Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика проявления памяти и мышления осужденных




<…>

Исследования показывают, что около 24,5% осужденных, которые не признают своей вины за совершенные преступления, приходят в ярость при воспроизведении ситуации их задержания, водворения в следственный изолятор, проведения следствия, судебного заседания, обнародования приговора и т.д. Причина здесь кроется в том, что у многих была надежда на недоказуемость совершенного преступления. Однако в процессе проведения экспертиз, следственных экспериментов, допроса свидетелей эта надежда таяла на глазах, замещалась чувством негодования к окружающим. По прошествии времени, в условиях колонии, прежние ситуации обрастают надуманными деталями, «оправдывающими» осужденных; они вживаются в них, корректируют весь процесс преступления, порождая в памяти новые конструкции эмоциональных переживаний. Эта группа осужденных обозлена на существующие законы, на сотрудников ИУ, контролирующих их исполнение, на все организационные мероприятия в местах лишения свободы. Так, чувство опасности, связанное с возмездием за нарушение уголовно-правовых норм, подкрепленное уверенностью в собственную непогрешимость, справедливость поступков превращается в чувство негодования, враждебности по отношению к законодательству, людям, реализуемым его, проводимым в колонии мероприятиям.

Эмоциональная память осужденных актуализируется в оскорбительных кличках, незаслуженных, по их мнению, при отнесении их к какой-либо классификационной группе, унижающей их достоинство (козлы, вафлы, чушки и т.д.), в отрицательных с позиций их суждений жизненных ситуациях (наказание за злостное нарушение режима, неудавшиеся случаи приобретения спиртных напитков, наркотиков, денег и т.д.).

Образная память в зависимости от уровня развития анализаторов личности классифицируется на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную. В связи с этим в памяти запечатлеваются, а затем воспроизводятся те или иные жизненные ситуации, картины, ландшафты, звуки, запахи и т.п.

Образная память сочетается с эмоциональной. У правонарушителей этот механизм имеет свои особенности. Удовлетворение потребностей противоположным, извращенным способом вызывает позитивные переживания. И, наоборот, нормальное с точки зрения общепринятой человеческой морали поведение людей вызывает у них отрицательные эмоции и соответствующее отношение к таким людям. При активизации перцептивных процессов в ходе систематического познания других осужденных, сотрудников ИУ на первый план выступают процессы запечатления конкретных образов или их группы, действий, поведенческих актов и т.д. Недоверие осужденных к окружающим людям порождает склонность наблюдать за членами малых групп, самодеятельных организаций, сотрудниками колонии, затем, воспроизводя образы их общения по мимике, жестам, выражению глаз, анализировать то, о чем они могли говорить, обсуждать, что их связывает между собой.

Специфически человеческой разновидностью памяти является словесно-логическая, содержанием которой являются мысли, выраженные в различных языковых, речевых формах (тексты, слова других людей, внутренний диалог с самим собой). Этот вид памяти относится к числу ведущих, а от его развития зависит успешность развития всех других. Посредством этой памяти факты, события, жизненные ситуации, содержащиеся в художественной литературе, кино, рассказах других людей, формируют мнение личности по поводу будущей, настоящей и прошедшей жизни.

Исследования подтверждают, что лишь около 19% осужденных (из них 13,5% положительно и 5,5% отрицательно направленных) критически и принципиально подходят к воспроизведению в памяти своего жизненного пути, объективно подвергают его осмыслению, дают ему правильную оценку. Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в овладении знаниями.

<…>

Мышление – это социально обусловленный психический процесс отражения предметов и явлений окружающей действительности в их существенных признаках и связях, поисков и открытия нового в ходе анализа и синтеза объектов чувственного познания, их преобразования в практической деятельности.

Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятии, а затем по мере накопления конкретных знаний об окружающем мире осуществляется переход к мышлению или познанию таких явлений, которые не воспринимаются, а представлены в сознании человека как результат синтеза, анализа и интерпретации. Мышление всегда творческий процесс, используя образы памяти, оно формирует новые представления. Если применить этот тезис к практике исправления осужденных, то можно привести конкретный пример, когда сотрудники ИУ на основе фактических данных о психологии, мотивах деятельности правонарушителей конструируют их поведение в перспективе, прогнозируют жизненный путь, то есть то, чего не дано в восприятии и представлении.

Мышление человека имеет непосредственную связь с языком и речью, которые позволяют отвлечься от познаваемого объекта, абстрагироваться и на основе обобщенных свойств отнести его к какой-то классификационной группе.

