Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основ общественного строя и организации государственной власти»




[содержание тем № 18-25 в составе программы курса]

(рейтинговая оценка от 1 до 4 баллов)

 

Задание заключается в разработке комплекта тестов по содержанию тем № 18-25 из программы курса

 

Тема 18. Конституирующие элементы общественного строя.

Понятие «основы общественного строя». Соотношение нравственных, религиозных и правовых норм в системе регулирования общественных отношений. Роль конституционного права в закреплении основ общественного строя. Конституирующие элементы общественного строя: территория и население (народ, нация). Понятия «народный суверенитет», «национальный суверенитет», «государственный суверенитет» в доктрине конституционного права. Народное волеизъявление как основа конституционного процесса. Конституционно-правовые институты, формирующие систему партиципации (участия). Основные типы избирательных систем. Задачи цензового регулирования избирательного права в либеральной, этатистской и либерально-этатистской конституционных моделях. Конституционно-правовые функции референдумов. Роль института местного самоуправления в системе партиципации.

Тема 19. Социокультурные и экономические общественные отношения как объект конституционно-правового регулирования в современных зарубежных странах.

Типология общественных отношений и проблема определения их роли в конституционном моделировании основ общественного строя. Социокультурные отношения как основа социализации личности в современном обществе. Конституционно-правовой статус коллективных субъектов социальных отношений (нация, этнические, языковые, религиозно-конфессиональные, поколенные и гендерные группы, семья). «Конституционная экономика» как новое научное направление. Опыт конституционно-правового регулирования экономических отношений в современных зарубежных странах.

Тема 20. Типология политических отношений и проблемы их конституционно-правового регулирования.

Понятие «политическая система». Типология политических отношений. Роль конституционно-правового регулирования в политической социализации личности. «Группы интересов» и проблемы конституционно-правового регулирования их политической активности. Политические партии и общественно-политические объединения как субъект конституционно-правовых отношений. Типология партий и партийных систем. Специфика задач и методов правового регулирования деятельности политических партий в рамках основных моделей конституционализма. Электоральный процесс. Особенности современных электоральных процессов. Феномен протестного движения. Конституционно-правовые основы политической коммуникации. Особенности конституционно-правового статуса СМИ в современных зарубежных странах.

Тема 21. Конституционно-правовой институт формы государства.

Поликратическая, монократическая и сегментарная формы государства. Основные конституционные характеристики государственного строя. Роль государства как ведущего политического института конституционной системы. Основные конституционные характеристики государственного строя (демократическое, правовое, социальное, светское государство), особенности их закрепления в условиях различных моделей конституционализма. Понятие «форма государства»: классическая и современная трактовки. Роль правового института формы государства в формировании современной модели конституционализма. Поликратическая, монократическая и сегментарная формы государства (особенности способов формирования государственных органов и осуществления их взаимоотношений, построения территориальной структуры государства, методов государственного регулирования общественных отношений, системы партиципации и политической активности граждан).

Тема 22. Политический режим как конституционно-правовой институт.

Проблема типологии политических режимов. Понятие «политический режим». Проблема типологии политических режимов (специфика политологического и конституционно-правового подходов). Либерально-демократическая модель политического режима, ее историческая эволюция и современные особенности. Особенности конституционного закрепления принципов представительной демократии и разделения властей в странах либеральной и либерально-этатистской конституционных моделей. Проблема кризиса политической демократии на рубеже XX–XXI вв. Конституционно-правовой институт политического режима в условиях этатистской модели конституционализма. «Авторитарный синдром». Авторитарные политические режимы современного типа, их типология. Тоталитарные политические режимы. Проблема определения исторической и правовой сущности тоталитаризма. Институциональные особенности этократических и партократических режимов.

Тема 23. Форма правления как конституционно-правовой институт.

