Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административно-правовая защита участников торгового оборота




 

Как было сказано ранее, защита прав участников торгового оборота имеет важное государственное значение и различают гражданско-правовую административно-правовую и уголовно-правовую защиту. Органы, наделенные правом административно-правовой защиты, располагают по отношению к предпринимателям в основном властными полномочиями.

Ведущая роль в системе защиты прав участников торгового оборота принадлежат прокуратуре. Прокуратура призвана содействовать обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. В указанных целях прокуратура осуществляет прокурорский надзор, на основе ФЗ от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре РФ».

К органам, защищающим субъектов торгового оборота, следует отнести налоговые органы. Во взаимоотношениях государства и экономически самостоятельных хозяйствующих субъектов, к которым и относятся торговые предприятия, их объединения, а также индивидуальные предприниматели, (о чем говорилось ранее в первой главе), важное место принадлежит отношениям этих хозяйствующих субъектов с налоговыми органами. Налоговым кодексом РФ для налогоплательщиков устанавливается ряд преимуществ по сравнению с действовавшими ранее нормами налогового законодательства. Нормы кодекса позволяют защитить добросовестного налогоплательщика от произвола налоговых органов и других властных структур. Но в нем предусмотрен и более широкий круг санкций за нарушение налогового законодательства. Налоговые органы обязаны строго соблюдать принципы налогового законодательства, установленные Конституцией РФ и предусмотренные НК РФ. В кодексе отражены следующие конституционные положения:

· обязанность каждого лица платить законно установленные налоги (ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 НК РФ);

·   недопущение установления на территории РФ налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство, и ведения каких либо иных препятствий для свободного перемещения товаров (работ, услуг), денежных средств (п. 1 ст. 74 Конституции РФ, п. 4 ст. 3 НК РФ);

·   невозможность придания законом, устанавливающим новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы (ст. 57 Конституции РФ, ст. 5 НК РФ);

·   невозможность лишения кого-либо имущества иначе как по решению суда (п. 3 ст. 35 Конституции РФ, ст. 104 НК РФ);

·   право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ, п. 1 ст. 35 НК РФ).

НК РФ расширил и конкретизировал права налогоплательщиков, связав их с соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов (ст. 21,22,23 НК РФ). Приведем некоторые из них:

· использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

·   получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях

·   на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

·   представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

·   представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

·   требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Кроме того, с действующими нормами налогового законодательства торговые организации обязаны вести бухгалтерский учет и представлять налоговым органам отчетность о своей финансово-хозяйственной деятельности. По требованию налоговых органов обязаны предъявлять сведения и документы, связанные с исчислением налогов. Руководители торговых организаций своевременно и в полном объеме уплачивать причитающиеся налоги, допускать должностных лиц налоговых органов для обследования помещений, где проводится их деятельность, связанная с получением прибыли (доходов), либо с содержанием объектов налогообложения. В отдельных случаях, когда руководители торговых организаций препятствуют работе должностных лиц налоговых органов в ходе проверок, последние могут обратиться за помощью в органы внутренних дел.

Особое место во взаимоотношениях субъектов торгового оборота и также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, занимают таможенные органы. Основные задачи таможенных органов: обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности и единства таможенной территории РФ; защита экономических интересов РФ, борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства; содействие в развитии внешнеэкономических связей. Полномочия таможенных органов определены Таможенным кодексом РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. №5003-1 и другими законами: взимание таможенных платежей; таможенное оформление; таможенный и валютный контроль.

Основными правами для пресечения и вскрытия правонарушений в сфере потребительского рынка обладает милиция, которая действует на основании Закона РФ «О милиции» от 18.04.1991 г., ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. и ряда других нормативных актов.

Работники милиции при наличии данных о нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую, торговую, посредническую и другие виды коммерческой деятельности, которое может повлечь административную или уголовную ответственность, имеют право:

· беспрепятственно входить в помещения, занимаемые предприятиями, используемые для всех видов коммерческой деятельности;

·   проводить осмотр помещений с участием собственника имущества;

·   проводить контрольные закупки;

·   приостанавливать до устранения допущенных нарушений законодательства деятельность предприятий торговли, а равно граждан, занятых предпринимательской деятельностью в сфере торговли;

·   выявлять и пресекать нарушения правил торговли, мелкие хищения и другие нарушения в сфере экономике.

·   изымать из продаж товар, торговля которым запрещена и т.д.

Однако если в действиях субъектов торгового оборота имеются признаки состава преступления, то эти субъекты вступают во взаимоотношения органами внутренних дел или ФСБ РФ. Но даже ознакомление участников торговой и коммерческой деятельности и сферы услуг с рядом положений уголовного законодательства не помогает им правильно ориентироваться в определенных обстоятельствах.

