Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды ораторских речей




По сфере применения выделяют следующие виды ораторских речей:

1. Социально-политическое красноречие Выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи.
2. Академическое красноречие Вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция.
3. Судебное красноречие Прокурорская и адвокатская речи.
4. Социально-бытовое красноречие Юбилейная речь, приветственная речь, застольная речь, произносимая на официальных приемах, а также речь бытовая; надгробная речь.
5. Духовное (церковно-богословское) красноречие Проповедь, официальная речь, адресованная самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием

Современная классификация ораторских речей по целевой установке говорящего:

Эпидейктическая речь «Речь на случай». Речь торжественная, произносимая в речевых ситуациях особого рода: на юбилеях, других торжественных актах, на съездах партий или просто на вечеринках - тогда, когда люди собираются, чтобы почувствовать свое единство, осознать себя как единую общность, как коллектив единомышленников, сотрудников, соратников или просто приятно провести время вместе... Главная функция и общая цель – воодушевление и сплочение аудитории. Разновидности эпидейктической речи: 1) похвала лицу по особому случаю: юбилеи, тосты, даже надгробные речи и пр.; 2) похвала деятельности всего коллектива как целого, его достижениям, чаще всего с выражением надежды на дальнейшие успехи; 3) похвала явлению; 4) хула (осуждение, порицание) «противостоящей» общности людей, или ее представителя, или ее ценностей (13, с.274-293).
Аргументирующая речь: убеждающая и агитирующая Общая цель оратора в аргументирующей публичной речи – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе. Убедить в правоте своего мнения – убеждающая речь, призвать к необходимости определенных действий – агитирующая речь. «Убедить значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Хотя такая речь стремится определить образ мышления и поведения, она не представляет собой призыва к непосредственному действию». «Агитационной речи свойственны отличительные черты других речей: она должна содержать необходимые фактические данные, пробуждать психическую восприимчивость, приводить к согласию. Сверх того ей присущ неотъемлемый и характерный только для нее элемент: она должна заставить слушателей почувствовать потребность сделать то, о чем ее просит оратор» (15, с. 41-49).
Информирующая речь Речь, основной целью которой является сообщение сведений, информирование аудитории (13, с. 274-293). «Задача информационной речи не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Повествование – это движение, описание расчленяет предмет, показывает частности и придает им наглядный вид, как на картине, объяснение показывает, каков предмет в действии или каково его устройство. Во всех информационных речах преобладает какая-либо одна из этих характерных черт» (15, с. 41-49).
Развлекательная речь   «Не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя. Её часто слышишь на банкете и в иной обстановке, где люди встречаются, чтобы в приятном общении провести время. В ней и шутка, и серьезная мысль, и правда, и вымысел. Она или проникнутое единством связное повествование, или состоит из анекдотов. В ней юмор, много личного, ирония, насмешливая серьезность, карикатура и преувеличения» (15, с. 41-49).

Один из распространенных видов публичных выступлений в вузе – научный докладсообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Он содержит новые сведе­ния, во многом определяется наличием авторской точки зрения. С ним студент выступает на семинаре или, например, на научной конференции. Он готовится так же, как и другие устные выступ­ления, так же обязательно нужно прочитать текст вслух перед выступлением, составить план.

Таким же образом готовится зашита реферата. Выступление включает:

ª объявление темы и цели работы,

ª указание на источники,

ª содержание работы, включающее цитаты, факты,

ª значимость,

ª имеющиеся точки зрения.

Во всех областях деятельности распространена протокольная (рамочная) речь, она не является центром мероприятия, но как бы обрамляет событие. К протокольным речам относятся презен­тации, приветственные и благодарственные речи, всевозможные открытия (выставок, зданий, мемориалов и др.).

В начале приветственной речи необходимо открыть мероприятие, по поводу которого собрались зрители и слушатели, привет­ствовать всех собравшихся, приветствовать докладчика и предста­вить его слушателям.

В конце приветственной речи благодарят докладчика и выступающих, обосновывают благодарность и прощаются с аудитори­ей.

