Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица № 2. Распределение сил и средств 7‑й армии по участкам к 5 мая 1919 года




 

 

Кроме того, в случае наступления финнов на них неизбежно обрушился бы шквал огня кораблей Балтийского флота и Кронштадской крепости, Кронштадские форты могли обстреливать финскую территорию не только 305‑ мм, но также 254‑ мм и 203‑ мм пушками, а северные форты еще и 152‑ мм пушками Кане.

С учетом достаточно развитой железнодорожной сети в районе Петрограда при необходимости на Карельский перешеек можно было быстро перебросить пехотные и кавалерийские части из центральной России.

В итоге поход на Петроград провалился, так и не начавшись. В утешение ретивым белофиннам британское правительство разрешило своему флоту поохотиться на русских в восточной части Финского залива.

К началу июня 1919 года в Финском заливе находились три английских легких крейсера («Клеопатра», «Дрэгон» и «Галатея»), восемь эсминцев и пять подводных лодок. Все эти суда вступили в строй в 1917‑ 1919 годах. Финское правительство создало английским кораблям передовую базу в Биоркэ, т. е. в 90 км от Петрограда и в 60 км от Кронштадта.

4 июня эсминцы «Гавриил» и «Азард» загнали своим артогнем на мины в Копорском заливе английскую подводную лодку L‑ 55. Весь экипаж лодки погиб (в 1928 году L‑ 55 была поднята и под тем же названием вошла в строй Красного флота).

Более удачно применили англичане малые торпедные катера. Действия этих катеров в Финском заливе и даже сама доставка их туда так и просятся в приключенческий фильм. Катера скрытно перевезли на нескольких грузовых пароходах в Швецию, а оттуда переправили в Або и Хельсинки. Часть команды ехала в Финляндии под видом яхтсменов, другая часть как коммерсанты. Первые два катера отбуксировал в Биоркэ английский эсминец 8 июня 1919 года. Через три дня катера перешли в Териоки, что в 40 км от Петрограда. Там на полуразрушенной базе бывшего императорского яхтклуба разместилась секретная стоянка английских торпедных катеров.

В июне 1919 года английские торпедные катера совершили 13 походов в Петроград северным фарватером, мимо северных фортов Кронштадской крепости. Лишь дважды их обнаружили и обстреляли ружейно‑ пулеметным огнем, но большая скорость (до 37 узлов, т. е. 68, 5 км/час) позволила им уйти. На одном из островов Невской дельты катера высаживали либо принимали британских агентов.

13 июня гарнизоны фортов Красная Горка и Серая Лошадь подняли мятеж против большевиков. Этот мятеж мог иметь более чем серьезные последствия как для Кронштадта, так и для самого Петрограда. Однако «по обе стороны баррикад» оказались «братишки» – разболтанные, забывшие о дисциплине и правилах стрельбы. В итоге получилась оперетта «Много шума из ничего».

В ответ на ультиматум большевиков в 15 часов 13 июня форт Красная Горка открыл огонь из 305‑ мм орудий по кораблям, стоявшим в Невской гавани. Со стороны большевиков по Красной Горке вели огонь линкоры «Петропавловск» (выпустил 568 снарядов калибра 305 мм) и «Андрей Первозванный» (170 снарядов того же калибра), крейсер «Олег», эсминцы и форт Риф. Гидросамолеты красных сбросили на форт почти полтонны бомб, семь тысяч стрел и тонны листовок. Пальба велась два дня – к вечеру 15 июня Красная Горка перестала отвечать на обстрел. Ночью в форт вошла разведка красных. Форт был пуст, мятежники разбежались.

Позже советские историки будут рассказывать байки о многочисленных взрывах и пожарах в форту, о больших потерях мятежников и т. п. Пожар действительно был, сгорел жилой городок вблизи форта. Но ни одно из его орудий не потеряло боеспособности, разве что с некоторых пушек мятежники сняли важные детали замков. Восставшие по эффективности стрельбы не уступали большевикам: ни одно красное судно не получило попаданий. От их огня пострадали лишь несколько кронштадтских обывателей, вышедших на набережные Купеческой и Средней гаваней поглядеть на представление.

С военной точки зрения наиболее неприятным последствием мятежа для большевиков стал выход из строя 305‑ мм орудий линкора «Петропавловск», совершенно расстрелянных в ходе «представления».

Англичане и финны могли помочь мятежникам, но не захотели. Лишь коммодор Эгар, начальник базы торпедных катеров в Териоки, решил атаковать красный флот. Впоследствии (15 февраля 1928 года) он утверждал, что запросил разрешение Лондона для нападения на красные суда и получил ответ, что его дело – только заброска шпионов в Петроград. Тогда Эгар якобы решил действовать на свой собственный страх и риск[127] .

