Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава III. Оценка достоверности сдвига в значениях исследуемого признака




Алгоритм принятия решения о выборе критерия оценки изменений


Классификация сдвигов и критериев оценки их статистической достоверности

 

Виды сдвигов   Объект сопоставлений   Условия Критерии оценки достоверности сдвига
Количество замеров Количество групп
1. Временные, ситуационные, умозрительные, измерительные Одни и те же пок- затели, измеренные у одних и тех же испытуемых в разное время, в разных ситуациях в разных представляемых условиях или разными способами     G - критерий знаков; Т - критерий Вилкоксона
З и более   L - критерий тенденций Пей- джа; χ2 r- критерий Фридмана
2. Сдвига под влиянием эксперименталь-ных воздействий Одни и те же показатели, измеренные у одних и тех же испытуемых до и после воздействия: а) при отсутствии контрольной группы     G - критерий знаков; Т - критерий Вилкоксона
3 и более   L - критерий тенденций Пей- джа; χ2 r- критерий Фридмана
6) при наличии контрольной группы     Вариант 1- сопоставление значений "до" и "после" отдельно по экспериментальной и контрольной группам: G - критерий знаков; Т - критерий Вилкоксона Вариант 2 - сопоставление сдвигов в двух группах: Q - критерий; U - критерий Манна-Уитни; φ* - критерий Фишера
3 и более   Сопоставление значений отдельно по экспериментальной и контрольной группам: L, - критерий тенденций Пейджа; χ2, - критерий Фридмана
3. Структурные сдвиги Разные показатели одних и тех же испытуемых     G - критерий знаков; Т - критерий Вилкоксона
З и более   L - критерий тенденций Пейджа; χ2r - критерий Фридмана

 


G- критерий знаков

 

Назначение критерия G. Критерий знаков G предназначен для установления общего на­правления сдвига исследуемого признака. Он позволяет установить, в какую сторону в выборке в целом изменяются значения признака при переходе от первого измерения ко второму: изменяются ли показатели в сторону улучшения, повышения или усиления или, наоборот, в сторону ухудшения, понижения или ос­лабления.

 

Пример

В исследовании Г.А. Бадасовой изучались личностные факторы суггестора, способствующие его внушающему воздействию на аудиторию. В эксперименте участвовало 39 слушателей колледжа и спецфакультета практической психологии Санкт-Петербургского уни­верситета 9 мужчин и 30 женщин в возрасте от 18 до 39 лет, средний возраст 23,5 года. Испытуемые выступали в качестве суггерендов, т.е. лиц, по отношению к которым оказывалось внушающее воздействие.

В экспериментальной группе (n1=16) испытуемые просматривали видеозапись речи суггестора о целесообразности применения физических наказаний в воспитании детей, а в контрольной группе (n2=23) испытуемые просто читали про себя письменный текст. Содержание речи суггестора и текста полностью совпадали.

До и после предъявления видеозаписи (в экспериментальной группе) и текста (в контрольной группе) испытуемые отвечали на 4 вопроса, оценивая степень согласия с их содержанием по 7-балльной шкале:

1. Я считаю возможным иногда шлепнуть своего ребенка за дело, если

он этого заслужил:

Несогласен 1 2 3 4 5 6 7 Согласен

2. Если, придя домой, я узнаю, что кто-то из близких, бабушка или дедушка, шлепнул моего ребенка за дело, то я буду считать, что это нормально:

Несогласен 1 2 3 4 5 6 7 Согласен

3. Если мне станет известно, что воспитательница детского сада или учительница в школе шлепнула моего ребенка за дело, то я восприму это как должное:

Несогласен 1 2 3 4 5 6 7 Согласен

4. Я бы согласился отдать своего ребенка в школу, где применяется

система физических наказаний по итогам недели:

Несогласен 1 2 3 4 5 6 7 Согласен

Суггестор был подобран по признакам, которые были выявлены в пилотажном исследовании.

Вопросы:

1. Можно ли утверждать, что после просмотра видеозаписи о пользе телесных наказаний наблюдается достоверный сдвиг в сторону боль­шего принятия их в экспериментальной группе?

2. Достоверны ли различия по выраженности положительного сдвига между экспериментальной и контрольной группами?

3. Является ли достоверным сдвиг оценок в контрольной группе?

 

АЛГОРИТМ 8

Расчет критерия знаков G

1. Подсчитать количество нулевых реакций и исключить их из рас­смотрения. В результате п уменьшится на количество нулевых реакций.

2. Определить преобладающее направление изменений. Считать сдвиги в преобладающем направлении «типичными».

3. Определить количество «нетипичных» сдвигов. Считать это число эмпирическим значением G.

4. По Табл. V определить критические значения G для данного п.

5. Сопоставить Gэмп с Gкр. Если Gэмп ≤ Gкр, сдвиг в типичную сторону может считаться досто­верным.

Таблица V Критические значения критерия знаков G

для уровней статистической значимости р≤0,05 и р≤0,01.

п p   n Р п р n Р
0,05 0,01 0,05 0,01 0,05 0,01 0,05 0,01
    -                  
    -                  
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
      З6         23      
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                   
                   

Т - критерий Вилкоксона

Назначение критерия. Критерий применяется для сопоставления показателей, измерен­ных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом.

 

Пример

В выборке курсантов военного училища (юноши в возрасте от 18 до 20 лет) измерялась способность к удержанию физического волевого усилия на динамометре. Сначала у испытуемых измерялась максимальная мышечная сила каждой из рук, а на следующий день им предлага­лось выдерживать, на динамометре с подвижной стрелкой мышечное усилие, равное 1/2 максимальной мышечной силы данной руки. Почув­ствовав усталость, испытуемый должен был сообщить об этом экспери­ментатору, но не прекращать опыт, преодолевая усталость и неприят­ные ощущения – «бороться, пока воля не иссякнет». Опыт проводился дважды; вначале с обычной инструкцией, а затем, после того, как испытуемый заполнял опросник самооценки волевых качеств по методике А.Ц. Пуни, ему предлагалось представить себе, что он уже добился идеала в развитии волевых качеств, и продемонстрировать соответствующее идеалу волевое усилие. Подтвердилась ли гипотеза экспериментатора о том, что обращение к идеалу способствует возрастанию волевого усилия?

 

АЛГОРИТМ 9

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...