Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование предметно-развивающей среды в дошкольной педагогике




 

В педагогике среда развития ребенка трактуется как комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих жизнедеятельность детей и взрослых. Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды его активности (умственную, физическую, игровую), т.е. становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования.

Исследования в области построения развивающей среды начались вскоре после создания в 1960 г. Научно-исследовательского института дошкольного воспитания АПН СССР. Значительный вклад в разработку проблемы создания эстетической среды внесла лаборатория эстетического воспитания под руководством Н.А. Ветлугиной.

Были разработаны требования и созданы эскизы оформления интерьера и участка детского сада (Ю.В. Максимов, Г.Н. Пантелеев, Л.В. Пантелеева).

Была разработана система развивающих игрушек для младенцев, новые принципы формирования предметной среды, развивающие модульные игровые среды, предложена новая педагогическая классификация игрушек, созданы конструкторы, отвечающие задачам интеллектуального развития ребенка, развивающие игрушки и дидактические пособия, направленные на формирование первоначальной культуры мышления детей раннего и дошкольного возраста (Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, СЛ. Новоселова, Е.В. Зворыгина и др.).

Во второй половине 80-х гг. разработана концепция и система «Компьютерный игровой комплекс». Компьютерно-игровые комплексы через развивающие игры и символико-моделирующую деятельность способствуют подготовке детей к жизни в современном информационно насыщенном обществе.

Создание развивающей среды в ДОУ стало важнейшим направлением реформы дошкольного образования в России. Основные подходы к его осуществлению сформулированы в Концепции дошкольного воспитания (1989). Особое место в ней занимал раздел, посвященный созданию развивающей среды, которая должна обес­печить личностно-ориентированные отношения между специалистами и воспитанниками детского сада.

В начале 90-х г. в дошкольных учреждениях России активизируется процесс обновления предметно-развивающей среды. В 1991 г. утвердили целевую программу «Развивающая предметно-игровая среда для детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Изменение предметной среды рассматривается как одно из направлений гуманизации и повышения эффективности педагогического процесса в ДОУ. Сфор­мулированы требования к ее организации (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова (1992):

- свободный, по интересам выбор детьми игрушек и материалов для привлекающего их вида деятельности и реализации своих замыслов;

- возможность играть как небольшими подгруппами, так и индивидуально, не находиться постоянно в утомляющей детей многочисленной группе, т.е. пространство групповой комнаты имеет смысл строить нишеобразно, отделяя части комнаты низкими стеллажами, ширмами и т.п.

В 1993 г. творческий коллектив специалистов (психологов, педагогов, дизайнеров, архитекторов) разработал Концепцию построения развивающей среды в дошкольном учреждении (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова), в которой получили дальнейшее развитие основные идеи общей Концепции дошкольного воспитания.

В данной разработке получили дальнейшее развитие основные идеи общей Концепции дошкольного воспитания применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды Авторы концепции построения развивающей среды считают, что непременным условием построения развивающей среды в ДОУ является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми. Стратегия и тактика построения такой среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, отношений взрослого и ребенка.

Цель взрослого - содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач:

обеспечить чувство психической защищенности - доверия ребенка к миру, радости существования;

формировать начало личности (базис личностной культуры);

развивать индивидуальность.

Личностно-ориентированный способ взаимодействия это представление ребенку свободы, независимости, большого «поля» для самостоятельных действий, общения на равных. В этом аспекте особое место занимает развивающая среда (мир природы и людей, предметно- пространственное окружение).

Таким образом, по мнению авторов Концепции, предметно-развивающая среда это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.

Приме­нительно к организации условий жизни детей в детском саду авто­ры сформулировали следующие принципы построения личностно-ориентированной модели развивающей предметной среды:

1) дистанции, позиции при взаимодействии;

2) активности, самостоятельности, творчества;

3) стабильности и динамичности;

4) комплексирования и гибкого зонирования;

5) эмоциогенности, индивидуальной комфортности и эмоциональ­ного благополучия взрослого и ребенка;

6) сочетания привычных и неординарных элементов эстетической организации;

7) открытости и закрытости;

8) принцип учета половых и возрастных различий детей.

 

 

Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах предложила СЛ. Новоселова (1995). Развивающую предметную среду она определяет как систему материальных объектов деятельности ребенка, функцио­нально моделирующую содержание его духовного и физического развития.