17 июня крейсер «Олег» стоял на якоре возле Толбухина маяка под охраной двух эсминцев и двух сторожевых судов. Один из катеров Эгара подошел к нему почти в упор и выпустил торпеду. Крейсер затонул. Как несли службу красные военморы легко понять по тому факту, что ни на крейсере, ни на охранявших его судах никто при дневном свете и отличной видимости не заметил приближавшийся катер. После взрыва с эсминцев и сторожевиков открыли беспорядочный огонь по «английской подводной лодке», которая привиделась «братишкам».

18 июня над Кронштадтом летали английские или финские аэропланы. Какие именно – в документе не сказано, видимо, не сумели определить национальность. Во всяком случае, они базировались в Финляндии. 20 июня красные самолеты произвели разведывательные полеты над островами Сескар, Биоркэ и над материковой Финляндией. Возле финского берега были обнаружены два судна, на которые с самолетов сбросили две пудовые бомбы. 22 июня неприятельские гидропланы бомбардировали Кронштадт. Потерь и повреждений кораблей не было.

29 июня форт Красная Горка открыл огонь из 305‑ мм орудий по неприятельскому транспорту. Транспорт был поврежден и стал уходить к финскому берегу, но вскоре взорвался и затонул. Установить причину его гибели (от огня батареи или от взрыва мины) не удалось.

В конце июня – начале июля английский флот был усилен крейсерами «Дели», «Даная», «Дентлесс» и «Каледон», а также базой гидросамолетов «Виндиктив» (12 машин). 30 июня в Биоркэ прибыли еще семь торпедных катеров, а один затонул при буксировке в Балтийском море.

В июле 1919 года почти ежедневно неприятельские самолеты летали над Кронштадтом, но бомбили сравнительно редко. Советские самолеты в свою очередь летали над островами восточной части Финского залива и над финским побережьем, бомбили все встречавшиеся суда, правда, без особого успеха.

С 1 августа начались ежедневные бомбардировки Кронштадта самолетами, базировавшимися на финской территории. В ответ 6 августа четыре советских бомбардировщика в сопровождении двух истребителей отправились бомбить аэродром под Биоркэ. Из‑ за интенсивного зенитного огня три бомбардировщика вернулись, не выполнив задания, и лишь один сбросил бомбы на ангары.

Во время бомбардировки Кронштадта 13 августа произошел большой пожар складов леса, а также сгорело здание таможни.

В ночь с 17 на 18 августа английские торпедные катера атаковали корабли Балтийского флота в Кронштадской гавани. Пять катеров вышли из Биоркэ и два катера – из Териоки. Они встретились на траверзе форта Ино, а оттуда пошли северным фарватером к Кронштадту. Чтобы отвлечь внимание большевиков, в 3 часа 45 минут утром 18 августа над Кронштадтом появились английские гидросамолеты, сбросившие 100‑ фунтовые бомбы и открывшие огонь из пулеметов. Тем не менее, в 4. 20 стоявший на Малом Кронштадском рейде сторожевой эсминец «Гавриил», отстреливавшийся от атаковавших его гидросамолетов, заметил два катера по направлению к Ораниенбауму около восточного знака Морского Канала и одновременно услышал сильный взрыв у стенки гавани, в месте расположения мастерских Балтийского завода. Как впоследствии выяснилось, взрыв произошел от торпеды, выпущенной одним из катеров в эсминец «Гавриил». Торпеда, пройдя мимо, взорвалась возле стенки.

Открыв по катерам огонь, «Гавриил» первым же выстрелом потопил один из них вблизи восточного знака Морского Канала. Второй катер ушел к Военному углу стенки гавани. Почти одновременно эсминец заметил два или три катера, шедшие с большой скоростью от Военного угла вдоль стенки, по направлению к входу в Среднюю гавань. Кроме того, он обнаружил катера, пытавшиеся прорваться из‑ за Военного угла гавани. Этих последних огнем своих пушек «Гавриил» отогнал обратно. По катерам, шедшим вдоль стенки, эсминец не стрелял, опасаясь своими снарядами попасть в суда, стоящие за ней в гавани. Два катера, войдя в Среднюю гавань, направились: один – кучебному судну «Память Азова», другой – к Рогатке Усть‑ Канала (вход к доку Петра I). Выпущенными торпедами первый катер взорвал «Память Азова», второй катер подорвал линкор «Андрей Первозванный». В то же время катера обстреливали из пулеметов суда у стенки гавани. При выходе из гавани оба катера в 4. 25 были потоплены огнем эсминца «Гавриил», причем от попавших снарядов они загорелись.

С «Гавриила» спустили шлюпку, которая в два рейса подобрала девятерых англичан, трое из которых оказались офицерами. Остальные катера, не пытаясь больше прорваться из‑ за Военного угла гавани, ушли северным фарватером.