Особенностями мышления человека следует считать проблемность, обобщенность, опосредованность.

Мыслящая личность всегда занята поисковой деятельностью, решением жизненно важных задач, при этом открывает для себя и других что-то новое. Мышление возникает не там, где человеку все безразлично, все понятно и ясно, мышление возникает в связи с необходимостью решения проблем, задач. Процесс мышления предполагает движение от неизвестного, непонятного к их осмыслению.

Обобщенность мышления заключается в систематическом отборе человеком конкретных свойств, качеств, признаков познаваемых явлений, а затем их группировке по сходным признакам, обобщении существенных, выделении специфических категорий и групп. Воспитатель колонии эффективнее проводит индивидуальную работу с осужденными, если он классифицирует последних по сходным социально-психологическим признакам и разрабатывает для каждой категории осужденных программы психолого-педагогического воздействия. Посредством обобщенного мышления создаются условия не только для решения задач настоящего, но и будущего, формулируются проблемы эффективного воздействия на осужденных, намечаются пути их позитивного развития. Такой уровень мыслительной деятельности характерен для профессионально грамотных и компетентных в области педагогики и психологии, права и социологии сотрудников ИУ.

Опосредованность мышления реализуется в речи, через слово. Так, большинство начальников отряда, зная психолого-педагогические принципы изучения и классификации осужденных, методику исправления злостных нарушителей режима, направляют свою деятельность на разработку специфических приемов вербального воздействия на осужденных (беседы, лекции, вечера вопросов и ответов и т.д.), по возможности привлекая представителей общественности, родственников осужденных.

Опосредованное мышление свойственно и осужденным. Свое поведение они регулируют в соответствии с нормами права и морали, которые интерпретируются (осмысливаются) в процессе внутреннего диалога или в процессе общения с другими людьми.

Мыслительный процесс у человека возникает в связи с удовлетворением доминирующих интересов и потребностей, желанием что-то понять, открыть новое, узнать, объяснить.

Реализуя мыслительную деятельность, личность анализирует и синтезирует воспринимаемые предметы, явления, то есть условно расчленяет их на части, элементы, а затем в воображении устанавливает новые связи и отношения между элементами.

Процесс анализа – это мысленное проникновение в сущность какого-либо явления. Изучая особенности мышления осужденного, сотрудник ИУ выявляет и совместно с ним анализирует конкретные жизненные ситуации, которые способствовали развитию негативных качеств личности, жестокости, агрессивности, аффективности, асоциальной направленности. Установление связей и отношений между ситуациями и чертами характера, в которых они развивались, позволяет обобщить (синтезировать) полученные данные и составить развернутую объективную характеристику развития личности осужденного.

Такой подход к познанию является наиболее эффективным, так как позволяет по сходным социально-психологическим признакам классифицировать осужденных.

Анализ и синтез является основой мыслительного процесса, реализуется в таких умственных операциях, как сравнение, классификация, систематизация, обобщение, абстрагирование, конкретизация. Каждая из них выполняет специфическую познавательную функцию у осужденных. С помощью сравнения устанавливается сходство и различие личностей; классификация позволяет выделить группы, категории, слои (страты) в социальной среде осужденных. Наконец, выделенные классификационные группы, категории, слои систематизируются на более мелкие подгруппы. Например, из категории отрицательно направленных осужденных обособляются подгруппы с ярко выраженной групповой, индивидуалистической и эгоцентрической направленностью.

Все это помогает осужденным обобщать познаваемые социальные явления, судить о них, абстрагируясь от конкретной ситуации индивида, применять обобщенные знания о жизни колонии в конкретных отношениях.

Мышление осужденных-лидеров малых групп отличается достаточно высоким уровнем эффективности. Их мыслительная деятельность направлена на реализацию отрицательного воздействия на осужденных, в связи с чем классификационные категории и группы, которые выделяются лидером малых отрицательных групп посредством его особого отношения (эмотивного, вербального и активного поведения), следует тщательно изучать сотрудникам ИУ.

Основными формами мышления являются суждение и умозаключение. Суждение – это установление простой связи между объектами, социальными явлениями. Например, «осужденный А. отличается положительной направленностью»; «в колонии сложилась неблагоприятная оперативная обстановка»; «начальник отряда Н. – высококвалифицированный специалист» и т.д.

Умозаключение – это вывод, который формулируется на основании имеющихся суждений (посылок) того или иного явления, социальной ситуации, личности осужденного, малой группы положительной или отрицательной направленности.