В исследовании С.Л. Новоселовой определены психологические требования к построению развивающей среды:

- среда должна быть современна и отвечать основным положениям развивающейся детской деятельности;

- необходимо обеспечить достижение нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности;

- базисные компоненты среды должны быть сомасштабны и соотносимы с макро - и микропространством деятельности детей и взрослых;

- содержание среды должно удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления творческих способностей на основе амплификации (обогащения) предметной основы развития конкретных видов деятельности;

- среда должна учитывать возрастные особенности детей детского сада.

По мнению С.Л.Новоселовой, предметная среда включает ряд базисных компонентов, необходимых для физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

К ним относятся природная среда и объекты, культурные ландшафты (парк сад), физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия, музыкально-театральная среда, компьютерно - игровой комплекс и др. Данные базисные компоненты обеспечивают разнообразие детской деятельности по интересам, что осуществляет возможность не только коллективной, но и индивидуальной деятельности (среда уединения).

Важнейшим психологическим требованием является учет особенностей развития видов деятельности. Необходимо помнить, что каждая ведущая деятельность возникает в жизни ребенка до того, как она станет ведущей.

Предметная среда должна быть неисчерпаема, информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне преобразовании, экспериментировании Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Развивающая предметная среда раскрывает свои возможности ребенку, благодаря общению с взрослым в этой среде. Задействованность среды ребенком, ее активное познание изучение зависит от подготовленности, компетентности взрослого его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие.

 

В работах О.А. Артамоновой, Т.М. Бабуновой, М.П. Поляковой раскрываются педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:

- комфортность и безопасность обстановки выполнение санитарно - гигиенических норм;

- соответствие развивающей среды той образовательной программе, по которой работает детский сад;

- учет всех направлений развития ребенка;

- разнообразие сред, их рациональное расположение;

- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

- обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;

- обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;

- доступное расположение предметов и пособии в соответствии с возрастом детей;

- создание условий для изменения среды.

 

В 2007 г. исследования Т.Н.Дороновой

- высказывается мысль об архаичности СаНПинов (этот документ преграждает путь педагогам-практикам к инновациям в образовании, ограничивает возможности проектирования предметно-пространственной среды архитекторами и дизайнерами, требует ее жесткой унификации, противоречит современным теоретическим представлениям о це­лесообразных формах и содержании образовательного процесса в ДОУ);

- в качестве основных принципов конструирования предметно-пространственной среды Т.Н. Доронова называет ее соответствие форме и содержанию образовательного процесса, полифункциональность, трансформируемость и вариативность.

- необходимость деления пространства группового помещения на три зоны:

рабочая - для продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности (объекты для экспериментирования);

спокойная - для чтения художественной литературы, игровой (настольные игры) и познавательно-исследовательской деятельности (книги познавательного характера, тематические словари, атласы и т.п.);

активная - для сюжетной игры и продуктивной деятельности (крупные напольные конструкторы).

Границы между зонами должны быть подвижными, легко перемещаться, в виде низких ширм, стеллажей, объемных напольных модулей. Эта рамочная конструкция должна быть конкретизирована педагогами-практиками «под свою группу» с учетом площади группового помещения, имеющегося оборудования, числа детей и т.д.

 

В современных дошкольных учреждениях произошли значительные изменения условий жизнедеятельности взрослых и детей:

- к позитивным изменениям можно отнести стремление к созданию домашней обстановки благодаря использованию современных строительных материалов при отделке помещений, мягкой мебели в интерьере, что часто не соответствует требованиям СанПиН.

- выделяются специальные помещения для разных видов детской деятельности (изо и театральные студии, комнаты сказок, рукоделия, конструктивной деятельности, релаксации взрослых и детей (гостиные), компьютерные и хореографические классы, спортивные комплексы, мини-стадионы и др.)

- полифункционально используется, рационально зонируется свободное пространство для организации разных видов деятельности (игровой, конструктивной, художественной, двигательной), создаются условия для совмест­ной и индивидуальной деятельности детей.

- соблюдаются принципы: удобства; доступности при размещении; возрастной адресности; соответствия психолого-педагогическим, эстетическим, гигиеническим требованиям, предъявляемым к игрушкам, игровому и спортивному оборудованию.

- традиционно востребованным остается изготовление атрибутов для оформления интерьера, игрушек-самоделок, поделок из природного и бросового материала руками взрослых и детей, использование предметов-заместителей (в то же время самодельные игрушки, предметы интерьера вытесняются достаточно качественным оборудованием и игрушками фабричного производства).


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...