Речь в дружеском кругу, при деловом общении и личном общении имеет разные формы. Например, готовясь к выступлению перед коллегами, нужно предусмотреть следующие моменты:

| приветствие и указание на смысл мероприятия,

| обзор работы, проделанной коллегами, лучше с каким-либо рассказом или шутливым комментарием,

| выражение надежды на дальнейшее сотрудничество,

| пожелания.

Для подобных выступлений существуют следующие рекомендации:

{ говорите с волнением в голосе, при этом выступление более сочувственно воспринимается аудиторией;

{ помните, что для слушателей важнее их цели, а не цели оратора;

{ не начинайте выступление со смешной истории, если она не несет никакой информации;

{ не следует говорить чересчур медленно;

{ в речи должны быть неожиданные переходы;

{ подводите итоги не только в конце, но и в продолжение речи;

{ разрешайте аудитории спорить с вами;

{ не забывайте о юморе.

Ораторская речь представляет собой монологический тип речи и имеет функционально-смысловые разновидности:

§ монологическое повествование,

§ монологическое описание,

§ монологическое рассуждение.

Применение отдельного типа речи связано с желанием орато­ра яснее и глубже выразить свою мысль, доказать свою точку зре­ния.

Повествование – это динамический тип речи, выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях, имеющий специфические языковые средства.

Выделяют развернутое и неразвернутое повествование.

ª Развернутое повествование показывает последовательность действий или состояний.

ª Неразвернутое выражается репликой или является вве­дением к другим типам речи.

«Мы знаем о покойной, что это была миловидная мещаноч­ка, жившая своей тихой жизнью. Была она горничной, попала в любовницы к женатому буфетчику, родила ребенка, свезла его в воспитательный дом... Отлежала в больнице, жила на Пороховых заводах весьма бедно, вместе со своим маленьким братом, люби­ла свою мать...» (Из выступления адвоката С.А. Андреевского. «Дело Иванова»).

Описание – это констатирующая речь, которая дает пред­ставление о свойствах, характерных чертах, качествах объекта изучения путем перечисления его признаков в данный момент.

Описание, как правило, бывает статическое. Динамическое применяется чаше всего в научной речи, в рассказе об опытах.

«Вы видите его наружность. Хотя ему уже 27 лет, но он чрез­вычайно моложав и миниатюрен. Он смотрится красивым маль­чиком. Черты лица у него тонкие и правильные, но в его круглых глазах, большей частью серьезных, мелькает беспокойный ого­нек блуждающей мысли» (Из выступления С.А. Андреевского. «Дело Иванова»).

Рассуждение – тип речи, в котором исследуются предметы или явления, доказываются определенные положения. Рассужде­ние образует цепь умозаключений на какую-либо тему, логичес­ки связанных между собой, и характеризуется причинно-след­ственными отношениями.

Существуют собственно рассуждение, доказательство, объясне­ние. Цель собственно рассуждения – выведение нового знания.

Цель доказательства – обоснование ложности или истинности положений.

Цель объясненияконкретизация положений, ус­тановление их достоверности.

Одна из форм рассуждения - об­щие места, т.е. отвлеченные рассуждения, усиливающие аргумен­тацию.

Не следует забывать о применении речевых клише, принятых в ораторской практике и необходимых для установления контакта со слушателями. Оратор должен обязательно предста­виться, поблагодарить за внимание. В начале и в конце выступле­ния следуют речевые формулы приветствия и прощания: «Граждане, господа, коллеги», «Позвольте начать выступление», «За­кончить выступление», «Обратить ваше внимание».

Таким образом, каждое выступление, даже самое малое, рас­считанное на небольшую аудиторию, должно быть тщательно подготовлено, ведь как сказал великий поэт, ученый, оратор М.В. Ломоносов: «Блаженство рода человеческого, коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может».

Использованная литература

Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 127– 159).

ВОПРОСЫ для самопроверки.

? Какие качества необходимы человеку, собирающемуся стать человеком публичным?

? Какие качества речи, по вашему мнению, недостает вам?

? Каковы пути повышения качества речи?

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...