Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика периода от 21 до 28 лет




В этот период актуализируются вопросы синтеза личного опыта.

В период от 21 до 28 лет человек начинает синтезировать жизненный опыт, накопленный в предыдущие возрастные периоды. Появляются первые результаты самостоятельной жизни – семья, дети, дом, характеризующие построение собственной системы отношений. Так, в первые три 7-летних периода у человека формируется индивидуальный стиль жизни, на основе которого он «строит дом, сажает дерево, воспитывает ребенка» и т.д.

Через связь между материальными и духовными устремлениями рождается новое качество взаимодействия, постепенная переориентация коллективно–бессознательной активности (относительно изолированной эгоцентричной личности) на новый тип коллективно–сознательных отношений. Таким образом, с окончанием первого цикла развития в возрасте 28 лет происходит перестройка системы отношений человека на программу нового образа жизни. В 28 лет оканчивается 1-й жизненный цикл человека – цикл накопления опыта личности, и начинается цикл накопления коллективного опыта.

 

 

Период 21-28 лет известен в возрастной психологии, как период ранней взрослости (молодости). Он характеризуется получением избирательного права, полной юридической и экономической ответственностью, возможностью включения во все виды активности. В этот период принимаются смысложизненные решения, выстраивается стратегия (стиль жизни), продолжается или завершается получение профессионального образования, осваиваются профессиональные роли и складывается соответствующий круг общения. Большинство людей образует собственную семью, появляются первые дети. Осваиваются и реализуются супружеские и родительские роли.

Для человека эти годы являются периодом расцвета. В этот период большинство людей получают удовольствие от роста энергии, силы, выносливости, они более активны в сексуальном отношении, чувствительны и обладают отчетливым ощущением половой идентичности, которая в свою очередь является частью идентичности личности в целом.

Одновременно с пиком физического развития достигает своего максимума и развитие когнитивных способностей. В течение детства и подросткового периода человек приобретает все более и более сложные внутренние структуры для понимания мира. Можно назвать эти годы периодом приобретений. Характерной чертой мышления у молодых взрослых является та гибкость, с которой они применяют когнитивные способности, которыми уже обладают. В ранней взрослости человек использует интеллектуальные способности, чтобы достичь успеха и выбрать стиль жизни. Это уже период достижений. Человек применяет интеллектуальный потенциал, навыки решения проблем и принятия решений к процессу достижения целей и выполнения плана жизни – тех аспектов познавательных способностей, которые не оцениваются в традиционных тестах интеллекта. Успешно справляющиеся с этим люди достигают определенной степени независимости и переходят на другую фазу применения когнитивных способностей, период, который включает в себя социальную ответственность.

Процесс социализации, начавшийся с юности, продолжается в период ранней взрослости, а также после его завершения. У молодых людей возникает необходимость осваивать новые социальные роли в таких контекстах, как работа, самостоятельная жизнь в отдалении от родителей, брак и семья.

Происходит установление интимных, близких личных связей с другим человеком, создаются открытые, доверительные отношения с постоянным партнером. В целом, поиск партнера, создание тесной эмоциональной связи, построение долговременных отношений – задачи, стоящие перед большинством молодых взрослых людей. Процесс образования пары и динамика отношений – важнейший аспект развития взрослого человека. Идентичность индивидуума складывается, в том числе и из его представлений о себе как о члене относительно устойчивой пары. В различных культурах брак принимает различные формы, но практически во всех обществах он является главной вехой развития человека. Семьи проходят через прогнозируемые универсальные этапы семейной жизни, характеризуемые рядом важных событий или ступеней:

1) отделение от родительской семьи;

2) вступление в брак со всеми сопровождающими его нюансами адаптации и налаживания отношений с новым человеком или родственниками;

3) рождение первого ребенка и начало периода родительства. Этот период является одним из основных периодов в семейной жизни. В отличие от ролей и обязанностей, налагаемых супружеской жизнью, многие роли и обязанности, связанные с родительством, не исчезают с изменением обстоятельств жизни человека, и в то же время требуют совершения многочисленных перемен и приспособлений. На умение новоиспеченных родителей приспособиться к своим ролям влияет множество факторов: социальная поддержка, поддержка родственников, супружеское счастье, особенности ребенка, а также самооценка самих родителей.

Трудовую жизнь взрослого человека можно представить в виде этапов профессионального развития. Первый этап начинается примерно в 5 лет, когда ребенок идентифицирует себя с профессиями родителей. Второй этап – приобретение профессиональных навыков и формирование трудолюбия в 11-12 лет проходит через организацию своего времени и усилий для выполнения различных задач, например, домашних заданий или работы по дому. Третий этап начинается в подростковом возрасте с размышлений и переживаний о своем будущем, которые приводят к выбору профессии. Четвертый этап – профессиональное становление приходится на период от 21 до 28 лет и далее, когда взрослые совершенствуют свое мастерство в рамках возможностей, предоставляемых работой, и начинают продвигаться вверх по служебной лестнице. Пятый, шестой и седьмой этапы профессионального развития человека будут рассмотрены в дальнейших темах. Они заключаются в работе человека на благо коллектива сотрудников и единомышленников(от 42 до 56 лет), на благо общества (от 56 до 84 лет) и всего человечества (от 84 до 112 лет).

