эмитента. Операции совершаются в пределах хранящейся на карточке с полным учетом информации о сумме внесенных эмитенту денежных средств либо о сумме предоставленного кредита (овердрафта);

•карточки электронных денег. На них в электронном виде записаны обязательства эмитента перед держателем в денежном выражении. Карточка электронных денег рассматривается как заменитель наличных денежных средств.

С точки зрения технологии конструирования карт наибольшее распространение получили карты с магнитной полосой, на которой выделяются три дорожки. Одна из них предназначена для перезаписи данных во время каждой операции по карте, а две другие используются для идентификационных целей. Карта помещается в электронный терминал,

который связывается в режиме «on-line» с банком-эквайером, а тот, в свою очередь, с эмитентом. Здесь проверяется, не занесена ли карта в стоп-лист (в нем учитываются потерянные, украденные и другие карты, платежи по которым запрещены), а также, достаточно ли денег на счете для оплаты покупки.

Следовательно, карта с магнитной полосой используется лишь в идентификационных целях и не несет информации о текущем состоянии карточного счета и применяемых ограничениях. Ее технические характеристики таковы, что она не может нести в себе большой объем информации и имеет низкую степень защиты от несанкционированного доступа. Подобные недостатки преодолеваются при использовании следующего поколения карт – смарт-карт. Смарт-карта хранит в памяти информацию о состоянии карточного счета и о нескольких последних сделках с картой. Такая карта многофункциональна, обладает высокой защищенностью от несанкционированного доступа и позволяет проводить авторизацию в режиме «off-line». В этом случае непосредственной связи торговой точки с процессинговым центром не требуется. Карта обменивается информацией с электронным терминалом, и происходит «распознавание», затем остаток средств на карте уменьшается на сумму покупки. В результате время для получения авторизации сокращается в несколько раз.

При эмиссия карточек осуществляются следующие действия:

-заключение банком-эмитентом и клиентом договора карт-счета;

-открытие банком-эмитентом карт-счета клиенту;

-персонификацию карточки (нанесение информации о держателе карточки (клиенте), банке-эмитенте и (или) системе на заготовку карточки);

-выдачу карточки держателю с предоставлением возможности осуществлять операции с ее использованием.

Держатель использует карточку для оплаты товаров (услуг) в предприятиях торговли и сервиса (ПТС) и (или) получает с ее помощью наличные деньги в кассах банка, банкомате участника системы.

ПТС, осуществившее продажу товаров (услуг) с использованием карточек, передает в банк, с которым заключен договор на обслуживание карточек (банк-эквайер), карт-чеки (иные документы, служащие подтверждением совершения операции с использованием карточки, далее – иные документы).

Банк-эквайер обрабатывает поступившие карт-чеки (иные документы) по операциям, совершенным в ПТС, а также карт-чеки (иные документы) по операциям, совершенным в кассах и банкоматах банка-эквайера.

В результате проведенной обработки карт-чеков банк-эквайер формирует платежные инструкции и направляет их банку-эмитенту либо иному лицу, определенному правилами системы. На основании платежных инструкций банк-эмитент осуществляет перевод денежных средств за счет клиента в пользу банка-эквайера.

Платежные инструкции, поступившие лицу, уполномоченному правилами системы на исполнение платежных инструкций, являются основанием для осуществления перевода денежных средств – дебетования счета банка-эмитента для проведения расчетов с банком-эквайером по операциям, совершенным клиентом банка-эмитента, если возможность прямого дебетования предусмотрена договором с системой. По результатам проведенной операции лицо, уполномоченное правилами системы, направляет банку-эмитенту уведомление о проведенном переводе денежных средств, которое является основанием для списания средств банком-эмитентом со счета клиента, по операциям, осуществленным с использованием карточки.

Расчеты пластиковыми карточками предполагают наличие определенной системы, в состав которой входят банки и иные участники.

Участниками платежной системы являются:

-организация – эмитент карточек;

-держатели карточек;

-торговые организации, обслуживающие карточки, т.е. принимающие по ним платежи или предоставляющие другие услуги;

-кредитная организация – эквайер;

-процессинговый центр.

Рассмотрим функции каждого участника совершения операций с использованием пластиковых карт.

Эмитент банковских карт осуществляет их выпуск, открытие карточных счетов (карт-счетов) и расчетно-кассовое обслуживание клиентов при совершении операций с использованием банковских карт. Наименование и логотип эмитента обязательно должны присутствовать на банковской карте.

