Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Типология урока литерутаы.




Типология традиционного обучения.

Традиционно, в зависимости от цели урока, принято вделять следующие типы (Ю.М.Конаржевский):

- комбинированный

- урока усвоения новых знаний

- урока закрепления изученного материала

- урок-повторение

- урок систематизации и обобщения знаний

- урок проверки и оценки знаний

Т.Ф. Курдюмова:

4-7-е классы:

- вводный урок

- знакомство с текстом

- урок анализа текста

- урок выводов

8-10-е классы: Изучение одного крупного произведения или творчества одного автора принято называть монографической темой.

- урок биографии писателя

- урок анализа

- значение творчества писателя

10-11-е классы: Определённое место отводится обзорным темам:

- вводный урок (общая хар-ка темы)

- микрофонография (краткий обзор произведенич/творчества)

- заключительный урок

 

II. Этапы урока.

Урок – это система организации и учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учащихся, направленная на достижение целей и задач обучения, воспитания и развития в соответствии в ГОСТом.

 

1. Организационный момент.

Главная задача этого этапа – организация процесса обучения, формирование эмоционального настроя; определение отсутствующих; определение готовности учащихся к уроку.

2. Этап мотивации.

Функции этапа: настрой на восприятие изучаемого материала.

Средства мотивации: жизненная ситуация, эпиграф, прослушивание муз. композиции и т.п.

3. Этап проверки дом. задания.

Цель: проверить правильность понимания изученного материала, выяснить причины невыполнения.

Данный этап может состоять из разных приёмов: фронтальный опрос, индивид. задание, составление схем на основе д.з., беседа по вопросу, пересказ, тестирование.

4. Этап всесторонней проверки знаний.

Функции: подготовить к восприятию новой темы.

Приёмы: эвристическая беседа, составление схем-кластеров, индивид. сообщения учащихся.

5. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала.

Осн.цель – формирование целенаправленной учебной деятельности учащихся.

Содержание этапа: показ практической значимости учебного материала, создание проблемных ситуаций.

6. Этап усвоения новых знаний.

Цель – формирование представления об изучаемых фактах, явлениях, законах построения произведения

Приёмы: чтение и анализ произведения, лекция учителя, составление таблиц, поиск цитат, характеристик, объяснение теоретического материала, чтение ученика.

7. Этап закрепления новых знаний.

Цель: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы.

Приёмы: анализ текста.

8. Этап обобщения и подведения итогов урока.

Цель: проверить соотнесение результатов урока с поставленными целями. Приёмы: составление синквейнов.

9. Информирование о дом. задании.

Цель: проверить степень усвоенности данного материала.

Классификация этапов развивающего урока литературы (Заербег, Муштовинская):

1. Вызов

2. Осмысление материала

3. Рефлексия

 

 

13 О сновные этапы изучения литературного произведения в школе. Методы и приемы актуальные для каждого этапа. (на примере одного произведения).

 

Методы и приемы актуальные для каждого этапа. (на примере одного произведения).

Цель литературного образования в школе: приобщение учащихся к лучшим произведениям отечественной и зарубежной классики, формирование культуры художественного восприятия, воспитание на этой основе нравственности, эстетического вкуса, культуры речи.

Изучение литературного произведения в школе складывается из четырех основных этапов: • вступительные занятия, • чтение, • анализ • заключительные занятия.

Каждый этап включает в себя разнообразные виды деятельности учащихся. Этапы не являются строго разграниченными. Они взаимодействуют друг с другом и переходят один в другой.

Основная цель вступительных занятий: создание установки на восприятие и понимание текста, мотивировка последующего анализа и создание ориентиров восприятия.

Различают два основных пути к чтению и анализу текста: 1. на основе изучаемого произведения 2. на основе личных впечатлений

В содержание вступительных занятий может входить: • сообщение исторических и биографических сведений, необходимых для понимания текста; • социально-бытовой комментарий, • объяснение непонятных слов.

