Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ИТОГОВая аттестация ПО ДИСЦИПЛИНЕ




Итоговый контроль по дисциплине осуществляется в рамках балльно-рейтинговой системы оценивания результатов учебных достижений студентов. Итоговая оценка является накопительной и определяется количеством баллов, которые студент набрал в течение семестра за работу при проверке посещаемости, в рамках текущего и рубежного контроля, а также за выполнение дополнительных рейтинговых заданий. Все компоненты балльно-рейтинговой оценки регламентируются рейтинг-планом дисциплины и отражены в фонде оценочных средств.

Расчет итоговой рейтинговой оценки: от 31 балла – «зачет».

IV. Дополнительные рейтинговые задания

 

 

Общие требования

Компенсирующие учебные задания из дополнительной части рейтинг-плана выполняются:

a в ходе семестра – если студент стремится компенсировать отсутствие на семинарских занятиях или недостаточно успешное участие в них;

a в период сессии – если студент не накопил в ходе семестра необходимое количество баллов;

a в порядке академической задолженности – в течение каникул или первого месяца следующего семестра.

 

Выбор конкретных заданий и сроков их выполнения осуществляется студентом самостоятельно. Но любое из дополнительных рейтинговых заданий выполняется не более одного раза, то есть не подразумевается повторное выполнение «на более высоком уровне».

При выборе заданий из предложенного перечня и определении количества выполняемых заданий необходимо учитывать специфику диапазона баллов – указанный в рейтинг-плане максимальный балл может быть получен только при выполнении задания на превосходном уровне с демонстрацией углубленных знаний по дисциплине. Более подробно уровневые критерии оценки указаны для каждого из заданий.

При выполнении рейтинговых заданий необходимо строго соблюдать требования к содержанию и оформлению, указанные в ридере. Каждое задание выполняется и пересылается на проверку в отдельном текстовом файле MicrosoftWord. Первая страница оформляется как титульный лист (указывается название вуза и факультета, название дисциплины, порядковый номер и название рейтингового задания, Ф.И.О. студента и преподавателя). Все страницы работы кроме титульной нумеруются (справа вверху); рукопись следует набирать шрифтом Times New Roman Суг, через 1 интервал, размер 12 пт, все поля страницы – 2 см. Оформление цитат и ссылок осуществляется строго в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.5–2008 (см. VII раздел ридера).

Для выполнения заданий настоятельно рекомендуется использовать файл «Матрица для письменных заданий» из состава электронной библиотеки. В этом файле приведен готовый титульный лист, а также соблюдены все правила форматирования теста. Для того, чтобы избежать конфликта форматирования текста, любые вставки целесообразно делать не напрямую через буфер обмена, а через функцию «Неформатированный текст» из меню «Вставка» / «Специальная вставка» (в Word 2003 это меню называется «Правка» / «Специальная вставка»). Для выполнения графических заданий в том же файле «Матрица для письменных заданий» предложены образцы графических объектов (их можно комбинировать, просто копируя через буфер обмена). Если задание текстовое, то образцы графических объектов необходимо удалить.

При выполнении письменных заданий необходимо учитывать недопустимость плагиата и возможность получения рейтингового штрафа (штрафы в сумме до 15 баллов начисляются при сдаче текста, позаимствованного из Интернета или из заданий, сданных на проверку другими студентами; заимствованием считается использование любого фрагмента «чужого» текста без оформления цитаты и ссылки по правилам библиографического описания). Все задания проверяются системой «Антиплагиат».

При подготовке рейтинговых заданий можно получить предварительную консультацию по электронной почте или сети Вконтакте (http://vk.com/id148658665).

Все задания пересылаются на проверку на почту [email protected]. При отправке писем с заданиями или вопросами для консультации в названии письма необходимо указать название вуза, курс, отделение, фамилию студента.

 

Задание 1

Учебный проект по теме

«Основы государственного строя зарубежных стран (на примере…)»

(рейтинговая оценка от 1 до 8 баллов)

 

В ходе выполнения задания необходимо провести комплексный анализ государственного строя изучаемой страны: системы народовластия (партиципации, то есть «политического участия»), формы правления (конституционно-правовой статус главы государства, парламента, правительства и других высших органов государственной власти), модели правосудия, системы регионализма. Главная задача – выявить функционально-логическую взаимосвязь между институтами, формирующими основу государственного строя в данной стране (то есть необходимо показать государственный строй именно как функциональную модель, где конституционные правоотношения осуществляются по принципу «кто кого избирает», «кто кого назначает», «кто на кого оказывает воздействие» – такой подход отличается от обычного описания государственного строя, основанного на перечислении полномочий каждого из высших органов власти).

