Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

14. Мирохранение и мироправление.




14. Мирохранение и мироправление.

В Промысле Божием мы различаем два действия: мирохранение, поддержание всего существующего в бытии, и мироправление, направление всех событий, имеющих место в мире, к предназначенным Творцом целям. Следует иметь в виду, что такое различение двух действий имеет методологический характер. В действительности, действие Божие едино, единым действием Бог и сохраняет мир, и управляет им, и нами, в силу нашей ограниченности.

Мирохранение - поддержание всего существующего в бытии.

Примеры из Свщ. Писания Ветхого Завета:

" По определениям Твоим все стоит доныне, ибо все служит Тебе" (Пс. 118, 91); еще" В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти" (Иов. 12, 10).

Святые отцы также говорят о мирохранении как действии Божественного Промысла. Свт. Василий Великий " Всякое сотворенное существо и видимое, и представляемое умом для поддержания своего имеет нужду в Божием попечении".

Мироправление-- направление всех событий, имеющих место в мире, к предназначенным Творцом целям. ( мир имеет основание и конечную цель своего бытия в Боге)

" Через Него все успешно достигает своего назначения, и все держится словом Его" (Сир. 43, 28).

Св. Иоанн Дамаскин говорит: " Промысл есть воля Божия, по которой все целесообразным образом управляется".

О Промысле Божием как единстве мирохранения и мироправления говорит свт. Афанасий Александрийский: " Как какой-нибудь виртуоз, настрояя лиру...., производит одну стройную песнь, так и Бог, содержа мудростию Своею Вселенную, …, Своею волею и мановением … соблюдает единый мир и единый порядок"

15. Предметы и виды Божественного Промысла

Для античности было характерно представление, что только очень немногое в этом мире является достойным Божественного Промысла. Аристотель ограничивал Промысл Божий только небом, считая, что на земле вообще нет ничего достойного Божественного пропечения.

 Христианское учение утверждает, что и весь мир в совокупности, и все мельчайшие частицы его имеют ценность перед Богом, и поэтому Промысл Божий распространяется на весь мир.

Афинагор Афинский пишет:

" Как на небе, так и на земле ничто не изъято из провидения и управления Божия, и попечение Творца простирается на все, как на невидимое, так и видимое, как на великое, так и на малое, потому что все творения имеют нужду в промышлении Творца, и каждый порознь по своей природе и по своему назначению".

Свщ. Писание говорит нам, что Промысл Божий распространяется на все, и промыслительное действие Божие пронизывает собою все пространство мира. Например:

" Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? " (Иер. 23, 24).

Предметом Божественного Промысла являются растения и животные:

" Он (т. е. Бог) покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву и злак на пользу человеку; дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему" (Пс. 146, 8-9).

Но главный предмет Промысла — это, конечно, человек. Говоря словами ап. Петра: " Бог печется о нас" (1 Пет. 5, 7).

Бог внимает нашим молитвам: " Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня" (Пс. 85, 1).

Промысл распространяется на всех людей — не только на праведников, но и на грешников. " Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф. 5, 45). Об этом же говорят многие евангельские притчи: о пропавшей овце, о потерянной драхме, о блудном сыне. Каждый человек и его благо являются предметом Божественного попечения. Однако Промысл Божий неодинаков о всех людях. Мы не знаем, по какой причине Промысл Божий более проявляется в жизни одних и менее в жизни других. Тем не менее, можно утверждать, что Бог больше промышляет о людях благочестивых, нежели о грешниках, хотя и последние не изъяты из действия Промысла. Об этом говорит Свщ. Писание:

" Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (Ин. 14, 21);

Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что Уповаем на Бога Живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных" (1 Тим. 4, 10).

Различают два вида Промысла: общий Промысл, который объемлет весь мир, как совокупность всех родов существ с действующими в них силами и законами, и частный Промысл, который распространяется на частные предметы, явления и отдельные существа.

16. Образы Божественного промышления о мире

 

Естественный Промысл есть такой образ промышления о мире, когда бытие и силы тварей поддерживаются в бытии Богом посредством дарованных сил и законов, и судьбы Божий приходят в исполнение по естественному течению вещей, от Бога установленному, только под промыслительным надзором Божиим. " Ты поставил землю, и она стоит" (Пс. 118, 90). В другом псалме­ о солнце, звездах и всех родах существ сказано, что Бог " поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет" (Пс. 148, 6).

Сверхъестественный Промысл есть промышление и управление миром посредством чудес. Чудеса — это поразительные действия или события, имеющие истинную причину вне естественных сил и законов природы. В Свщ. Писании для обозначения чудес используются два слова: " силы" и " знамения".

Слово " силы" содержит указание на то, что чудо есть проявление силы Божией, что действительная причина этого события лежит вне естественных законов природы. Слово " знамение" указывает на символическое значение чудесных действий, ибо чудеса совершаются Богом не ради их самих, а преследуют определенные религиозные цели, имеют учительное значение. В Свщ. Писании слово " силы" встречается в Мф. 11, 20-23, когда Господь обличает Галилейские города, Вифсаиду, Хоразин и Капернаум:

" Если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись".

Эти слова обычно понимаются в том смысле, что много физических сил затратил Господь, проповедуя в этих городах. Однако в действительности здесь имеются в виду силы в смысле чудес, совершенных Спасителем в этих городах.

" Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа" (Деян. 4, 33).

Это значит, что свидетельство апостолов подтверждалось и сопровождалось чудесными действиями.

Слово " знамение" встречается, например, в Мф. 12, 39 — фарисеи просят у Христа знамения. Господь отвечает:

" Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамения не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка".

В Ин. 6, 30 иудеи спрашивают Христа: " Какое дашь знамение, чтобы мы уверовали? "

Чудеса, как сверхъестественный образ промышления о мире, могут находиться в единстве с естественными силами природы, например, переход евреев через Чермное море, казни египетские, чудесный улов рыбы и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...