Выбор профессиональной деятельности в значительной степени влияет на установки и стиль жизни молодых людей. Она может определить их выбор - вести ли им подвижную или, скорее, оседлую жизнь; в каком месте жить - в городе или деревне; и каких стандартов качества жизни им придерживаться. Так же работа может являться важным фактором развития дружеских отношений, формирования мировоззрения, политических и религиозных пристрастий. Многие молодые люди приобретают и осваивают новые роли в рамках своих обществ, вступая в ряды различных клубов, гражданских групп и религиозных институтов.

Жизнь требует от каждого человека участия в жизни общества и в формировании иерархии (системы) отношений с ним. В этой иерархии человек строит отношения с родственниками, друзьями, коллегами, единомышленниками и т.д. В такой сложной иерархической системе необходимы: определенный стиль поведения, умение формулировать свою социальную позицию, развитые коммуникативные способности, согласование деятельности, действий, поступков, постоянный выбор в принятии решений, а отсюда - умение нести ответственность.

Перемены в структуре социальных ролей, сопровождающие данный возрастной период, являются переходными моментами и поворотными пунктами в жизни молодых людей. Это вынуждает их по-другому смотреть на вещи, по-другому вести себя, приводить убеждения, установки и ценности в соответствии с теми ролями, которые они исполняют и теми ситуациями, в которых живут.

В этот период жизни перед лицом ответственности человек задает себе вопросы: «Чем я обладаю?», «За что несу ответственность?», «Для кого я являюсь авторитетом (наставником)?», или «Кого я сумел научить (другими словами, о ком человек заботится: о природе, животных, друзьях, коллегах и т.п.)?», «Нравлюсь (желаем) ли «Я»?» или риторическое «За кем я иду, и кто идет за мной?», «Что я значу для других: друзей, семьи, общества…?», «Сформировал ли я свой индивидуальный жизненный стиль? (формируется уверенность в себе и своем будущем)», «Чего я жду от жизни (судьбы)?», «Каковы мои мечты и переросли ли они в планирование жизненного пути?» и др.

По сути, данный процесс является процессом личностного развития, хотя эти изменения являются менее явными, чем изменения, происходящие в течение детства и подросткового периода, и характеризуются большей длительностью. При этом формирование личности практически завершается к 28-ми годам, однако, и в дальнейшие периоды личность не является застывшей структурой: неожиданные изменения семейного статуса, социального окружения или характера трудовой деятельности оказывают влияние на любом этапе жизни.

Итак, характерные особенности развития человека в возрастной период от 21 до 28 лет можно представить по годам, учитывая, что каждый год жизни (из 7-ми) представляет собой повторение семеричной структуры причинных связей, при котором в течение одного года постигается более полно один из 7-ми уровней развития.

  • Возраст 21-22 года - характеризуется сильным стремление к экспансии во все сферы жизнедеятельности, что актуализирует потребность человека в здоровом образе жизни, являясь, в свою очередь, залогом дальнейшего развития отношений человека с материальным миром.
  • Возраст 22-23 года - потребность заботиться о других и принимать участие в их жизни приводит человека к установлению интимных, близких личных связей с другим людьми, создаются открытые, доверительные отношения с постоянным партнером, посредством чего происходит углубление в познание собственного мира эмоций и чувств.
  • Возраст 23-24 года - желание молодых людей проявить себя во многих ситуациях помогает лучше изучить свои способности и возможности. Полученные результаты их действий позволяют выстроить перспективу для карьеры и эффективней ориентироваться в информационном мире.
  • Возраст 24-25 лет - потребность в межличностном общении (в близости, в привязанности, в обратной связи, в понимании), в дружбе приводит человека к созданию семьи и дальнейшему развитию возникающих в его жизни межличностных отношений.
  • Возраст 25-26 лет - важнейшей задачей становится профессиональная карьера, включение в творческий или рабочий коллектив, создание системы межличностного взаимодействия, но уже на качественно новом уровне – коллективного со-творчества.
  • Возраст 26-27 лет - потребность в гражданской позиции и участии в жизни общества вызывает у молодых людей необходимость осваивать новые социальные роли. Это вынуждает их по-новому взглянуть на мир общественных отношений, привести убеждения, установки и ценности в соответствие с теми ролями, которые они исполняют, и теми ситуациями, в которых живут.
  • Возраст 27-28 лет - человек осознает, что успешность его жизненного пути связана с общественной реализацией, трудовой деятельностью, карьерой, сложившимися романтическими и семейными отношениями, здоровым образом жизни. Это приводит его к выбору наиболее эффективной жизненной стратегии в соответствии с универсальными закономерностями и общечеловеческими потребностями.

Основой для планирования собственного будущего также является существующая в обществе модель «типичного жизненного пути» члена данного общества. Эта модель закреплена в культуре, установках и системе ценностей общества. Опираясь на общественную модель жизненного пути и теорию психосистемного развития, в основу которой положен универсальный принцип своевременности (какие задачи эффективнее решать на том или ином этапе развития), человек может наиболее эффективно планировать свою жизненную стратегию.

Итак, стратегия жизни молодых людей данного периода заключается: в уточнении и начале осуществления жизненных планов; в осознании себя взрослым человеком со своими правами и обязанностями; в выборе супруга и создании собственной семьи; в приобретении мастерства в профессиональной деятельности.

Главной причиной происходящей трансформации в этот период является постепенная переориентация коллективно-бессознательной активности человека на новый тип коллективно-сознательных отношений. Таким образом, с окончанием первого цикла развития происходит перестройка системы отношений человека на программу нового образа жизни.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...