Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии оценки знаний студентов.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине «Акмеология»

для специальности 030301 - «Психология»

факультет социально – психологический

 

курс 5 зачет 6 семестр
семестр 6  
лекции 34 (часа)  
практические занятия 34 (часа)  
Самостоятельная работа 72 (часа)  
   
Всего часов 140  

 

Составители: к.психол.н., доцент А.Г. Портнова

к.психол.н., доцент Е.Л. Холодцева

 

 

Кемерово 2007

Рабочая программа дисциплины «Акмеология» цикла СД составлена в соответствии с профессионально-образовательной программой (ПРОП) подготовки специалистов по специализации «Возрастная психология, психология развития», по специальности 030301 (020400) «Психология», 2000 г.

 

Рабочая программа обсуждена

на заседании кафедры

Протокол № 1 «30» августа 2007 г.

Зав. кафедрой Морозова. И. С. ___________

Одобрено методической комиссией
Протокол № 1 «6» сентября 2007 г.

Председатель: Морозова И. С. ___________

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..................................................……….…..........……….…………….....4

Тематический план................................................……………….………………8

Содержание дисциплины…………………………………………………….….14

Учебно-методическое обеспечение по дисциплине…………...……………....27

Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля….…….………....31

Изменения и дополнения……………………………..…………………………33

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Программа разработана в соответствии с профессионально-образовательной программой (ПРОП) подготовки специалистов по специализации «Возрастная психология, психология развития».

Место курса в системе психологического образования.

«Акмеология» является дисциплиной специализации «Возрастная психология, психология развития». Содержание дисциплины «Акмеология» является логическим продолжением, углублением знания, полученного в результате овладения дисциплиной «Психология развития, возрастная психология». Сравниваются различные концептуальные подходы к проблеме развития психики в период взрослости. В систему психологических представлений студентов вводятся новые категории, расширяется семантическое пространство уже освоенных понятий.

Своеобразие «Акмеологии» состоит в том, что ее научным объектом являются не сами психические явления, а их развитие, их возрастная изменчивость, становление в процессе онтогенеза и жизненного пути во взрослом возрасте. В настоящее время актуально научное обоснование возрастных норм развития различных функций, выявление актуальных и потенциальных возможностей человека, научное прогнозирование развития с точки зрения интегрального подхода.

Интегральный подход в психологии выражается в том, что происходит объединение отдельных фаз в единый жизненный цикл с учетом данных, получаемых в различных психологических науках, где объектом изучения являются отдельные фазы жизни человека, а также и других наук о человеке социального и биологического циклов, где рассматриваются возрастные аспекты, проблемы генеза и развития, таких как возрастная физиология, медицина, педагогика и др.

Цель курса - способствовать формированию у студентов научного мировоззрения, вооружить знанием основных закономерностей развития психики человека в период взрослости, обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими знаниями в области возрастной психологии, владеющих научно-исследовательскими методами работы, навыками самоанализа развития и способных к самостоятельной деятельности.

Главной задачей «Акмеологии» является следующее: формирование способностей обучающихся участвовать в решении практических, исследовательских психологических проблем, таких как проблема развития и саморазвития, его условий, движущих сил, цели в период взрослости.

Конкретные задачи курса для преподавателя включают участие в решении следующих задач. Учебный курс призван:

1. создать у студентов мотивацию к овладению знаниями по психологии не только в рамках курса, но и самостоятельно организуя свое психологическое образование;

2. выработать способность ориентироваться в условиях развития науки с целью определения собственной позиции, отношения к психологической проблематике;

3. способствовать процессу профессионального самоопределения будущих психологов;

4. актуализировать процесс личностной и профессиональной рефлексии;

5. придать целенаправленность процессу личностного саморазвития.

Задачи курса «Акмеология» для проходящего обучение:

· ознакомление с возможностями современной «Акмеологии», ее предметом, комплексным характером ее основных разделов, методологией и методами;

· освоение основных разделов курса «Акмеология»;

· изучение основных методологических акмеологических подходов к исследованию вершин в развитии взрослого человека;

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В результате изучения данного курса студент будет:

· иметь представление о предмете и структуре дисциплины «Акмеология» как междисциплинарного научного направления, имеющего межотраслевой характер и участвующего в решении комплекса задач в системе образования и здравоохранения, социальной помощи, государственного управления, бизнеса;

· понимать практическую направленность деятельности возрастного психолога на оптимизацию и повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека в период взрослости;

· иметь представление о предмете, методах, практических задачах и актуальных проблемах «Акмеологии»; знать феноменологию зрелости и кризисов в развитии взрослого человека;

· владеть материалом курса;

· иметь представление о возрастных аспектах развития отдельных психических функций, личности взрослого человека в целом;

· знать особенности развития личности в период взрослости;

· знать основные направления современных акмеологических исследований, понимать роль онтогенеза и жизненного пути в становлении личности, понимать значение общения, познания и труда для вершин в развитии в период взрослости;

· уметь определять кризисные точки в личностном и профессиональном развитии;

· уметь применять акмеологические технологии для успешной адаптации и развития в профессиональной среде;

· уметь планировать профессиональную карьеру и личностную реализацию;

· овладеть навыками: самоорганизации личностного и профессионального развития:

· навыками самоанализа и рефлексии направления, динамики, качественных характеристик и темпа личностного и профессионального самоопределения и становления;

· оценки собственной личностной и профессиональной конкурентоспособности;

· компьютерной оценки уровня освоения содержания (дидактических единиц) дисциплины «Акмеология», посредством электронного тестирования в среде «АСТ-тест».

В процессе прохождения курса планируется проведение контрольных работ после каждого раздела и проведение аттестационного коллоквиума по плану.

При изучении курса используются такие формы организации учебного процесса, как:

- лекции, на которых преподавателем вводятся основные теоретические понятия. Программой курса предусмотрено чтение лекций в различных формах их проведения: проблемные лекции с элементами эвристической беседы, информационные лекции, лекции с опорным конспектированием, лекции с преднамеренной ошибкой.

- семинарские занятия, на которых преподавателем организуется работа студентов по конкретизации представлений о процессах и результате достижения АКМЕ. Проведение семинарских занятий осуществляется в форме развернутой беседы на основании плана, а также в форме дискуссий, пресс-конференций, круглых столов.

Каждое занятие раздела предполагает предварительную работу студентов с литературой по данной теме, формирование тезаурусного поля (словарь по изучаемой теме), проведение семинарских занятий.

Знания, навыки самоанализа, получаемые в результате изучения дисциплины, могут быть использованы при написании студентами курсовых и дипломных работ по ДС.

Самостоятельная работа студентов организуется следующим образом:

- для самоконтроля знаний по курсу, студент может обратиться к предложенным вопросам, темам докладов или подготовить сообщение по акмеологической проблематике;

- реферирование первоисточников, статей в периодических изданиях;

- составление словарей-тезаурусов по дисциплине «Акмеология»;

- подготовка к тематическим коллоквиумам, дискуссиям;

- подготовка письменной работы (эссе).

Критерии оценки знаний студентов.

Зачтено выставляется по следующим параметрам: присутствие на лекциях (не менее 70%), работа на семинарских/практических занятиях (выступить с сообщением не менее трех раз, принимать участие в дискуссиях), выполнение самостоятельной работы и дидактических тестов по темам разделов дисциплины.

Не зачтено – студент не посещает лекции, семинарские занятия, не выполняет своевременно самостоятельную работу, дидактические тесты по разделам, не ответил на вопросы зачетного теста (выполнил правильно менее 75%заданий).

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...