Проект может быть выполнен по одной из следующих стран:

a США, Конституция 1787 г.

a Великобритания (конституционные акты в составе материальной конституции)

a ФРГ, Основной закон 1949 г.

a Франция, Конституция 1958 г.

a КНР, Конституция 1982 г.

a Иран, Конституция 1979 г.

a Саудовская Аравия, Конституционные законы 1992 г.

Все указанные конституции входят в состав электронной библиотеки (папка «Коллекция конституций»). Дополнительные материалы размещаются в паке «Учебные материалы» (файлы по США – с нумерацией 26..., по Великобритании – 27..., по ФРГ – 28..., по Франции – 29..., по КНР – 30...., по Ирану – 31..., по Саудовской Аравии – 32....).

Перед выполнением задания рекомендуется ознакомиться с примером аналогического проекта по государственному строю Японии (см. в ридере на стр. 16-19).

 

Отчетные материалы по заданию включают титульный лист, схему, комментарий к схеме и итоговый вывод. Для подготовки всех этих материалов рекомендуется использовать файл «Матрица для письменных заданий» из состава электронной библиотеки. В этом файле, помимо титульного листа, предлагается набор готовых графических объектов, из которых можно составлять свою схему (копируя их через буфер обмена, а не используя меню «Рисование» – это существенно сэкономит время).

Схема должна показать систему высших органов власти – их избираемость / назначаемость и функциональную взаимосвязь. Графическими фигурами (квадратами, прямоугольниками, кругами) изображаются категории граждан, участвующие в системе партиципации (например, «народ», «население штата», «немцы в землях» и т.д.) и высшие органы власти (президент / монарх, палаты парламента, правительство и премьер-министр, Конституционный / Высший суд, Конституционный Совет, Государственный совет и т.п.). Структурные особенности системы регионализма (в т.ч. федеративного устройства и местного самоуправления) могут быть упомянуты в ходе презентации, но в схеме изображаются только в том случае, если играют принципиально важную роль в организации государственной власти на высшем уровне. То же самое касается судебной власти – в состав схемы должны войти только высшие органы правосудия, а остальные могут быть упомянуты устно.

Графические фигуры, изображающие органы власти, рисуются на схеме с названиями. Далее стрелками на схеме изображаются функциональные взаимосвязи (напр., «граждане избирают...», «президент назначает...», «парламент оказывает законодательное воздействие на....» и т.п.). Наиболее важные стрелки указываются жирным, косвенное воздействие обозначается пунктирной стрелкой, обоюдное влияние двух органов власти в рамках одной и той же функции обозначается обоюдной стрелкой (напр., консультации), если какое то действие осуществляется по инициативе или при согласии другого органа власти, то это изображается стрелкой, упирающейся в другую стрелку. Каждая стрелка на схеме получает свой номер, и на отдельном листе фиксируется нумерация и значение всех стрелок.

Рекомендуемая очередность составления схемы: первоначально нарисовать графические фигуры с названиями (так, чтобы между ними оставалось достаточное место для изображения стрелок), затем показать пронумерованными стрелками все действия, связанные с «избранием» кого-либо, потом – все действия связанные с «назначением» кого-либо, потом – все действия, связанные с «воздействием» парламента на остальные органы власти, потом – с действиями главы государства, потом с действиями правительства и т.д. (в странах с монархическим строем необходимо начинать с модели престолонаследия). При этом следует помнить, что каждая стрелка на схеме отображает только одно юридическое действие (например, если правительство имеет право вносить законопроекты в парламент и ставить перед парламентом вопрос о доверии, то это изображается двумя параллельными стрелками от правительства к парламенту). Общее графическое решение должно быть продумано таким образом, чтобы стрелки не создавали хаотичное переплетение, а взаимное расположение фигур оптимальным образом показывало пространство разделения властей. В итоговом варианте схема покажет не всю компетенцию высших органов власти, а именно систему функционального взаимодействия.

