Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 11. Советская авиация в Зимней войне




 

В военной литературе принято приводить цифры потерь после окончания рассказа о боевых действиях. Но тут хочется нарушить каноны и сразу начать с потерь советской авиации, поскольку именно они являются предметом споров историков.

Так, известный историк финской авиации Карл‑ Фредерик Геуст утверждал, что советская авиация (включая морскую) потеряла 640‑ 650 самолетов, из которых примерно 190 были сбиты в воздушных боях, 300 уничтожены зенитной артиллерией финнов, остальные 150‑ 160 погибли в результате различных аварий.

В книге B. C. Шумихина[150] , выпущенной институтом военной истории министерства обороны СССР, говорится: «Всего за период боевых действий наша авиация произвела 84307 боевых вылетов, из них 44041 (52, 4%) бомбардировочной и 40266 (47, 6%) истребительной авиацией. На противника было сброшено 23146 т. бомб. В воздушных боях уничтожено 362 белофинских самолета. Наши боевые потери – 261 самолет, 321 авиатор».

Обратим внимание на словосочетание «боевые потери». То есть, если к ним добавить эксплуатационные потери, плюс поврежденные машины, вернувшиеся на аэродром, но не подлежащие восстановлению, то еще наберем 100, а может и 150 самолетов. Точно тут подсчитать невозможно, поскольку все зависит от системы подсчета. Например, засчитывать ли в число потерь самолеты, разбившиеся при перелете с баз в центре страны на фронтовые аэродромы и т. п.? Как считать потери, если из двух поврежденных самолетов собран один?

По данным Шумихина получается, что боевые потери советской авиации в Зимней войне составили 0, 3% от числа боевых вылетов, то есть результат не просто хороший, а совершенно великолепный! Попробуйте сравнить его с потерями, как абсолютными, так и относительными, английской авиации в Норвежской операции в апреле‑ мае 1940 года, или с дневными налетами американских «летающих крепостей» в 1943‑ 1944 годах на города Германии. Мне могут возразить, мол, противник другой. Я не буду спорить, хотя думаю, что финские летчики были не хуже немецких. Просто сошлюсь на статистику локальных войн, конкретно – на потери американской авиации в Корее и Вьетнаме. Не забудьте, что в Корее американцы потеряли тысячи лучших в мире самолетов и сыграли с противником в ничью, а из Вьетнама они позорно бежали, фактически проиграв войну. «Умейте считать», – как любил говорить адмирал Нельсон.

Что касается больших эксплуатационных потерь советской авиации в Зимней войне, то они вызваны не только слабой подготовкой пилотов и невысокой надежностью авиационной техники, но и тяжелыми погодно‑ климатическими условиями: северная зима и т. п. Для сравнения скажем, что в 1942‑ 1944 годах летчики США, летавшие на куда более надежных машинах с Алеутских островов, имели соотношение боевых потерь к эксплуатационным как 1: 10. А они летали южнее параллели Хельсинки в среднем на 1000 км.

Как и в предыдущей главе, скажем несколько слов о деятельности отдельных типов советских самолетов.

Так, в Зимней войне участвовали несколько десятков тяжелых бомбардировщиков ТБ‑ 3 (их, например, имел 9‑ й смешанный авиаполк). Работали они в основном по ночам, поражая крупные объекты в тылу противника, а перед прорывом линии Маннергейма переключились на бомбежку ее укреплений. Здесь они были незаменимы: ни один другой советский самолет не мог поднять 2000‑ кг бомбу. Но по большей части в ход шли ФАБ‑ 250 и ФАБ‑ 500. Бомбометание велось с высоты 1500‑ 2000 метров. Обычно ТБ‑ 3 вылетали группами по 3‑ 9 машин, массированных налетов они не производили. Часто ТБ‑ 3 использовались как транспортные и санитарные самолеты.

Финнам удалось сбить два ТБ‑ 3, причем в обоих случаях в дневное время. 13 февраля 1940 года самолет 7‑ го тяжелого бомбардировочного полка был поврежден зенитной артиллерией после выброски грузов окруженной финнами советской части. Самолет сел на лед замерзшего озера. Финские солдаты бросились к машине. Ее экипаж принял бой. В живых остались только два раненых летчика, которых взяли в плен. Сам бомбардировщик был добит минометным огнем. 10 марта еще один ТБ‑ 3 был сбит истребителями в районе Кеми.