Коммодор Эгар в своем докладе 15 февраля 1928 года в Институте Королевских Соединенных Служб дает несколько иную интерпретацию событий. " Катер № 1 – не обнаружив бона у ворот гавани, атаковал «Память Азова». Были выпущены две торпеды, обе попали. Затем он отошел на свое место во внутренней гавани, ожидая других.

Катер № 2 – имея на борту командора Дебсона, прибыл вскоре за ним и атаковал «Андрея Первозванного». Достигнуто двойное попадание в носовую часть корабля.

Катер № 3 – должен был атаковать «Рюрик», но не пришел. Произошел взрыв мотора в тот момент, когда он находился близ северной цепи фортов и позже был взят на буксир одним из возвращавшихся с атаки катеров. К этому времени внутренняя охрана опомнилась, форты, батареи и суда открыли беспорядочный огонь. Интересно отметить, что форт Меншиков, построенный для обстрела внутренней гавани на случай бунта, был в состоянии взять наши катера под анфиладный огонь во время прохождения ими ворот.

Катер № 4, проходя через ворота, потерял убитым командира капитан‑ лейтенанта Рида. Второй по старшинству лейтенант Стикл немедленно бросился к штурвалу, овладел управлением и произвел атаку, выпустив две торпеды по «Петропавловску» (обе попали).

Катер № 5 имел своей целью сухой док, но стреляющее приспособление у него было сбито при подходе к воротам, так что ему ничего не оставалось другого, как возвращаться по способности. Он это и сделал, подобрав по дороге беспомощный катер № 3 и отбуксировав его в безопасное место под огнем фортов.

Когда катер № 6 приближался к гавани, он к несчастью столкнулся с возвращавшимся катером № 1. Личный состав обоих катеров был переведен на катер № б, а катер № 1 взорван.

Лейтенант Бремнер, будучи уже тяжело ранен, принял командование катером, командир и два матроса которого были убиты. Катер быстро наполнялся водой, но, несмотря на это и сильный огонь и освещение прожекторами, Бремнер выпустил две торпеды в сторожевой эсминец «Гавриил», стоявший перед входом. К несчастью, обе торпеды прошли мимо.

Это было его второй атакой в эту ночь. Бремнер был ранен не менее 11 раз, но держался хорошо до самого конца, пока не загорелся бак с бензином. Катер пришлось покинуть, и он затонул. Под конец Бремнер был подобран и доставлен на «Гавриил».

Катера, назначенные для атаки сторожевого эсминца, задергались из‑ за того, что пошли более длинной дорогой вокруг фортов. Увидев взрыв, происшедший на катере № 8, и ошибочно приняв его за взрыв торпеды по сторожевому эсминцу (взрыв был точно на этой линии), катер № 7 повернул по направлению к восточной гавани в соответствии с заранее намеченным планом, выпустив торпеды внутрь гавани по эсминцам, обеспечивая этим возможность обратного возвращения катеров.

Катер № 8 атаковал сторожевой эсминец «Гавриил», но в момент произведения атаки он сам находился на мелком месте (глубина 10 футов). Мина взорвалась при ударе о грунт, и катер взлетел на воздух. Сторожевой эсминец выдержал три атаки, несмотря на то, что терпел потери от огня пулеметов наших катеров и аэропланов. Катер № 7, возвращаясь с атаки восточной гавани, сделал попытку подобрать оставшихся в живых из экипажей катеров № 1, б и 8, но это оказалось невозможным благодаря тяжелому огню, направленному против него.

Катера вернулись по тому же пути, по которому шли раньше, использовав дымовые завесы для прикрытия отступления. Они были освещены прожекторами и попали под огонь северных фортов. Английские самолеты, снизившись до высоты несколько метров, обстреляли из пулеметов прожекторные установки и их прислугу".

Один из потопленных «Гавриилом» катеров спустя несколько дней подняли. Повреждения «Андрея Перврзванного» исправить не удалось из‑ за нехватки средств, в декабре 1923 года его сдали на слом. Старый крейсер «Память Азова» (спущенный на воду еще в 1888 году) вообще не имел никакого боевого значения.

Но за английский налет отечественный флот заплатил немалую цену в Великой Отечественной войне. Кронштадская «побудка» произвела огромное впечатление на многих малокомпетентных красных командиров. О безобразной охране крейсера «Олег» и Кронштадской гавани они быстро забыли, а вот быстроходные торпедные катера реданного типа вознесли на пьедестал. В результате этого в 30‑ 40‑ ые годы в СССР по образцу английских катеров построили четыре сотни реданных катеров типа Ш‑ 4 и Г‑ 5, которые очень сильно уступали большим германским торпедным катерам по мореходности, дальности действия, торпедному, и особенно по артиллерийскому вооружению.

