Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ректорат МГУ: философские факультеты ликвидировать, аспирантуру по философии сохранить




 

В октябре 1956 г. ректор МГУ академик И. Г. Петровский направил в ЦК КПСС письмо-предложение о реформе подготовки философов, суть которой опять сводилась к ликвидации философских факультетов и сохранению лишь философской аспирантуры. Приведем это письмо полностью.

 

«В Центральный Комитет КПСС

Прошу Центральный Комитет рассмотреть вопрос о подготовке в наших университетах философов. Философские факультеты имеются в Московском, Ленинградском, Киевском и Тбилисском университетах. Ежегодно на все эти факультеты принимается примерно 125 человек. (Ошибка, только на философский факультет МГУ ежегодно принималось 125 чел. — А. К. )

Марксистско-ленинская философия является обобщением опыта всех наук, и естественных, и гуманитарных. Маркс и Ленин свои философские выводы основывали на конкретных фактах, добытых другими науками. Маркс обладал огромными знаниями в области политической экономии, математики, физики, химии, истории. Энгельс 8 лет изучал естественные науки (биологию, физику, химию, математику), перед тем как написать «Диалектику природы». В. И. Ленин использовал свыше 600 книг и огромное количество статистических данных при создании труда «Развитие капитализма в России». Его работа «Материализм и эмпириокритицизм» свидетельствует о глубоком им знании физики и ее основных проблем. Все это говорит о том, какое значение придавали основоположники марксизма-ленинизма хорошему знанию естественных и гуманитарных наук.

У студентов наших философских факультетов отсутствуют самые элементарные знания основ наук. Те отрывки естественных и гуманитарных наук, которые им преподаются, совершенно недостаточны для того, чтобы строить на них философские обобщения. Это приучает студентов к верхоглядству.

С распределением окончивших философские факультеты на работу дело обстоит чрезвычайно плохо. Философия преподается только в высших учебных заведениях. В настоящее время штаты философских кафедр вузов укомплектованы. Для преподавания философии в вузе требуется ученая степень, которую окончившие философские факультеты не имеют. В результате подавляющее большинство окончивших эти факультеты направляются на работу не по специальности или остаются безработными. (Это неточно. — А. К. ).

Так, например, в 1955 г. из 404 чел. окончивших все философские факультеты были направлены на работу по специальности всего 12% (42 чел. ), а нераспределенными остались 22% (87 чел. ).

В 1956 г. положение еще более ухудшилось: из 190 окончивших философские факультеты направлены на работу по специальности только 6 % (11 чел. ). Остались нераспределенными 52% (99 чел. ).

Приведенные данные, как мне кажется, свидетельствуют, что всю систему подготовки философов следует коренным образом перестроить: философские факультеты следует во всех университетах закрыть. Аспирантуру по философии надо оставить. Но принимать туда следует только лиц, окончивших университеты и другие высшие учебные заведения по различным специальностям. Их философское образование в аспирантуре следует строить на базе конкретных знаний, полученных ими предварительно в вузе.

Что касается отделений психологии, которые в трех университетах находятся на философских факультетах, то их существование в системе этих философских факультетов является неоправданным, их следует передать на другие факультеты.

 

Ректор

Московского университета

академик И. Г. Петровский1.

 

 

## 1 РГАНИ, ролик 5777, ф. 5, оп. 35, д. 44.

 

Ректору МГУ дали явно неправильные данные о распределении выпускников философских факультетов. Известные трудности с распределением выпускников у нас в отдельные годы были. Но после введения преподавания философии во всех учебных заведениях не возникало больших проблем, например, у окончивших философский факультет МГУ. Скажем, в 1981 году подлежало распределению 149 выпускников. Из них 43 на педагогическую работу в вузы, 1 — в средние профессиональные учебные заведения, 6 — заведующими кабинетами философии в вузах, социологами на промышленные предприятия — 8 чел., социологами в НИИ и лаборатории — 4 чел., старшими лаборантами НИИ — 2 чел., старшими лаборантами кафедр философии вузов — 10 чел. На другую работу по специальности (лекторами и инструкторами обкомов комсомола, лаборантами общественно-политических музеев, методистами кабинетов философии, младшими научными сотрудниками НИИ культуры) — 13 чел.; в аспирантуру кафедр философского факультета — 31 чел., в аспирантуру кафедр общественных наук МГУ — 15 чел., в аспирантуру других вузов Москвы — 3 чел., в аспирантуру Института философии АН СССР — 8 чел.

Таким образом, по специальности направлено работать 87 чел., в аспирантуру рекомендовано ученым советом по заявкам организаций 57 чел., предоставлено право свободного трудоустройства по семейным обстоятельствам 5 человек.

