Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование у младших школьников навыка выразительного чтения.




Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека, поэтому одной из главных задач начального обучения является овладение младшими школьниками навыком чтения в соответствии с предъявляемыми требованиями ФГОС. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. В методике выделены основные критерии чтения: правильность, беглость, осознанность, выразительность.

Актуальность исследования обусловлена тем, что современная методика литературного чтения направлена на поиски решения проблемы формирования навыка чтения, в том числе критерия выразительности. В процессе обучения в начальной школе формируется языковая личность младшего школьника. Учитель начальных классов раскрывает младшим школьникам богатство и красоту русского языка. На уроках литературного чтения используются различные методические приемы, направленные на совершенствование детской речи, обогащение словарного запаса, на формирование умения передавать свои мысли и чувства выразительно. Выразительное чтение художественного произведения учителем вслух помогает младшему школьнику понять идейное содержание произведения, эмоционально воспринять художественные образы произведения, ощутить их эстетическое воздействие.

Объект исследования - формирование навыка чтения

Предмет исследование – формирование навыка выразительного чтения у младших школьников 2 класса.

Цель исследования - подбор методических приёмов и заданий, способствующих развитию навыков выразительного чтения на уроках литературного чтения.

Гипотеза: формирование навыка выразительного чтения младших школьников будет проходить успешнее, если на уроках литературного чтения при соблюдении следующих условий:

1. если систематически использовать методические приемы обучения, нацеленные на формирования выразительного чтения;

2. если специально для упражнений подбирать дидактический материал, способствующий развитию навыков выразительного чтения.

Задачи исследования:

1. Изучить понятие выразительность чтения и выделить компоненты выразительного чтения.

2. Рассмотреть содержание требований ФГОС и программ по литературному чтению, направленных на формирование навыка чтения.

3. Подобрать современные методические приемы формирования выразительности чтения на уроках литературного чтения.

4. В процессе опытно – экспериментальной работы применить подобранный методический и дидактический материал.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ лингвистической, психологической, методической литературы; наблюдение за учебным процессом; констатирующий и обучающий эксперименты; количественный и качественный анализ полученных результатов. Методологической основой исследования стали теория методики работы над выразительным чтением, разработанная в трудах Ушинского К. Д., Маймана Р. Р., Львова М. Р., Завадской Т. Ф.

Теоретическая значимость исследования заключается в анализе современных методических приемов формирования выразительности чтения на уроках литературного чтения.

Практическая значимость состоит в уточнении достаточных и доступных для учащихся 2-го класса сведений о критериях, компонентах и приемах выразительного чтения, направленных на формирование умения выразительного чтения.

Младший школьник при работе с текстом, по требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения, должен научиться оценивать свои знания: высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Вместе с тем учащиеся получат возможность научиться: сопоставлять различные точки зрения; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; в работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

На протяжения четырёх лет обучения литературного чтения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Выразительное чтение - чтение вслух (наизусть или по книге), в котором передается идейно-образное содержание текста при соблюдении норм литературного произношения. Выразительное чтение рассматривается как следствие и важный показатель сознательности чтения и отвечает следующим требованиям: 1) достаточная громкость, четкость и правильность произношения; 2) ясная передача мыслей автора (правильная расстановка пауз и ударений); 3) выявление в чтении чувств и настроений, содержащихся в тексте, основных черт характера, мотивов поведения и взаимоотношений героев произведения. Различие между выразительным чтением и профессиональным искусством художественного чтения заключается в степени глубины, полноты и яркости передачи содержания и художественных особенностей читаемого произведения.

Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.

Существуют специальные требования, предъявляемые к выразительности в каждом классе, можно представить в виде таблицы.

1 класс Правильное, сознательное чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных слов. Темп чтения – 30 – 40 слов в минуту

2 класс Сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами. Соблюдение интонации, пауз, логического ударения и темпа чтения. Темп чтения незнакомого текста – не меньше 50 слов в минуту

3 класс Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) с содержанием читаемого текста. Темп чтения – 70 – 75 слов в минуту

4 класс Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения – не меньше 100 слов в минуту. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению

Обучение выразительному чтению начинается с I класса, с периода обучения грамоте. На уроках используются специально подобранные упражнения, которые подготавливают к формированию навыка выразительного чтения: прочитать слоги с разной интонацией, чтение слогов, пропевая их с повышением и понижением голоса. В учебном пособии Т. Ф. Завадской «Методика выразительного чтения» сформулированы основные положения методики формирования выразительного чтения в начальных классах: «1) Учащиеся должны хорошо понимать, что им следует передать слушающим, читая текст произведения. 2) У учащихся должно быть живое и верное отношение ко всему, о чем говорится в произведении. 3) Учащиеся должны читать текст произведения с осознанным желанием передать конкретное содержание: факты, события, картины природы, передать так, чтобы слушающие их правильно поняли и оценили».

На уроках необходимо использовать различные виды чтения, такие как образцовое чтение учителя, повторное декламирование учителем отдельных звеньев в процессе обучения, слушание грамзаписи с образцовым исполнением артиста, показательные чтения лучших учеников.

Для обозначения различных явлений в устной речи существуют общепринятые знаки разметки текста, которые помогают зафиксировать найденные интонации, сделать заметки, отделить части рассказа, выделить главное в тексте. По месте размещения в тексте знаки классифицируются на строчные, надстрочные и подстрочные. Л. Горбушина предлагает следующие наиболее часто употребляемые знаки, представлены в таблице.

1.

Ударение в слове (в трудных случаях) обозначается знаком / над буквой.

2.

Ударение фразовое – ударное слово подчеркивается пунктиром логическое – одной чертой, психологическое – [П] перед словом или предложением.

3.

Паузы: короткая – вертикальным пунктиром (¦), средняя – одной вертикальной чертой (│‌‌‌‌), длительная – двумя вертикальными чертами (││).

4.

Слитное произнесение обозначается дугой ∩ над словами.

5.

Мелодика: подъем (повышение голоса) – стрелкой вверх над ударной гласной слова ( ); понижение голоса – ( ); монотон – непрерывной горизонтальной чертой над словами.

6.

Замечания о темпе и окраске чтения ставятся на полях справа словами быстро, медленно, ускоряя

При формирование у младших школьников навыка выразительного чтения необходимо систематически использовать на уроке специальные приемы и упражнения на управление дыханием, постановку логического ударения; изменение силы голоса; на умение читать с верной интонацией; расстановкой пауз и темпа чтения.

Для формирования у младших школьников навыка выразительного чтения является важным отработка речевого дыхания, что легко можно выполнить на слоговом материале. Здесь дыхательные упражнения сочетают­ся с плавными движениями рук вверх — вниз.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...