Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование системних представлений.




Слово «система», как известно, греческого происхождения и имеет много значений: комбинация, организм, устройство, организация, союз, строй, орган, управляющий.

Метафоризация слова «система» была начата еще Демокритом. В своих рассуждениях он отмечал, что речь состоит из имен, имена - из слов (комплексов), комплексы - из букв или неделимых частей (элементов).

Демокрит положил начало материалистическому атомизму (деление целого на части - атомы), определив фундаментальные категории естествознания - целое, элемент и связь между ними. С этого момента стал формироваться системный взгляд на все предметы, окружающие человека в природе.

В античной философии термин «система» связывали с упорядоченностью и целостностью объектов природы. В произведениях Платона и Аристотеля уделялось внимание особенностям системы знания и системе элементов мироздания.

В эпоху Возрождения понятие бытия как космоса изменилось в концепцию системы мира - устройства со своей организацией, иерархией и закономерностями. В это время зародились научные дисциплины, которые апеллируют к целостности мироздания.

Гипотеза системной организации знания, была основательно разработана в немецкой классической философии. И. Канту принадлежит приоритет четкого осознания системности научно-теоретического знания и выявления конкретных процедур и средств создания системного знания.

М. Гегель предложил историческую трактовку становления системы по принципу движения от абстрактного к конкретному.

Теория систем развивалась как одна из отраслей философии, внутри которой не утихали принципиальные споры. Сторонники атомизма считали, что части существуют без целого. Сторонники холизма, наоборот, утверждали, что целое существует без частей. Эмердженты обосновывали, что части существовали до целого, а структуралисты стояли на позиции, что целое и части взаимосвязаны.

Современные исследователи продолжают развивать идеи своих предшественников.

Принцип системности в экономике формулировал и А. Смит сделав вывод, что эффект действия людей, организованных в группу, больше, чем сумма одиночных результатов.

Системность заключается в стремлении исследовать объект с разных сторон и во взаимосвязи с внешней средой.

Системность определяют следующие принципы:

· развития (изменчивости системы по мере накопления информации, получаемой из внешней среды);

· целевой направленности (результирующий целевой вектор системы не всегда является совокупностью оптимальных целей его подсистем)

· функциональности (структура системы идет за ее функциями, соответствует им)

· децентрализации (как комбинация централизации и децентрализации)

· иерархии (соподчинение и ранжирования систем);

· неопределенности (вероятностного наступления событий)

· организованности (степени выполнения решений).

Различные направления исследования системности позволили сделать вывод о том, что это свойство природы и свойство деятельности человека (рис. 3.1).

В настоящее время происходит стремительный прогресс знаний, который привел к открытию и накоплению множества новых фактов, сведений из различных областей жизни, и тем самым поставил человечество перед необходимостью их систематизации, нахождения общего в частном. Однозначного понятия системы не существует. В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство. Система - это целостность, состоящая из элементов или подсистем, находящихся между собой во взаимосвязи и взаимозависимости.

Изучение объектов и явлений как систем вызвало формирование нового подхода в науке - системного подхода.

Рис. 3.1. – Системность как общее свойство материи.

 

Системный подход как общеметодический принцип используется в различных отраслях науки и деятельности человека. Гносеологической основой является общая теория систем, начало которой положил австралийский биолог Л. Берталанфи. В начале 20-х годов молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать организмы как определенные системы, обобщив свой взгляд в книге "Современная теория развития" (1929 г.). В этой книге он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге "Работы, люди и сознание" (1967 г.) он перенес общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. В 1969 году выпустил книгу «Общая теория систем». Берталанфи превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку. Назначение этой науки он видел в поиске структурного сходства законов, установленных в различных дисциплинах, исходя из которых можно вывести общесистемные закономерности.

Системный подход в настоящее время является одним из широко применяемых. Впервые он был применен в точных науках и технике, а с конца 50-х годов стал использоваться и в практике менеджмента. Он связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Эта теория позволила интегрировать взносы всех школ теории и практики управления.

В 60-80 гг. ХХ века одной из самых известных концепций была концепция организационного поведения, центром которой стал институт Карнеги. Поведение людей является результатом взаимодействия организации и человека. Задача менеджмента - это координация всех элементов организации, в которую входит и сам человек.

Системный подход можно считать универсальной методологией менеджмента, суть которой - формирование образа мышления, который рассматривает в единстве все явления внешней и внутренней среды. Он предполагает мысленный охват всех явлений как единого целого, их объективную оценку, обеспечение развития всей системы с учетом внутренних факторов (цель, структура организации, персонал, техника, технология), предсказания положительных и отрицательных последствий принимаемых управленческих решений.

На системной основе синтезируются новые знания и теории, которые будут разрабатываться, и появляться в будущем.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...