Вступительное занятие

Виды вступительных занятий: 1.связанные с исторической эпохой, 2. вступительные занятия, дающие определенный угол зрения на произведение, или вводящие в его тематику, 3. использовании жизненного опыта и живых наблюдений учащихся, 4. с использованием биографического материала.

С. А.Смирнов называет следующие виды работ, предваряющие чтение и разбор произведения: вступительное слово учителя; подготовительная беседа учителя с классом; постановка и запись вопросов, которыми учащиеся должны руководствоваться при чтении; рассматривание иллюстраций; экскурсии; подготавливающие ученика к восприятию произведения.

Основными формами проведения вступительных занятий являются: • рассказ учителя или лекция; • беседа; • работа по учебнику или с дополнительной литературой; • киноурок; • экскурсия.

Нередко после вступительного занятия проводится ориентировочная беседа с целью убедиться, что класс подготовлен к анализу текста.

При проверке усвоения содержания произведения используется составление планов и различных видов пересказов-свободного и по плану, сжатого и подробного, близкого к тексту, выборочного, с изменением лица рассказчика, с заменой диалога повествованием, викторина, творческие задания, по портрету рассказать о писателе.

Методисты выделяют следующие виды работы, предваряющие чтение и разбор произведения: - вступительное слово учителя, - подготовительная беседа, - постановка и запись вопросов, которыми должны руководствоваться школьники при чтении, - рассматривание иллюстраций, - экскурсии, подготавливающие ученика к восприятию произведения, - прослушивание музыкальных произведений, тематически близких к изучаемому тексту, - рассматривание репродукций картин художников.

Например: при работе над произведением Тургенева «Муму» вступительное занятие можно показать как очную экскурсию в Спасское-Лутавиново, показать отношение Тургенева к крестьянам (любимый учитель был дворовой человек Федор Лобанов из крестьян, хотя и были учителя иностранные). Можно провести вступительное занятие по биографии и отразить ключевой момент взаимоотношение с матерью, который нашел свое отражение в «Муму». В данном случае, рассказ об этом очень важен для более полного анализа произведения. Прототипами главных героев рассказа являются мать Тургенева и дворник Андрей, когда-то живший в их доме.

В старших классах содержание вступительных занятий усложняется и чаще всего связывается с историей создания самого произведения.

На вступительном занятии важно создать эмоциональный настрой учащихся.

Чтение произведения.

От организации чтения зависит во многом успех всей работы над литературной темой. Захватит ли книга ученика, погрузится ли он в мир, созданный художником, или мысли и чувства автора оставят его равнодушным. Об этом всегда думает учитель, готовя первую встречу школьника с произведением. Чтение может быть домашним или классным. Иногда безоговорочное предпочтение отдают классному чтению. Почему? Прочитав произведение в классе, учитель может быть уверен, что все ребята познакомились с книгой и услышали ее. Небольшие произведения лучше прочесть самому учителю. Школьная практика знает три вида чтения: чтение индивидуальное, чтение по ролям и чтение коллективное, хоровое.

Лучше всего, чтобы рассказ «Муму» дети прочитали дома, чтобы не загубить эмоциональное воздействие рассказа.

Приемы: чтение по ролям, задать вопросы связанные с эмоциональным состоянием (- какие чувства у вас вызвал рассказ?), чтение учителем, чтение текста мастерами слова, выразительное чтение, пересказ фрагмента.

Анализ произвдения

Анализ произведения - наиболее ответственный момент в работе учителя с классом. В задачу учителя входит преодоление разрыва между восприятием текста и его анализом, разбором.

В содержание анализа, как отметил В. В.Голубков, входят: • общий смысл произведения, его идейная направленность; • сюжет; • при анализе сюжета выясняются характеры героев, • система образов, • портрет героя, • обстановка, • пейзаж и отдельные художественные детали; • композиция (построение произведения в целом); • язык.