С первого дня войны в боях участвовали 6‑ й, 21‑ й и 53‑ й дальнебомбардировочные авиаполки ВВС и 1‑ й минно‑ торпедный полк авиации КБФ, вооруженные ДБ‑ 3. Первыми их целями стали военные объекты в городах Хельсинки и Виипури (Выборг), а морякам была поставлена задача уничтожить броненосцы «Ильмаринен» и «Вяйнемяйнен»[151] .

В первые же два дня войны летчики Балтийского флота потеряли три бомбардировщика ДБ‑ 3. Один сбила зенитная артиллерия над Хельсинки, другой разбился при взлете, третий в густой облачности потерял ориентировку и погиб.

Дальнебомбардировочная авиация сосредоточила свои усилия на уничтожении неприятельских резервов и узлов коммуникаций. Сильная ПВО делала массированные налеты делом сложным, а плохая погода не всегда давала возможность организовать истребительное прикрытие. Тем не менее, ДБ‑ 3 показал высокую эффективность, и 19 января 1940 года в район боевых действий был направлен еще один, 42‑ й, дальнебомбардировочный полк, а 17 февраля начал боевую работу 7‑ й дальнебомбардировочный полк. Кроме того, с 1 февраля начал совершать боевые вылеты 85‑ й авиаполк, сформированный на базе 12‑ й эскадрильи и укомплектованный летчиками с большим опытом «слепых» полетов. В его составе были, помимо прочих машин, и ДБ‑ 3.

По дотам линии Маннергейма применялись тяжелые фугасные авиабомбы ФАБ‑ 500 и ФАБ‑ 1000 и бронебойные авиабомбы БРАБ того же калибра. Так, в налете на береговую батарею в Ронониеме 14 января 1940 года самолеты ДБ‑ 3 1‑ го минно‑ торпедного авиаполка брали по три бомбы ФАБ‑ 1000 (нагрузку свыше 2000 кг фактически можно было реализовать лишь зимой, когда за счет холодного воздуха моторы развивали большую мощность). По финской пехоте использовались кассетные авиабомбы РРАБ‑ 3. Правда, снаряжать их было долго, а хранить «в сборе» нельзя, за что аббревиатуру РРАБ (ротативно‑ рассеивающая авиабомба) «технари» расшифровывали по‑ своему: «работай, работай, а без толку».

ДБ‑ 3, как правило, успешно отражали атаки финских истребителей. Однако в бою 6 января 1940 года два финских истребителя «Фоккер» D. XXI сбили семь бомбардировщиков ДБ‑ 3. Всего за время войны полки дальней авиации потеряли свыше 50 бомбардировщиков ДБ‑ 3.

По данным Геуста, три ДБ‑ 3 совершили вынужденную посадку на территории Финляндии. Так, 29 января 1940 года один ДБ‑ 3 (53‑ й дальнебомбардировочный авиаполк ОАГ) сел в Урьяла (близ Тампере) из‑ за потери ориентировки. Экипаж (капитана Подмазовского и остальных) подобрал другой ДБ‑ 3, приземлившийся неподалеку. Этот совершенно исправный самолет финны впоследствии эксплуатировали под маркировкой VP‑ 101 и VP‑ 11.

3 февраля 1940 года ДБ‑ 3 (42‑ й дальнебомбардировочный авиаполк 27‑ й авиабригады) совершил посадку в Яаски. Летчик капитан Федор Скобков и стрелок младший лейтенант Николай Микахлин погибли в перестрелке, штурман капитан Иван Соловьевых взят в плен. Этот исправный самолет впоследствии назывался VP‑ 12 и DB‑ 12. Наконец, 21 февраля 1940 года ДБ‑ 3 (5‑ й отдельный бомбардировочный авиаполк 14‑ й армии) совершил вынужденную посадку недалеко от Вуотсе в Северной Финляндии, будучи поврежденным в бою с «Гладиатором» унтер‑ офицера Штенингера (шведского добровольца). Весьма вероятно, что эта машина была отремонтирована и взята финскими ВВС. Любопытно, что в общей таблице захвата советских самолетов тот же Геуст говорит о пяти ДБ‑ 3.

Существенную роль в Зимней войне сыграла морская авиация Балтийского флота. К началу войны она имела 450 самолетов, укомплектованных экипажами. В том числе 111 бомбардировщиков (60 самолетов ДБ‑ 3 и 51 самолет СБ), 214 истребителей (124 самолета И‑ 16, 70 самолетов И‑ 15, 20 самолетов И‑ 153), 115 гидросамолетов‑ разведчиков МБР‑ 2, 10 колесных разведчиков Р‑ 5.