Комментарий готовится с разработкой схемы. Он должен быть построен в формате перечня стрелок с их краткими характеристиками: номер стрелки + «кто» «кому» «что» делает + необходимые дополнения и уточнения (см. в примере по Японии). Только в особых случаях возможны пункты, не связанные со стрелками (например модель престолонаследия в стране с монархическим строем). Дополнительные пояснения к обозначению стрелок не должны быть излишне подробными (например, показывая стрелку «электорат избирает нижнюю палату парламента» не нужно описывать в деталях всю систему организации выборов, но важно указать, кто из граждан имеет соответствующее избирательное право, по какой избирательной модели проходят выборы и на сколько лет избираются депутаты). В целом, готовя комментарий, необходимо помнить, что задача проекта заключается не в изложении максимальной информации о государственном строе, а в логичной демонстрации той модели функционирования системы высших органов власти, которая сложилась в данной стране. Поэтому недопустимо использовать вместо собственного комментария описательный текст из того или иного учебника. Не нужно переписывать и полные формулировки норм из конституции – они, как правило, содержат общее описание компетенции, тогда как в комментарии нужно отразить логику каждого отдельного юридического действия – «кто» «кого» избрал или назначил, «кто» «кому» «что сделал».

Итоговый вывод составляется после создания схемы и комментария. Он должны включать лаконичные и аргументированные формулировки по шести конституционным характеристикам:

1. форма правления (абсолютная, дуалистическая, парламентская монархия, президентская, парламентская, президентско-парламентская республика),

2. тип избирательной системы (мажоритарная, пропорциональная, смешанная)

3. тип территориальной организации публичной власти (федерация, конфедерация, унитарное государство, наличие автономий)

4. качественные характеристики государственного строя (такие категории как «демократическое», «социальное», «правовое», «светское», «исламское» государство)

5. тип политического режима (либерально-демократический, авторитарный, тоталитарный)

6. модель конституционализма, которой соответствует институциональная специфика государственного строя в данной стране (либеральная, этатистская или либерально-этатистская).

Каждая из первых пяти позиций вывода должна сопровождаться конкретными аргументами со ссылкой на схему (наличие на схеме каких институтов или «стрелок» доказывает, что государственному строю данной страны присуща именно эта черта; например, «стрелки №№... доказывают президентский характер республики…», «наличие таких то органов власти отражает федеративный характер государственного строя…» и т.п.). Шестой пункт (о модели конституционализма) аргументируется уже не стрелками, а предыдущими пунктами вывода. Завершается вывод формулировкой своего мнения о степени эффективности данной модели государственного строя (ее основные достоинства и недостатки, возможность совершенствования).

Если в процессе работы над проектом возникают вопросы, то их можно задать преподавателю по почте или в сети (http://vk.com/id148658665).

Общие требования к письменным заданиям см. в начале IV раздела ридера (стр. 13)!!!!!

 

Рейтинговая оценка составляет от 1 до 8 баллов:

 

Представленные материалы проекта, в том числе структура итоговых выводов, не полностью соответствуют условию задания. При отборе содержания для схемы и оформлении комментариев к схеме автор допустил ошибки и неточности, ряд значимых компонентов государственного строя изучаемой страны, в том числе некоторые важные элементы взаимодействия высших органов государственной власти, не отражены в материалах проекта. Графическое построение схемы носит сумбурный характер и показывает отсутствие у автора умений по работе с графическими редактором. Итоговые выводы носят формальный характер (не приведены аргументы со ссылками на схему). Отсутствует аргументированная авторская оценка степени эффективности институциональной модели государственного строя в изученной стране. 1-2 балла
Представленные материалы проекта, в том числе структура итоговых выводов, полностью соответствуют условию задания. Отбор содержания для схемы и используемые графически решения позволяют, в целом, решетить поставленные задачи, но графическое построение схемы не является оптимальным (не вполне удачно расположение графических объектов и стрелок затрудняет их анализ). Комментарии к схеме и итоговые выводы носят корректный характер, но содержат ряд неточностей. Итоговые выводы не сопровождаются четкими аргументами со ссылками на схему, в том числе отсутствует аргументированная авторская оценка степени эффективности институциональной модели государственного строя в изученной стране. 3-4 балла
Представленные материалы проекта, в том числе структура итоговых выводов, полностью соответствуют условию задания. Отбор содержания для схемы и используемые графически решения оптимальны с точки зрения поставленных задач. Построение схемы показывает уверенное владение техническими средствами инфографики. Комментарии к схеме носят корректный характер, они позволяют емко отразить системные особенности изучаемого государственного строя. Ошибки и неточности отсутствуют. Итоговые выводы опираются на четкие аргументы со ссылками на схему, а также включают авторскую оценку степени эффективности институциональной модели государственного строя в изученной стране. государственного строя. 5-8 баллов

Пример проекта: Конституционное регулирование основ государственного строя в Японии

 

 
 

 


Комментарий к схеме

 

[особый конституционный статус Императорской власти]

 

1 – Император является символом государства и единства народа. В соответствии с Конституцией «его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть». При этом Императорский трон является династическим и наследуется в соответствии с «Законом об Императорской фамилии», принятым Парламентом (поэтому стрелка № 1 двойная – от народа и от парламента, и пунктирная, т.к. речь не идет о прямом политическом воздействии на Императора ни со стороны народа, ни со стороны Парламента). В Японии действует салическая система престолонаследия (по мужской линии). Нынешний Император Японии Его величество Акихито царствует с 7 января 1989 г.

