Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

д) Где можно обнаружить все остальные достоверные хади­сы, которые не вошли в сборник аль-Бухари и Муслима?




д) Где можно обнаружить все остальные достоверные хади­сы, которые не вошли в сборник аль-Бухари и Муслима?

Они собраны в таких надежных и известных книгах, как “Сахих” Ибн Хузаймы, “Сахих” Ибн Хиббана, “Мустадрак” аль-Хакима, “Сунан” Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджи и ан-Наса’и, “Сунан” ад-Даракутни и аль-Байхаки и других сбор­никах.

Однако одного только наличия хадиса в какой-нибудь из этих книг недостаточно; необходимо наличие указаний на их достоверность. Исключение составляют собой книги тех, кто ставил себе целью собрать только достоверные хадисы, при­мером чего может служить “Сахих” Ибн Хузаймы.

 

8. Несколько слов о “Мустадраке” аль-Хакима, “Сахихе” Ибн Хузаймы и “Сахихе” Ибн Хиббана.

а) “Мустадрак” аль-Хакима представляет собой огромный сборник, в котором его составитель приводит достоверные ха­дисы, удовлетворяющие условиям либо обоих шейхов, [Иначе говоря, аль-Бухари и Муслима] либо одного из них, но не вошедшие в “Сахихи” аль-Бухари и Мус­лима. Кроме того, он включил в свой сборник ряд хадисов, называемых им достоверными, несмотря на то что они не удовлетворяют условиям ни одного из двух шейхов, и указал, что иснады их являются достоверными. Иногда же он приво­дит отдельные хадисы, которые достоверными не являются, но указывает на это обстоятельство. Подчас аль-Хаким подходит к критериям отбора хадисов не слишком строго, называя тот или иной хадис достоверным, если он удовлетворяет его усло­виям, вследствие чего отобранные им хадисы необходимо ис­следовать и выносить о них суждения, соответствующие их со­стоянию. Изучением содержания сборника аль-Хакима зани­мался аз-Захаби, правильно классифицировавший большинст­во хадисов, однако эта книга нуждается в дальнейшем изуче­нии.

б) “Сахих” Ибн Хиббана. Классификация хадисов в этой книге не соответствует общепринятым нормам, поскольку, с одной стороны, она не разбита на главы, с другой же – хадисы в ней не классифицированы по именам сподвижников, пере­давших эти хадисы, и поэтому Ибн Хиббан дал ей и другое на­звание – “Ат-такасим ва-ль-анва‘” (Деление и виды). Найти нуж­ный хадис в его книге очень затруднительно, и поэтому один из более поздних знатоков* разбил ее на главы.

*[Имеется в виду Амир Аля ад-дин Абу-ль-Хасан Али бин Бальбан, умерший в 729 году хиджры. Он назвал свой труд “Аль-ихсан фи такриб Ибн Хиббан”]. Подчас он про­являет излишнюю снисходительность, называя тот или иной ха­дис достоверным, однако в этом отношении он не является та­ким снисходительным, как аль-Хаким. [См.: “Тадриб ар-рави”, т. 1, стр. 109].

в) “Сахих” Ибн Хузаймы. Этот сборник занимает более высокую ступень по сравнению с “Сахихом” Ибн Хиббана, так как является серьезным исследованием, а его составитель мо­жет отказаться считать хадис достоверным из-за любого сомни­тельного слова в его иснаде. [См.: “Тадриб ар-рави”, т. 1, стр. 109].

 

9. Извлечения (мустахраджат) из “Сахихов” аль-Бухари и Муслима.

а) Предмет извлечения.

Здесь речь идет о том, что какой-нибудь мухаддис берет один из сборников хадисов и приводит его хадисы, снабжая их собственными иснадами и следуя при этом не тем путем, которым следовал его составитель, имевший с ним одного и того же шейха или шейха шейха.

б) Наиболее известные извлечения из двух “Сахихов”.

1. “Извлечение” из “Сахиха” аль-Бухари Абу Бакра аль-Исма‘или.

2. “Извлечение” из “Сахиха” Муслима Абу ‘Аваны аль-Ис­фараййини.

3. “Извлечение” из обоих “Сахихов” Абу Ну‘айма аль-Ис­бахани.

в) Приводили ли составители “Извлечений” те же матны ха­дисов, что и составители обоих “Сахихов” во всех случаях?

Их составители не всегда приводили абсолютно идентич­ные матны по той причине, что они неизменно использовали те же фразы, которые они слышали от своих шейхов, чем и объясняется наличие небольших отличий в отдельных случа­ях.

То же самое можно сказать и о словах таких старых авто­ров, как аль-Байхаки, аль-Багави и им подобных, которые пи­сали: «Этот хадис приводит аль-Бухари», – или: «Этот хадис приводит Муслим», – несмотря на наличие расхождений по смыслу и по форме с отдельными хадисами из “Сахихов” обо­их шейхов. Смысл их слов: «Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим», состоит в том, что они приводили основу данного хадиса. [Имеется в виду основная версия матна].

г) Можем ли мы передать какой-нибудь хадис из числа этих “Извлечений”, относя их к “Сахихам” аль-Бухари и Муслима?

С учетом всего вышеизложенного никто не должен переда­вать ни один хадис из “Извлечений” или вышеупомянутых книг, указывая, что его приводит аль-Бухари или Муслим, ни при каких обстоятельствах за исключением двух случаев:

1. Когда он приводит данный хадис с целью сопоставле­ния его с той его версией, которую приводит аль-Бухари или Муслим.

2. Когда составитель извлечения или другого сочинения говорит: «Оба они приводили его в таком виде».

д) Польза “Извлечений” из обоих “Сахихов”.

“Извлечения” из обоих “Сахихов” являются весьма полез­ными. Полезные аспекты трудов такого рода ас-Суйути пере­числяет в своем сочинении “Ат-тадриб”. [См.: “Тадриб ар-рави”, т. 1, стр. 115 – 116].

1. Высота иснада*, так как если бы составитель “Извлече­ния” передал какой-нибудь хадис точно таким же путем, каким передавал его аль-Бухари, то количество имен передатчиков в иснаде такого хадиса было бы больше, чем в том же хадисе, который приводится им в “Извлечении”.

*[В том случае, когда один и тот же хадис передается разными путями, высо­ким именуется наиболее короткий иснад].

2. Повышение степени достоверности, так как во фра­зах некоторых хадисов имеются дополнения и добавления

3. Приобретение хадисом силы благодаря множеству путей его передачи: польза этого состоит в том, что можно отдать предпочтение той или иной версии в случае возникно­вения противоречий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...