Специфика конституционно-правового статуса главы государства, системы парламентаризма, организации исполнительной власти. Форма правления как институт конституционного права. Классификация республиканской и монархической форм правления. Соотношение форм правления и основных моделей конституционализма. Глава государства как конституционный орган и высшее должностное лицо государства. Специфика конституционно-правового статуса главы государства в условиях различных форм правления и политических режимов. Система парламентаризма как институт конституционного права зарубежных стран. Законодательный процесс. Конституционно-правовое регулирование исполнительной власти в современных зарубежных странах. Соотношение полномочий высших органов законодательной и исполнительной власти в условиях различных форм правления, политических режимов, моделей конституционализма.

Тема 24. Политико-территориальная организация публичной власти как институт конституционного права.

Политико-территориальная организация публичной власти как институт конституционного права. Специфика задач конституционно-правового регулирования при формировании «сложных» и «простых» форм политико-территориального устройства. Особенности конституционно-правового регулирования унитарной государственности. Регионализм как институт конституционного права. Автономия и ее конституционно-правовые функции. Основные типы автономий. Основные типы федеративного устройства. Конфедерации, унии и империи как сложные формы государственного политико-территориального устройства. Дискуссия о возрождении имперского принципа в современном мире. Проблема определения статуса политико-территориального устройства межгосударственных интеграционных объединений.

Тема 25. Конституционно-правовой институт судебной власти.

Влияние доктринальных особенностей моделей конституционализма и традиций ведущих правовых семей на систему правосудья. Модели конституционного правосудия. Понятие судебной власти. Виды судебных органов и конституционные принципы осуществления судебной власти. Роль судебной власти в условиях либеральной, этатистской и либерально-этатистской конституционных моделей. Специфика конституционно-правового института судебной власти в странах, принадлежащих к романо-германской, англо-саксонской и исламской правовым семьям. Соотношение понятий «конституционное правосудие» и «конституционный контроль». Доктринальное обоснование системы конституционного правосудия и типология моделей конституционного правосудия (контроля). Организация и функции органов конституционного правосудия (контроля).

 

Перед выполнением задания необходимо познакомиться с соответствующим текстом программы курса, определить те содержательные компоненты, на основе которых можно построить тестовые задания. Далее необходимо изучить учебные тексты по данным темам (файлы с нумерацией 18.0, 19,0, 20.0, 21.0, 22.0, 23.0, 24.0, 25.0 в папке «Учебные материалы») и разрабатывать тесты именно на основе этих материалов.

При разработке тестов следует учесть обязательные правила:

– в содержательной основе тестов должны быть сбалансировано представлены все восемь тем из состава программы;

– подготовленные тестовые задания должны быть построены по уровневому принципу и включать все десять типов тестов, которые указаны в приведенных ниже примерах;

– общее количество разработанных тестов должно составить не менее 20 вопросов;

– во всех тестовых заданиях должны быть указаны или сформулированы правильные и полные ответы (в том числе, в «открытых» тестах уровня С, предполагающих написание собственного развернутого ответа).

Типология тестовых заданий:

 

Уровень А

 

1. Выбор утвердительного или отрицательного ответа на поставленный вопрос:

Пример. Является ли конституционное право ведущей отраслью англо-саксонского права?

А) Да.

Б) Нет.

 

2. Выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов.

Пример. Для какой модели конституционно-правового статуса личности характерна следующая формула: «Право – это то, что полезно народу»?

А) Традиционной.

Б) Исламской.

В) Либеральной.

Г) Этатистской.

 

3. Выбор наилучшего варианта ответа из нескольких предложенных вариантов.

Пример. Выберите наиболее точный ответ: Реализация принципа разделения властей в британской государственной системе обеспечивается:

А) Разделением законодательной и исполнительной власти

Б) Независимостью судебной власти

В) Наличием двух палат в парламенте.

Г) Наличием двухпартийной модели

 

Уровень В

 

4. Выбор неопределенного количества правильных ответов из нескольких предложенных вариантов.

Пример. К категории универсальных конституционных принципов относятся:

А) Принцип народного суверенитета.

Б) Принцип социального государства.