 

[избрание / назначение – формирование высших органов государственной власти]

 

2 – Граждане в возрасте от 20 лет, проживающие в избирательном округе не менее трех месяцев и внесенные в списки избирателей, в ходе всеобщих, прямых, тайных выборов избирают депутатов Палаты представителей Парламента на четыре года: 300 депутатов избираются в одномандатных округах по мажоритарной системе относительного большинства, а 200 – в одиннадцати крупных региональных округах по спискам политических партий и по пропорциональной системе. Таким образом, избирательная система носит смешанный мажоритарно-пропорциональный характер, причем каждый избиратель имеет два голоса – один голос он отдает за конкретного кандидата, выдвинутого по одномандатному округу, а второй – за партийный список кандидатов по многомандатному округу (впрочем, значительная часть депутатов-«одномандатников» также выдвигается политическими партиями). Одномандатные избирательные округа имеют небольшой размер и усредненную плотность населения (их границы пересматриваются после каждой переписи населения через каждые пять лет). В сочетании со спецификой смешанной избирательной системы это обеспечивает очень интенсивный характер избирательного процесса, хотя все его аспекты жестко урегулированы законодательством.

3 – По схожей мажоритарно-пропорциональной смешанной системе граждане избирают депутатов Палаты советников Парламента на шесть лет, с переизбранием половины состава советников каждые три года: 152 советника избираются по мажоритарной системе от многомандатных округов, формируемых в префектурах (избиратель подает голос за одного кандидата по округу, но избранными считаются все кандидаты, набравшие такое число голосов, которое равно или больше частного, полученного при делении действительного большинства голосов, поданных по округу, на число избираемых от округа советников – поэтому обычно по округу оказываются избранными в каждом округе избирается от 2 до 6 советников в зависимости от распределения большинства голосов). Остальные 100 советников избираются по общенациональному избирательному округу по спискам партий (примерно пропорционально поданным за них голосам, однако с округлением, которое дает преимущество более крупным партиям).

Т.о. члены обеих палат являются выборными и представляют всю нацию.

Пассивное избирательное право: правом быть избранным в Палату представителей пользуются граждане, достигшие 25 лет, в Палату советников – 30 лет (выдвинуть свою кандидатуру может любой человек). Для регистрации кандидаты вносят избирательный залог, причем для кандидатов в Палату советников залог в полтора раза выше. Сумма залога удваивается, если кандидаты выдвигаются списком. Избирательный залог не возвращается кандидату в Палату представителей, если он не набрал пятой части голосов, а кандидату в Палату советников – если он не набрал восьмой части голосов от того частного, которое получается при делении числа поданных голосов на число кандидатов, баллотирующихся по избирательному округу.

4 – Каждая палата Парламента избирает кандидата в премьер-министры из числа членов Парламента; если возникают разногласия, то премьер-министром назначается кандидат от Палаты представителей (доминирование нижней палаты в процессе назначения премьер министра на схеме обозначено рамкой); назначение премьер-министра утверждается указом Императора.

5 – Премьер-министр назначает преимущественно из числа членов Парламента Государственных министров (то есть формирует состав Кабинета), основываясь на рекомендациях Парламента и учитывая требование конституции – состав Кабинета должен быть «гражданским», то есть члены Кабинета не должны состоять на военной службе, быть в прошлом профессиональными военными и являться носителями милитаристской идеологии; назначение Государственных министров утверждается указом Императора.

6 – По представлению Кабинета Император назначает Главного судью Верховного суда.

7 – По представлению Главного судьи Кабинет назначает 14 судей Верховного суда. При проведении первых после данного назначения всеобщих выборов в Палату представителей одновременно с выборами происходит фактическое утверждение вновь назначенных судей народом (т.е. судья может быть смещен с должности волеизъявлением избирателей); эта процедура повторяется через 10 лет. По достижении 70 лет судья Верховного суда выходит на пенсию.

8 – Кабинет назначает из списка лиц, предложенных Верховным судом судей судов общей юрисдикции (восемь высших, то есть апелляционных, судов, заседающих в крупных городах + районные, семейные и первичные суды как суды первой инстанции образуют единую систему правосудия; создание каких либо специальных судов запрещено). Все такие судьи занимают свою должность в течение 10 лет и могут быть назначены вторично.