Проблема и трудности с распределением заключались в том, что многие должности на кафедрах философии в вузах, в научно-исследовательских институтах занимали лица, не имеющие философского образования, ученых степеней кандидатов философских наук. Освободить этих людей от работы было практически невозможно.

Данное письмо Петровского поступило в ЦК КПСС в октябре 1956 г. Однако, рассмотрено было в отделе науки, вузов и школ ЦК КПСС лишь в конце февраля 1957 г. Видимо, в течение 4 месяцев письмо изучалось в ЦК КПСС.

Отдел науки, вузов и школ направил в секретариат и Политбюро ЦК КПСС следующее сообщение по рассмотрению этого письма:

«Ректор Московского госуниверситета т. И. Петровский вносит рассмотреть вопрос о закрытии философских факультетов в университетах. Он считает целесообразным вести подготовку философских кадров только через аспирантуру.

Вопрос о подготовке философских кадров обсуждался на специальном совещании философов в отделе науки, вузов и школ ЦК КПСС с участием т. Петровского.

Все участники совещания высказались против закрытия философских факультетов, но внесли ряд предложений по улучшению подготовки философов в университетах.

В настоящее время Управление преподавания общественных наук Министерства высшего образования СССР подготовило предложения об улучшении подготовки философских кадров на рассмотрение коллегии. Тов. Петровский принял участие в подготовке указанных предложений.

Считаем возможным закончить на этом рассмотрение письма т. Петровского»1.

 

 

## 1 РГАНИ, ролик 5777. оп. 35, д. 44.

 

При обсуждении этого вопроса против предложения ректора И. Г. Петровского резко выступил декан философского факультета МГУ В. С. Молодцов. Некоторым участникам совещания даже показалось, что в дальнейшем они совместно уже работать не смогут. Однако отношения между ректором и деканом по-прежнему оставались деловыми, принципиальными. Ведь они прежде всего руководствовались интересами науки. Тоже можно сказать о профессоре Х. Н. Момджяне, который не менее резко выступил против Петровского, и, по словам Молодцова, ректор как будто с ним больше не желал разговаривать. Затем Момджян по решению ЦК ВКП(б) перешел на работу в журнал «Коммунист». После он вновь пожелал возвратиться в МГУ. Ректор мог его просто не взять: рычагов для этого было много. Однако Петровский зачислил его профессором МГУ, зная, что он принесет пользу философскому факультету.

Появляется законный вопрос: как возникло это письмо Петровского? Сам он признавал и ценил философскую науку. На научных конференциях, когда рассматривались философские проблемы, он, как правило, подвигал свой стул к трибуне выступающего и внимательно слушал.

Академик Петровский был очень осторожным человеком. Прежде чем принять то или иное решение, он предварительно его основательно изучал, консультировался с компетентными лицами и организациями.

По всей вероятности, письмо в ЦК партии было навязано ему полупозитивистскими недоброжелателями философского образования и философской науки.

Можно понять озабоченность ректора необходимостью повышения теоретического уровня подготовки философов. Однако его предложение не решало эту сложную проблему. Более того, ликвидация философских факультетов университетов и подготовка философов лишь на базе высшего специального естественнонаучного и гуманитарного образования могли привести к снижению уровня философской культуры. Без специального образования на философских факультетах университетов трехлетнего срока обучения в аспирантуре явно недостаточно для полноценного освоения науки. Об этом уже подробно говорилось выше. Иногда можно слышать: поскольку любой объект развивается диалектически, то в результате его исследования методами конкретных наук можно раскрыть диалектические законы его развития. Так считали некоторые философы и естественники в нашей стране в 20-х гг. XIX в. Конечно, нельзя отрицать, что многие ученые на основе анализа объектов конкретных наук приходят к правильным философским выводам, раскрывают диалектику их развития. Однако философские, диалектические воззрения, возникающие и формирующиеся у ученых конкретных наук только лишь путем изучения объектов естественных и гуманитарных наук с присущими этим наукам специфическими методами исследования, не являются прочными и устойчивыми

Главным и основным путем проникновения научной философии в естественные и гуманитарные науки является сознательное применение научной философии к анализу объектов частных наук. Можно сказать, что «диалектический» потенциал научной философии намного превышает те элементы диалектики, которые достигаются на основе конкретно-научного познания специальных наук.

Ни одна естественнонаучная или гуманитарная теория, несмотря на то, что она содержит определенные элементы диалектики и развивается по диалектическим законам, не воплощает в себе такого содержательного категориального аппарата, как научная философия.

Известно, что философы-материалисты античности выдвинули гипотезы об атомах, неуничтожимости материи, которые были доказаны научно много веков спустя.

Источник способности философии идти дальше непосредственных результатов науки своего времени кроется в том, что категории философии возникают и развиваются на основе обобщения всего опыта познания и практики, в них происходит синтез (а не просто суммирование) знаний из самых различных областей науки.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...