Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессионально-педагогическая компетентность

Предмет и объект фундаментальной акмеологии

Акмеологический возраст — это возраст достижения вершин зрелости, профессионализма и продуктивности созидательной деятельности.

Профессионализм как устойчивое свойство личности и деятельности специалиста, в отличие от мастерства, формируется в процессе профессионального образования. Мастерством же овладевают в процессе индивидуального опыта, наблюдения, подражания, поиска своего пути. Профессионализм проявляется в том, как специалист анализирует производственную ситуацию, на какие признаки данной ситуации ориентируется; как быстро он формулирует профессиональные задачи, как антиципирует возможные результаты того или иного способа решения текущих задач; как принимает решения и реализует их на практике, как сравнивает реальные результаты с искомыми; как реорганизует собственную деятельность и аргументирует ее преобразование.

 

Объект акмеологии – это зрелый человек как созидатель. В период зрелости процессы воспитания, образования, обучения постепенно сменяются процессами самовоспитания, самообразования, самосовершенствования, направленными на развитие творческого потенциала. Границы акмеологической зрелости связаны с выбором профессии и способностью к созидательной деятельности.

П р е д м е т о м а к м е о л о г и и является исследование закономерных связей и зависимостей между уровнями продуктивности и профессионализма созидательной деятельности отдельных специалистов и сообществ и факторами, содействующими или препятствующими самореализации творческого потенциала на пути к вершинам созидательной деятельности.

(ЗРЕЛОСТЬ: выбор профессии – учебного заведения – индивидуальной системы деятельности для самореализации творческого потенциала)

 

Основные проблемы и задачи акмеологии как науки

 

n Определение тех характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном и школьном возрасте, чтобы затем, в период зрелости, он смог наиболее полно проявить себя. Отсюда основной задачей является разработка такой стратегии организации жизни человека, которая позволила бы ему достичь творческих вершин.

n Выявление сходства и различий в достижении «акме» разными людьми, а также факторов, определяющих качественно-количественные характеристики «акме».

n Постижение сущности профессионализма и понимание путей, ведущих к его вершинам, всестороннее изучение профессионализма, выявление его уровня, определение путей и средств достижения «акме» в профессиональной деятельности.

n Выявление зависимости между особенностями профессионализма зрелого человека и другими его проявлениями (вне сферы профессиональной деятельности); исследование профессионализма людей, связанных с различными сферами деятельности.

n Проведение комплексного исследования, направленного на разработку стратегии и тактики организации и практического осуществления процесса перехода начинающего специалиста на более высокие уровни профессионализма — вплоть до «акме».

n Выявление общего и специфического в деятельности творчески работающих коллективов, разработка методического инструментария для оценки эффективности их деятельности и определения уровня профессионализма.

n Создание методологии, разработка общих и частных теорий,
без которых не может быть осуществлена интеграция результатов
различных исследований зрелого человека, достигшего вершин в
созидательной деятельности.

 

Профессионализм педагога

 

n Профессиональная направленность педагога

Достижение творческого результата возможно при наличии определенного уровня трех основных слагаемых – профессионализма личности, профессионализма деятельности и творчества.

Профессиональная направленность личности (ПНЛ):

1) профессиональные призвание и намерения;

2) потребность в проф. д-сти (ПД) и ценностные ориентации (мотивы);

3) цель как предвидение результатов ПД;

4) профессиональные установки;

5) удовлетворенность выбранной профессией и результатами ПД;

6) потребность в постоянном самосовершенствовании.

Три аспекта профессиональной личности педагога:

1) мысленный образ результата деятельности и потребность в его достижении как системообразующий фактор профессионализма;

2) педагогические способности;

3) профессиональная компетентность как свойство личности.

 

Виды способностей. Педагогические способности

 

n Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного овладения той или иной продуктивной деятельностью и ее выполнения. Делятся на элементарные и сложные, общие и частные. Специальные способности входят в группу сложных частных. Способности, которые являются условиями выполнения педагогической деятельности, называются педагогическими способностями (личностные, дидактические и организационно-коммуникативные; а так же: проектировочные, конструктивные, экспрессивные, перцептивные, суггестивные, научно-познавательные и др.)

n Профессионально важные качества (ПВК) – это качества человека, которые влияют на эффективность осуществления профессиональной деятельности и могут совершенствоваться в результате этой деятельности: педагогические зоркость и наблюдательность, такт, общительность, требовательность, уравновешенность, профессиональная работоспособность и др. (доминантные, периферийные, негативные, профессионально недопустимые).

 

Профессионально-педагогическая компетентность

 

n Компетентность – способность и умение человека выполнять определенные трудовые функции, действовать самостоятельно и ответственно.

n Профессионально-педагогическая компетентность – это свойство личности, базирующееся на эрудиции, авторитетности педагога и позволяющее продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, направленные на формирование личности другого человека. Специально-педагогическая, научная, научно-педагогическая и методическая составляющие профессиональной компетентности связаны с содержанием и научно-методической основой обучения, с умением превращать науку в средство воспитательного воздействия на личность обучаемого.

n Социально-психологическая компетентность педагога предполагает его знание процессов общения – внутри групп обучаемых, между педагогом и группами, педагогом и обучаемыми. Это совокупная характеристика субъекта общения, включающая социально-перцептивную и коммуникативную компетентность.

 

n Дифференциально-психологическая компетентность

связана с индивидуальным подходом к обучаемым,

аутопсихологическая - с осведомленностью

о сильных и слабых сторонах

собственной личности и своей деятельности,

способами профессионально самосовершенствования.

 

n Общепедагогическая компетентность

предполагает осведомленность педагога

о необходимости научного подхода

к проектированию и организации педагогического процесса,

результатом которого могут быть

технологии обучения и воспитания.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...