За период боевых действий летчики Балтийского флота произвели 16663 боевых вылета, из них 881 – ночных, налетали 21425 часов, из них 1377 ночью. Сбросили 57 тысяч авиабомб общим весом 2600 тонн и сделали 12637 аэрофотоснимков.

По официальным данным, в воздушных боях и на аэродромах противника они уничтожили 65 самолетов, потопили или повредили 37 транспортов и боевых кораблей, подавили огонь многих батарей и уничтожили большое количество живой силы и огневых точек врага. На боевых самолетах летчики перебросили на острова около 70 тысяч тонн груза и несколько сот человек личного состава[152] . Впервые в практике боевого применения советской и зарубежной авиации на коммуникациях и в портах противника была осуществлена постановка мин с воздуха. Всего было поставлено 45 мин, из них 39 «МАВ‑ 1» и 6 «АМГ‑ 1». Мины ставились с высоты 500 метров на финские ледовые фарватеры шириной 30‑ 50 м. В ходе войны авиация КБФ потеряла в воздушных боях 12 машин и от зенитного огня еще пять.

В Зимней войне приняла участие и авиация Северного флота в составе 118‑ го и 72‑ го авиаполков. Они вели разведку коммуникаций до Танафиорда, Варангерфиорда и побережья Баренцева моря, обеспечивали переходы своих транспортов, перевозивших боеприпасы и войска из Кольского залива в Петсамо. За период войны 118‑ й авиаполк, выполняя боевые задания, налетал 466 часов.

Финское руководство и западная пресса весьма успешно использовали в пропагандистских целях факты бомбардировок Хельсинки и других финских городов. По этому поводу президент Рузвельт направил протест советскому послу в США. Лига Наций 14 декабря 1939 года исключила СССР из своих членов.

Что же произошло на самом деле? Для объективности предоставим слово противоположной стороне, уже упомянутому историку Геусту: " В 9 часов 15 минут по финскому времени первые три бомбардировщика СБ появились над Хельсинки, сбрасывая бомбы на аэродром Малми и пригород Тикурила. Часом позже эскадрилья капитана Ракова (ВВС КБФ) бомбила финскую военную базу Сантахамина, расположенную на острове восточнее Хельсинки. К счастью, эта атака не принесла серьезного ущерба.

В тот же день новая группа советских бомбардировщиков сбросила свой смертоносный груз на центр города. Эти восемь ДБ‑ 3 также принадлежали Балтийскому флоту. 3‑ я эскадрилья 1‑ го авиаполка (ВВС КБФ) под командованием капитана А. М. Токарева получила задание обнаружить и уничтожить прибрежные корабли в Ханко. Корабли найти не удалось. В 16. 50 по московскому времени они сбросили 600 бомб в районе порта. Летчики видели горящие здания, цистерны с нефтью и корабли.

Несколько бомб упали недалеко от парламента и Зоологического музея. Теперь уже не было никаких сомнений – началась война. Бомбовая атака Токарева была самой разрушительной из всех, которым подверглись Хельсинки. Сильно пострадал густонаселенный район между Техническим университетом и автобусной станцией. 91 человек был убит, несколько сот ранено".

Позже советским летчикам было запрещено бомбить Хельсинки. Геуст, правда, пишет о бомбардировках Хельсинки 1, 19, 21, 22 и 25 декабря 1939 года, 13 и 14 января 1940 года. По его же данным, «всего во время бомбардировок финских городов было убито 956 человек». Вполне вероятно, что цифра верная, но вот делать вывод о том, что советские самолеты преднамеренно уничтожали мирное население – это надо совесть иметь!

В той же статье Геуста есть обширная таблица пострадавших городов. Среди них лидируют Турку, на который 440 самолетов сбросили 2550 бомб, Тампере – 260 самолетов и 1000 бомб, Виипури – 1400 самолетов и 4700 бомб, Сортавала – 200 самолетов и 1050 бомб. Сравним их со столицей Финляндии, ее самым густонаселенным городом Хельсинки – всего 70 самолетов и 350 бомб. А теперь дадим читателю расшифровку. Турку (Або) – главный порт, через который шли поставки оружия в Финляндию. Тампере – единственный в Финляндии авиационный завод и ряд других оборонных предприятий. Виипури (Выборг) и Сортавала – это города на линии фронта, где советская авиация наносила удары не по жилым домам как таковым, а по обороняющимся в них финским войскам[153] .

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...