Нередко работники организаций торговли и услуг становятся объектами неправомерных действий, оскорблений и угроз со стороны чиновников и конкурентов, которые различным способами препятствуют их предпринимательской деятельности. Но и сами работники допускают такие правонарушения, которые в ряде случаев преследуются и наказываются не только административным, но и уголовным законом. Обеспечить надежную защиту прав и интересов работников торговых предприятий может специалист. Такую защиту в состоянии наиболее результативно выполнять юридическая служба торговой фирмы или привлекаемые адвокаты.


Заключение

 

Итак, в данной курсовой работе была рассмотрена одна из самых важных тем не только для такой отрасли право как коммерческое, но и для таких отраслей права как гражданское, предпринимательское, торговое, административное и иные. Данная тема многосторонняя, обширная и естественно, что полностью осветить ее в объеме простой курсовой работы достаточно сложно, но основные, фундаментальные основы приведены.

В современной России развитие и становление рыночной экономики, правового государства и гражданского общества объективно требует активизации действий многих правовых институтов, среди которых особое значение приобретает правовая защита субъектов торгового оборота и способы ее обеспечения. Ведь на смену государственной монополии в экономике пришла свобода предпринимательства, гарантированная Конституцией РФ. Гражданский кодекс РФ закрепил: свободу предпринимательства, многообразие форм собственности, их юридическое равноправие. Особенно изменилась роль государства в регулировании экономических отношений, ограничено его вмешательство в экономическую деятельность. В последнее время развивается «малый бизнес». Одновременно перед государством встала задача защитить частного предпринимателя, усилить борьбу с недобросовестным, криминальным предпринимательством. Осуществить свою деятельность торговые предприятия и индивидуальные предприниматели не могут без взаимодействия с органами государственной власти и управления, правоохранительными и иными органами. Ведь от того, насколько будут защищены торговые предприятия и индивидуальные предприниматели и иные участники этих отношений, в конечном счете, будет зависеть сохранение и приумножение капиталов в экономике и в стране в целом, и ее положение в международной экономике.


Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря1993;

2. Основы законодательства о нотариате. Утвержд. ВС РФ от 11.02.1993г. №4462-1 (в ред. 1.07.2005г.)

.   Гражданский кодекс РФ, ч. 1 от 30.11.1994г. №51-ФЗ (в ред. 26.06.07г.)

.   Налоговый кодекс РФ, ч. 1 от 31.07.1998г. №146-ФЗ (в ред. 17.05.07г.)

.   Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996г. №63-ФЗ (в ред. от 24.07.07г.)

Законы Российской Федерации

6. Федеральный закон «О прокуратуре РФ» №2202-1 от 17.01.1992 г. (ред. 14.11.2005г.)

7. Федеральный закон «О третейских судах РФ» от 24.07.02 г. №102-ФЗ

Основная литература:

1. Алексеев А.Н. Коммерческое (торговое) право: Учебник для вузов. СПб. 2012.

2. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебное пособие. М. 2005

.   Гражданское право. Часть 1.:Учебник./ Под ред. Земского А.В. М. 2006

.   Коммерческое (торговое) право: Учебник./ Под ред. Ю.Е. Булатецкого и В.А. Язева. М. 2004.

.   Коммерческое право: Учебное пособие для вузов./ Под ред. проф. М.М. Рассолова. М. 2005

.   Коммерческое право: Учебник для вузов./ Под ред. Земцова А.В. М. 2005

.   Правоведение: Учебник для вузов./ Под ред. А.В. Абдуллаевой. М. 2005

.   Предпринимательское право России: Курс лекций./ Под ред. О.А. Беляева. М. 2006

.   Предпринимательское право. Учебное пособие./ Под ред. Явлина Н.Г. М. 2006

.   Предпринимательское право: Учебник для вузов./ Под ред. Булатецкова Ю.Е. М. 2004

.   Толкачев А.Н. Предпринимательское право: Учебное пособие. М. 2003

.   Шаталов И.Г. Курс предпринимательского права. Учебное пособие. СПб. 2006

.   Яковлев Н.Г. Коммерческое право: Учебное пособие. М. 2006

Дополнительная литература:

1. Анохин В.С. Третейский суд: защита интересов предпринимателей и проблемы//Хозяйство и право.-2003-№1

2. Виноградова Е. Законодательство о третейском суде // Хозяйство и право. 2002. №10

.   Волгин В.В. Ответственность за нарушение обязательств: практическое пособие. М. 2003

.   Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. М. 2005

.   Насырева И.Е. Экономические споры: суд, арбитраж или примирение // Государство и право / 1998.-№9

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...