В) Принцип правового государства

Г) Принцип формализации права.

Д) Принцип институциональной демократии.

 

5. Структурированное задание, направленное на идентификацию или соотнесение информации.

Пример. Укажите в таблице, какие из характеристик конституционного строя присущи указанным государствам.

 

  США Великобритания Франция ФРГ Китай Иран Сауд. Аравия
Либеральная конституционная модель              
Этатистская конституционная модель              
Либерально-этатистская конституционная модель              
Президентская республика              
Парламентская республика              
Президентско-парламентская республика              
Монархия              
Унитарное государство              
Федеративное государство              

 

6. Задание дополнить или закончить определенную фразу (определение, суждение и т.п.)

Пример. Закончите фразу:

«Прямая демократия – это форма народовластия, основанная на …»

 

7. Задание найти в определенной фразе (определении, суждении и т.п.) ошибки и предложить исправленный вариант.

Пример. Найдите ошибки в приведенном определении и сформулируйте исправленный вариант:

«Принцип субсидиарности характеризует правотворческую практику в системе права Европейского Союза и предполагает жесткое разграничение компетенции руководящих органов Европейского Союза и национальных правительств».

 

8. Задание сформулировать определенный тезис или определение, указать признаки того или иного явления, процесса и т.п.

Пример. Укажите признаки социального государства (задание выполняется в форме перечня).

 

Уровень С

 

9. Ответить на предложенное задание с последующим комментарием (обоснованием) своего выбора.

Пример. Какое из приведенных определений КПЗС можно признать наиболее универсальным, отражающим сущность конституционализма и поэтому подходящим для характеристики конституционного строя в странах, принадлежащих к самым разным конституционным моделям и правовым семьям? Прокомментируйте свой выбор.

А) Конституционное право – это разновидность государственного права.

Б) Конституционное право – это основная отрасль, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления, форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

В) Конституционное право – это отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в политической системе общества и определяющие характер властного регулирования общественной жизни.

Г) Конституционное право – это система правовых норм, принципов и методов правового регулирования, обеспечивающих закрепление универсальных категорий правосубъектности и институционализацию общественного строя в конкретной стране.

Д) Конституционное право – это совокупность правовых принципов и норм, охраняющих естественные права и свободы человека и учреждающих с этой целью определенную систему государственной власти.

 

10. Задание, предполагающее развернутый письменный ответ.

Пример. Сравните институт правового государства в либеральной и либерально-этатистской конституционных моделях. Какие их особенности являются общими, а какие проявляются только в рамках той или иной модели?

Общие требования к письменным заданиям см. в начале IV раздела ридера (стр. 13)!!!!!

 

Рейтинговая оценка составляет от 1 до 4 баллов:

 

Подготовленные тесты построены по уровневому принципу и включают все десять типов тестовых заданий, указанные в примерах, но в них отражено содержание не всех восьми тем V раздела программы (№ 18-25); общее количество разработанных тестов составляет менее 20; не во всех тестовых заданиях указаны или сформулированы ответы (либо часть из них является ошибочными). 1 балл
Подготовленные тесты построены по уровневому принципу и включают все десять типов тестовых заданий, указанные в примерах; в тестах представлены все восемь тем V раздела программы (№ 18-25), но их содержание отражено несбалансированно; подготовлено не менее 20 тестовых заданий; во всех тестовых заданиях (как «закрытых», так и «открытых») указаны или сформулированы ответы, однако а задания уровня С носят описательный, а не аналитический или проблемный характер. 2 балла
Подготовленные тесты построены по уровневому принципу и включают все десять типов тестовых заданий, указанные в примерах; в тестах сбалансировано представлены все восемь тем V раздела программы (№ 18-25); подготовлено более 20 тестовых заданий; во всех тестовых заданиях (как «закрытых», так и «открытых») указаны / сформулированы правильные ответы, в том числе представлены развернутые ответы на задания уровня С, а сами задания носят проблемно-аналитический или творческий характер. 3-4 балла

Задание 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...