19 августа красная авиация нанесла бомбовый удар по аэродрому и железнодорожной станции в финском городе Биоркэ. В налете участвовали пять гидросамолетов‑ бомбардировщиков и два истребителя. Они сбросили 17, бомб весом по 172 кг каждая и три зажигательные бомбы. С 20 по 28 августа неприятельская авиация ежедневно, иногда по три‑ четыре раза в день бомбила Кронштадт. 28 августа красная авиация бомбила Териоки.

31 августа подводная лодка «Пантера» возле острова Сескар потопила английский эсминец «Виттория» (был спущен на воду в 1917 году; водоизмещение составляло 1367 тонн). А 4 сентября на русском минном заграждении погиб однотипный с «Витторией» эсминец «Верулам» («Verulam»).

2 сентября красные самолеты бомбили форт Ино. С шести бомбардировщиков сбросили 270 кг бомб. По самолетам был открыт интенсивный артиллерийский огонь. С 4 сентября по 11 октября производились интенсивные (для того времени) взаимные ежедневные налеты авиации. Приведу лишь отдельные примеры. 4 сентября четыре самолета противника сбросили 12 бомб на эсминец «Свобода». Осколком бомбы, разорвавшейся недалеко от борта, был ранен матрос. 7 сентября красные самолеты вновь бомбили форт Ино. Семь самолетов сбросили 25 бомб общим весом 410 кг.

Результаты бомбардировок красной авиации неизвестны. Наиболее заметным достижением бомбардировок противника можно назвать попадание 3 октября бомбы в старый броненосец «Заря Свободы» (бывший «Император Александр II»).

11 октября войска Юденича начали наступление на Петроград. 17 октября они взяли Гатчину, через три дня – Детское (Царское) Село и Павловск. Однако 21 октября Красная Армия перешла в контрнаступление. К 1 декабря Северо‑ западная белогвардейская армия была окончательно разбита, уцелевшие части отступили за реку Нарову в Эстонию, где 5 декабря 1919 года были интернированы. Детали этой операции хорошо описаны советскими авторами и выходят за рамки нашей работы. Отметим лишь прибытие из Англии в Финский залив монитора «Эребус» (водоизмещение 8128 тонн; вооружение: две 381‑ мм, восемь 100‑ мм и две 76‑ мм пушки).

27 ноября этот монитор вместе с другими кораблями обстреливал позиции красных. Английские корабли находились в тумане и не подвергались обстрелу. Зато, когда 30 октября «Эребус» обстреливал Красную Горку, то 305‑ мм снаряды батареи начали ложиться рядом с монитором. Выпустив тридцать снарядов, «Эребус» был вынужден уйти. Стрельба форта корректировалась с гидросамолетов.

В декабре 1919 года английский флот ушел из Финского залива. 31 декабря 1919 года в Тарту было подписано перемирие с Эстонией, 21 февраля 1920 года там же – мирный договор между Россией и Эстонией.

В феврале 1920 года Красная Армия покончила с белым «Временным правительством Северной области», которое бежало морским путем за границу. 7 марта Красная Армия вступила в Мурманск. Теперь большевики взялись за так называемое «Северокарельское государство». Сие «государство» было создано 21 июля 1919 года финнами и зажиточными карельскими крестьянами. В него входили пять северных карельских волостей Архангельской губернии. Столицей «государства» стало село Ухта.

«Временное правительство Архангельской Карелии» заявило о выходе из состава России и обратилось к иностранным государствам с просьбой о дипломатическом признании. Надо ли говорить, что «Северокарельское государство» признала одна Финляндия и даже выдала ему заем в сумме восьми миллионов финских марок.

18 мая 1920 года части Красной Армии взяли село Ухту. «Правительство» бежало в деревню Вокнаволок в 30 км от границы, откуда через пару недель перебралось править в Финляндию. Но поскольку в Финляндии скопилось слишком много карельских «правительств», что было слишком накладно для казны, экономные финны создали в декабре 1920 года в Выборге «Карельское объединенное правительство». Туда вошли «Олонецкое правительство», «Временное правительство Архангельской Карелии», правительство Ребольской и Поросозерской волостей и другие.

С 10 по 14 июля 1920 года в эстонском городе Тарту (бывший Дерпт) происходили мирные переговоры между Россией и Финляндией. Последняя потребовала от России карельские земли. Понятно, что переговоры закончились провалом.

14‑ 21 июля 1920 года Красная Армия, наконец, выбила последние отряды финнов с территории Карелии, за исключением двух северных волостей – Реболы и Поросозера. После экзекуции финны стали сговорчивее, и 28 июля переговоры возобновились. 14 октября 1920 года стороны подписали Тартуский мирный договор.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...