Умозаключения бывают двух видов: индуктивные, когда от ряда частных случаев делается общий вывод, и дедуктивные, когда вывод делается от общего закона, положения, правила к частному случаю.

Содержание мышления осужденных имеет свои особенности, которые можно представить следующими блоками.

Изучение критических материалов правового содержания, опубликованных в периодической печати, случаев нарушения законности судами, представителями юстиции и правоохранительных органов, отбор и анализ их с целью формирования мнения осужденных о глобальной несправедливости в стране. Как правило, такая умственная деятельность характерна для осужденных-рецидивистов, имеющих высокий уровень образования, аналитический ум, способных убеждать окружающих логическими рассуждениями, стремящихся насаждать воровские идеи, традиции, обычаи.

Суждения и умозаключения о деятельности сотрудников различных отделов и служб ИУ складываются на основании длительных наблюдений за их поведением и деятельностью, взаимоотношениями с другими сотрудниками и осужденными, отношением к исполнению функциональных обязанностей и т.д. Эти данные позволяют осужденным четко классифицировать сотрудников колонии на группы, приспосабливаться к их требованиям.

Суждения и умозаключения такого содержания передаются осужденными в доверительных беседах между собой. Обусловлено это двумя причинами: отсутствие достоверной официальной информации; аморальным поведением и нарушением отдельных правовых норм сотрудниками ИУ.

Суждения и умозаключения о политических событиях в стране и за рубежом. Они, как правило, сопровождаются пространными рассуждениями и накалом страстей. Такие социально-психологические явления характерны для осужденных в период изменения, неустойчивости социально-экономических отношений. Это явление закономерно, так как содержание воспитательной работы в исправительном учреждении теряет ориентационную устойчивость. С другой стороны, общие проблемы сплачивают, и помощь сотрудников в решении жизненных проблем осужденных может стать основанием воспитания.

Разговоры на правовые темы активизируются в период ожидания амнистии, изменения законодательства; в процессе обсуждения режимных требований ИУ, прав и обязанностей осужденных в местах лишения свободы. Рассуждения на эти темы наиболее болезненно переносятся осужденными и поэтому они, как правило, порождают различные слухи, домыслы, ожидания. Дискуссии по правовым вопросам позволяют избежать этих явлений и возможных в последующем конфликтных ситуаций.

В связи с тем, что часто в ИУ количество содержащихся осужденных превышает лимит, создаются «усеченные» условия проживания (скученность осужденных в жилых помещениях, бытовые комнаты, туалеты и умывальники не обладают достаточной пропускной способностью, прилегающие к общежитиям территории малы по периметру и не позволяют создать спортивные площадки, места для отдыха и т.д.). Все это негативно отражается на психическом состоянии осужденных, направленности их мышления. При этом осужденные пытаются сравнивать условия исправительной колонии с условиями проживания людей на свободе. Причина пессимизма, неадекватного восприятия себя кроется в осознании полной или частичной утраты осужденными целей и смысла жизни.

Выше указаны лишь доминирующие суждения и умозаключения осужденных, которые поддаются теоретической дифференциации. На практике они более многообразны, нередко трудно уловимы. Однако их изучение, обобщение необходимо и является одной из существенных задач сотрудников ИУ.

Знание особенностей мышления позволяет овладеть общественным мнением осужденных, что является необходимым условием предупреждения конфликтных ситуаций, устранения причин массовых беспорядков, правонарушений отдельных осужденных, дезорганизующих работу исправительных учреждений.

Поделиться:





Читайте также:

I - Что относится к внешним проявлениям дружбы с неверными.
I. СПЕЦИФИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ
II тип гиперчувствительности (цитотоксический). Механизмы развития (комплементзависимый цитолиз, фагоцитоз, антителозависимая клеточная цитотоксичность) и клинические проявления.
III.3. Анализ урока с учетом особенностей памяти
III.5. Анализ урока с учетом закономерностей процесса мышления
Q А какие методики применяются для изучения конструктивного мышления?
Q Какие есть приемы изучения памяти на прошлое, в частности, знаний, упроченных в прошлом опыте субъекта?
Q Мы обсудили особенности составления заключения при оценке психических функций у детей. А есть ли специфика нейропсихо-логической диагностики в детском возрасте?
Q Приведите, пожалуйста, примеры подобных нарушений внимания. Наиболее показательные примеры, на наш взгляд, относятся к сфере интеллектуальной деятельности и памяти.
S: Общие проявления скарлатины и инфекционного мононуклеоза






Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...