В каждом конкретном случае школьник воспринимает более осознанно один из названных компонентов. В качестве ведущей или отправной линии анализа также выбираются определенные компоненты.

Сложность школьного анализа художественного произведения заключается в том, что он всегда имеет определенную литературоведческую концепцию, и в том, что она воплощается в методической концепции, на основе которой и моделируется урок.

Наиболее распространены три пути анализа текста:

1. по сюжету («вслед за автором», целостный), 2. «по образный»

3. проблемно-тематический.

Большинство учителей-словесников используют смешанный путь анализа произведения, который соединяет 2 или 3 пути анализа.

Особое значение приобретает отбор, а вернее, выбор материала для вторичного чтения. Все большие места в современном уроке литературы занимает интерпретация текста, дающая возможность развивать углубленное личностное восприятие его.

Перегруженность программ, особенно для 11 класса, диктует направление поисков организации чтения и анализа художественных текстов с использованием усложняющихся заданий, увеличением доли самостоятельности класса, использованием карточек с заданиями, включением в структуру урока групповых и индивидуальных заданий.

Например, в связи с ФГОСами при изучении литературы в 5 классе на первый план выходит путь анализа смешанный или проблемно-тематический, но и остальные пути анализа, также активно используются учителями на уроках литературы. При изучении «Муму» мы выбираем смешенный путь анализа, на уроке мы ставим проблему (что такое рабство, жестокость имеет ли право один человек обижать другого?). Во время анализа мы обращаем внимание на образ Герасима, Барыни (эвристическая беседа), отношение Герасима к Татьяне. Изучение стиля + композиции произведения.

Сравним, каким показан герой в экспозиции и эпилоге.

Экспозиция

немой и могучий

работал за четверых

смахивал на степенного гусака

сложенный богатырём

- Можно ли утверждать, что нелёгкие испытания не сломили Герасима?

- Но можем ли мы сказать, что в жизни Герасима ничего не изменилось? Подтвердим это текстом.

Заключительные занятия

Заключительные занятия:

• подведение итогов

• формирование обобщений и выводов.

• ориентируют учащихся на воссоздание целостности произведения, на доведение читательского восприятия до глубокого сочетания образных и понятийных элементов мышления.

• Заключение всегда несет в себе элемент новизны и сосредоточенности.

Обязательно нужно сделать обобщающий вывод по прочитанному материалу!!!

Заключительные занятия ориентируют учащихся на воссоздание целостности произведения, на доведение читательского восприятия до глубокого сочетания образных и понятийных элементов мышления. Заключение всегда несет в себе элемент новизны и сосредоточенности на самом главном.

Приемы: особое значение приобретает работа с учебником, с опорными конспектами, задания сопоставительного характера, творческие работы, использование иллюстраций, выразительное чтение отрывков из текста с целью воссоздать эмоциональное восприятие литературного текста.

На заключительных занятиях следует преодолеть «иллюзию осведомленности» школьников, научить сопоставительному анализу, «переносу» знаний на новый материал, а также активному владению теоретико-литературными понятиями и навыками рассмотрения поэтики текста. Все это требует введения системы усложняющихся творческих заданий, таких методик, как:

- деловые игры,

- рейтинги,

-работу над сценарием,

-беседу по ситуации,

-конкурсы,

-выбор правильных вариантов ответа,

-комментирование.

Заключительные занятия должны также создать ощущение глубины и неисчерпаемости произведения и создавать «установку» на дальнейшее общение с текстом после завершения изучения.

При этом важно избегать на заключительных занятиях повторения хода анализа, нельзя превращать их в миниатюрный макет только что проделанного разбора, новый центр внимания, новый угол зрения на произведение, новый материал.

Например,

Тема: отражение крепостничества в рассказе «Муму»

Тема: Почему Тургенев назвал рассказ «Муму»?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...