В качестве эмитента карт для физических и юридических лиц может выступать кредитная организация-резидент, имеющая лицензию на проведение операций по счетам указанных лиц и в соответствующей валюте владельцу переда

В качестве организаций, обслуживающих карты, как правило, выступают предприятия торговли и сферы услуг (ПТС), которые на основе договора, заключенного с эквайером, берут на себя обязательства по приему документов, составленных с использование карт, в качестве оплаты за свою продукцию. Торговые точки, обслуживающие банковские карточки должны быть оборудованы терминалами – специальными электронными устройствами, с помощью которых осуществляются авторизация банковских карт и составление соответствующих документов. Авторизация предоставляется эмитентом карты и означает его согласие на совершение операции с данной картой.

Банк-эквайер – это кредитная организация, которая осуществляет расчеты с предприятиями торговли и сферы услуг по операциям, совершаемым с помощью банковских карточек, а также проводит выдачу наличных денег держателям карт, эмитированных другими кредитными организациями. Операции приема и выдачи наличных денег держателям банковских карт могут производится через банкоматы и пункты выдачи наличных денег, которые открываются эквайерами (или эмитентами). Банкомат – это электронный программно-технический комплекс, предназначенный для выдачи и приема наличных денег и предоставления информации о состоянии счета клиента, а также для осуществления безналичных платежей.

Процессинговый центр – компания, обеспечивающая информационное и технологическое взаимодействие между участниками платежной системы. Он располагает информацией о состоянии карточных счетов участников системы и соответственно осуществляет авторизацию всех операций по банковским картам. В функции процессингового центра также включают сбор, обработку и рассылку участникам системы данных по операциям с банковскими картами. Процессинговый центр может принадлежать банку-эмитенту или выступать самостоятельной организацией.

 
Пример безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек в торговой организации отражен на рис. 3.3.

Аналогичным образом осуществляется использование карты и проведение расчетов при получении наличных денег в банкомате.

 

 

Клиент банка (держатель карты)  
Предприятие торговли
1

5

10 4 6 3 7

 
 
Банк-эмитент


Банк-эквайер

       
   
 


3 8 9

9 3

Процессинговый центр

 


Рис. 3.3. Покупка товара в торговой сети с использованием банковской карты

 

1-держатель банковской карты предоставляет ее кассиру для помещения в электронный терминал и набирает свой PIN-код; 2 – терминал считывает данные с карты, кассир набирает с клавиатуры сумму, оплачиваемую держателем; 3 –терминал осуществляет авторизацию карты, посылая запрос через эквайера в процессинговый центр и к эмитенту; 4 – банк-эмитент подтверждает проведение сделки; 5 – терминал списывает сумму покупки с банковской карты и оформляет слип (он подписывается держателем карты). Одновременно держатель карты получает купленный товар, экземпляр слипа и ему возвращается карта; 6 – в конце каждого рабочего дня торговое предприятие передает слипы, оформленные за день, в обслуживающий его банк. Они документарно подтверждают проведенные операции; 7 – банк-эквайер проверяет все слипы и перечисляет их общую сумму на расчетный счет торгового предприятия; 8 – эквайер передает в процессинговый центр информацию о сделках с использованием банковских карт, эмитентом которых он не является; 9 – процессинговый центр обрабатывает предоставленную информацию и доводит ее до сведения участников для проведения ими взаиморасчетов; 10 – эмитент списывает сумму покупки с учетом комиссионных со счета своего клиента.

 

В течение дня торговое предприятие представляет информацию о проведенных операциях в процессинговый центр. Он формирует реестр платежей по карточным операциям и доводит его до сведения всех участников. Обычно средств на счет торгового предприятия зачисляются эквайером в тот же день.

Расчеты с помощью банковских карт имеют несомненные преимущества для клиента банка. Привлекательность банковских карт определяется удобством их использования, значительным уровнем защищенности средств, хранящихся на карточном счете в банке (особенно смарт-карты), возможностью проверить каждую операцию, обратившись в банк, а также другими достоинствами: возможность получения скидок, кредита банка и т.д.

Для банков привлекательность карточного бизнеса связана с привлечением ресурсов, сокращением объема наличных денег и, главное, с получением дополнительных доходов.

 

Вопросы для самопроверки

1.В чем состоят принципы организации безналичных расчетов?

2.Какие формы безналичных расчетов применяются в банковской системе?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...