Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая подготовка к культурной революции




План

Ведение 3

Глава 1. Возникновение и развитие «сталинской архитектуры»

§ 1.1. Исторический фон. Сталинская революция 5

§ 1. 2. Психологическая подготовка к культурной революции 7

§ 1.3. Инкубационный период развития стиля. 1932-1933 8

§ 1.4. Новая архитектурная теория 9

§ 1.5. Новый стиль 13

§ 1.6. Эпоха стабилизации стиля 16

Глава 2. Эпоха зрелости стиля. 1945-1953

§ 2. 1. Архитектурная наука 17

§ 2. 2. Стиль 20

Глава 3. Конец стиля. 1953-1961

§ 3. 1. Изменение в архитектурной теории 25

§ 3.2. Формирование новой архитектурной теории 26

Заключение 28

Приложение 30

Список использованной литературы 34

 

ВВЕДЕНИЕ

Начало и конец явления, называемого «сталинской архитектурой», определить легко. Все исследователи, и советские, и зарубежные, датируют начало «стилевой переориентации» в СССР весной 1932 года — временем публикации результатов второго этапа конкурса проектов Дворца Советов в Москве[1]. В этот период советское правительство заинтересовалось архитектурными проблемами и ввело в стране тотальную художественную цензуру.

Специфика выстроенного Сталиным режима состояла в том, что внутренняя и внешняя политики правительства никак не вытекали из официальной идеологии. Идеология служила только маскировкой для действий правительства, направленных на решение практических задач, ни с какой идеологией не связанных. Советская идеология при Сталине представляло собой сказку, придуманную для населения правительством. При этом сочинители сказки даже не старались сделать ее правдоподобной. Верность населения идеологии обеспечивалась террором.

Согласно официальной идеологии, Советский союз был бесклассовым обществом с равными правами и возможностями для всех, власть в котором принадлежала трудящимся. Жизнь трудящихся в СССР непрерывно улучшалась и забота об этом была основной задачей правительства.

В реальности, то советское общество, которое выстроил Сталин, представляло собой жестко централизованную личную диктатуру, опирающуюся на принудительный труд в разных формах. В этой системе отсутствовало правосудие (судебная система обслуживала высший правящий слой) и отсутствовали какие-либо государственные социальные программы, направленные на улучшение жизни населения.

Напротив, с момента начала так называемой «индустриализации» действовали программы, направленные на снижение уровня жизни населения и использование всех полученных таким образом ресурсов для строительства военной промышленности.

Архитектура – все гражданское и промышленное строительство страны – естественно выражала реальное социальное устройство общества. Сталин готов был тратить деньги на пропаганду официальной идеологии, но он ей ни в коем случае не следовал. Поэтому, его архитектура яснее, чем любая другая область советской культуры выражала действительные сталинские намерения, но противоречила официальной сталинской идеологии[2].

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что архитектура была одним из ответвлений единого художественного процесса, происходившего в СССР мощно и самобытно.

Целью данной работы является:

- изучить историю возникновения данного направления и его развитие;

- рассмотреть характерные черты и особенности «сталинской архитектуры»;

- ознакомиться с именами основных представителей данного стиля.

 

 

Глава 1. Возникновение и развитие «сталинской архитектуры»

Исторический фон. Сталинская революция

На XV съезде партии в декабре 1927 года было принято два важных решения — «о развертывании коллективизации сельского хозяйства» и о составлении первого пятилетнего плана народного хозяйства. Это означало конец НЭПа и создание в СССР совершенно новой экономической структуры.

Целью коллективизации была ликвидация частного производства и торговли продовольствием. Коллективизация была проведена с необыкновенной жестокостью и закончилась к 1932 году. Десять-пятнадцать миллионов так называемых «кулаков» были высланы в необжитые районы или посажены в концлагеря. Три или четыре миллиона крестьян умерли от голода. Оставшихся в живых и на свободе ограбили и согнали в колхозы.

Таким образом, Сталин решил несколько задач. Во-первых, сосредоточение в руках государства, то есть в своих руках, всех запасов продовольствия и, следовательно, контроля за его распределением. Во-вторых, превращение крестьян в бесправных крепостных, лишенных права перемещения по стране, что позволяло Сталину свободно распоряжаться трудовыми ресурсами и по мере надобности перекачивать их в промышленность в виде либо наемных рабочих, либо заключенных[3].

В 1930 году в стране начался голод, и была введена карточная система, что еще больше усилило зависимость населения от государства.

Целью индустриализации было строительство тяжелой, то есть военной, промышленности. На это бросили все ресурсы. Повышение уровня жизни населения не предусматривалось.

 

Наоборот, новая социальная политика предполагала превращение в заключенных, то есть в полностью бесправную рабочую силу, значительной части населения страны. В начале тридцатых годов Главное управление лагерей (ГУЛАГ) превратилось в мощную экономическую систему. ГУЛАГ сам занимался строительством каналов, шахт и заводов и снабжал рабочей силой остальные «стройки пятилетки». Созданный в 1932 году Наркомат тяжелой промышленности становится главным наркоматом страны. Программа конкурса на здание Наркомтяжпрома, проведенного в 1934—1936 годах, предполагала строительство на Красной площади гигантского сооружения, второго по величине и значению после Дворца советов.

Одновременно проводилась культурная революция. В 1929 году резко активизировали свою деятельность так называемые «пролетарские творческие организации» — АХРР, РАПП, ВОПРА2 и др. Никаких специальных художественных программ у них не было, только идеологические. В их задачу входило запугать художественную интеллигенцию, сделать ее легко управляемой. «Непролетарских» деятелей культуры следовало использовать, но при этом держать в постоянном страхе[4].

К 1932 году завершилась тихая сталинская революция и перестала существовать как политическая организация коммунистическая партия ленинских времен.

Идеологическая революция этого времени — ключ к пониманию и внешней политики, и культурной политики Сталина.

 

 

Психологическая подготовка к культурной революции

Внезапный и сенсационный — для иностранцев — отказ советского правительства в 1932 году от новой архитектуры в пользу исторических стилизаций изнутри СССР выглядел не началом, а кульминацией процесса перестройки советской культуры. Смена стиля не вызвала никаких эксцессов и открытых возмущений в профессиональной среде, потому что была хорошо подготовлена.

Смена стиля была абсолютно неожиданной. Ей предшествовала психологическая перестройка. Архитекторов (как и всех советских людей) приучали к послушанию и готовности с воодушевлением встречать любые, самые неожиданные идеологические кульбиты. Главной добродетелью новой эпохи должна была стать осознанная и принципиальная беспринципность.

Все сформировавшиеся в начале двадцатых годов творческие течения и организации — ОСА, АСНОВА, АРУ, МАО8 и другие, предельно лояльные по отношению к советской власти и не устающие подчеркивать свою лояльность, работали на государство в лице разнообразных наркоматов, профсоюзов и трестов. Все радовались отмене частной собственности, дающей возможность проектировать комплексно, улицами и городами. Все смирились с потерей частного заказчика[5].

Сталин явно относился по-разному к деятелям разных видов искусств. Писателей, журналистов, литераторов сажал и убивал без счета, даже самых преданных. Видимо, считал потери легко восполняемыми. Артистов, режиссеров, музыкантов — и архитекторов — очевидно берег. Надо полагать, учитывал, что их мало, а готовить сложно и долго.

Все лидеры творческих течений двадцатых годов умерли своей смертью, многие — обремененные титулами и званиями.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...