 

[взаимодействие высших органов государственной власти]

 

9 – Взаимодействие палат Парламента в ходе законотворческого процесса: право на законодательную инициативу имеют депутаты обеих палат Парламента и Кабинет министров; законопроекты могут вноситься в любую палату (кроме бюджетных законопроектов, которые первоначально поступают в Палату представителей). Палата представителей может преодолеть вето Палаты советников путем вторичного принятия закона 2/3 голосов от кворума ('1/3 от состава палаты). Кроме этого, если мнения палат расходятся, Палата представителей может требовать созыва совместного заседания палат или создания согласительной комиссии (на схеме доминирование нижней палаты в законотворческом процессе обозначено рамкой)

10 – Законодательное воздействие Парламента, как высшего органа государственной власти, на Кабинет министров как высший орган исполнительной власти + формирование Парламентом бюджета, на основе которого действует Кабинет; НО при этом каждый принятый закон подписывается министром, ответственным за его исполнение, и контрассигнуется премьер-министром (политическая ответственность правительства за «качество» принятых законов и последующее их исполнение) + Кабинет составляет первоначальный вариант бюджета и вносит его на рассмотрение Парламента.

11 – Палата представителей большинством голосов может принять вотум недоверия Кабинету. Принятие нижней палатой вотума недоверия обязывает правительство уйти в отставку, если в течение 10 дней Палата представителей не будет распущена Императором.

12 – Любой депутат Палаты представителей может подать интерпелляцию (депутатский запрос на действия кабинета или отдельного министра), ответ на которую должен быть дан в устной или письменной форме в течение семи дней.

13 – Каждая палата Парламента имеет право проводить парламентские расследования по вопросам государственного управления, а Парламент может создавать Суд импичмента для привлечения к судебной ответственности Государственных министров (но такое судебное преследование возможно только при согласии премьер-министра).

14 – Кабинет дает советы Императору в отношении всех государственных действий и несет за них ответственность.

15 – По требованию Кабинета актом Императора может быть распущена Палата представителей. С роспуском Палаты представителей Палата советников также прекращает свою работу. Причем Конституция не устанавливает какие-либо условия роспуска Палаты представителей, поэтому такая практика является обычной.

16 – Кабинет принимает решение о созыве чрезвычайной сессии Парламента по собственной инициативе или по требованию 1/4 членов одной из палат (в межсессионный период)

17 – Верховный суд осуществляет конституционный контроль, то есть рассматривает законы и подзаконные акты на предмет соответствия Конституции.

18 – Верховный суд осуществляет полномочия судебного управления (устанавливает правила процедуры судопроизводства, работы адвокатов, внутреннего распорядка в судах), а также выступает судом последней инстанции при рассмотрении любых дел.

19 – Парламент может принять закон в отношении определенного местного органа публичной власти, но только с согласия большинства избирателей, проживающих на территории соответствующего местного органа публичной власти.

 

Итоговый вывод

1. Форма правления – с формально-юридической точки зрения Япония представляет собой конституционную парламентскую монархию (стрелка 1). Однако в Конституции Японии отсутствует однозначная формулировка о форме правления и о главе государства. Более того, ст. 4 гласит: «Император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти». Поэтому многие специалисты считают, что Япония является уникальной «республикой с монархическими атрибута­ми». С точки зрения функциональной общности с республиканской формой правления показательно преобладание полномочий парламента (как и в парламентской республике обе палаты парламента избираются напрямую – стрелки 2, 3 + парламент предопределяет состав правительства, а правительство несет перед парламентом ответственность – стрелки 4, 5, 13, 10).

 

2. Тип избирательной системы – смешанная мажоритарно-пропорциональная система (выборы обеих палат парламента – стрелки 2, 3). Специфика – обеспечение баланса между обеспечением активности гражданского общества (малые избирательные округа, два голоса у каждого избирателя, свободный порядок самовыдвижения «одномандатников») и активности политических партий (мажоритарный компонент избирательной системы, партийные списки в крупных округах).

 

3. Тип территориальной организации публичной власти – Япония является унитарным государством (что демонстрирует общая конфигурация схемы). Специфика японского унитаризма – сочетание высокого уровня политической централизации (верхняя палата является представителем как региональных, так и общенациональных интересов – стрелка 3; возможно прямое законодательное воздействие на региональные органы власти – стрелка 19) с развитым местным самоуправлением, которое обладает почти полной административной автономией в рамках государственного устройства (показано в схеме).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...