Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика сбережений населения.




Тенденции сбережения населения России в период социально-экономической реформы находятся под воздействием изменений в величине и структуре доходов, сложившихся потребительских настроений накануне реформы и их изменений в ходе реформы.

Изменение доли сбережений в денежных доходах населения характеризуется примерно следующими данными(в %):

дореформенный период - 4 - 7;

1993 год - 20 - 21;

1994 год - 15 - 16;

1995 год -24 - 25;

1996 год - 20 - 21.

Одновременно уменьшалось число тех, кто имел вклады (в %):

август 1991 года - 66;

июнь 1992 года - 42;

июнь 1993 года - 25;

февраль 1994 года -17.

После 1994 года происходит некоторый рост числа вкладчиков, что связано со снижением инфляции и внедрением выдачи заработной платы и пенсий через пластиковые карточки. Но по-прежнему более половины населения не имеют возможности делать сбережения. Структура сбережений, сложившаяся в последние годы, дает основание сделать выводы, что сбережения приходятся в основном на высокодоходные группы населения и значительная часть сбережений остается на руках населения и используется в теневой экономике (табл.4).

Таблица 4

Доля сбережении в общей сумме расходов населения Омской области в 1995-1996 годах, %

Виды накоплений 1995 г. 1996 г.
Накопления во вкладах и ценных бумагах 5,8 2,8
Покупка валюты 5,7 9,1
Остатки на руках у населения 12,8 8,8

Столь значительные колебания в показателях по годам обусловлены кредитно-денежной политикой правительства страны, некоторым увеличением насыщения рынка товарами и услугами.

Что делать?

Прежде всего, необходимо изменить экономическое мышление, доставшееся нам в наследство от периода, когда мы пытались построить государственный социализм. Сложилось ошибочное представление, что сначала необходимо развить производство, что позволит увеличить заработки, прибыль предприятий, получить источник для развития социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства. В действительности для оживления экономики трудовые и материальные ресурсы имеются. Как показал анализ, имеются и финансовые ресурсы, но они движутся по разным каналам и даже в различных направлениях, по сравнению с материальными и трудовыми ресурсами.

Попробуем рассмотреть один из вариантов развития экономики на примере Омской области, где в качестве ведущего направления (локомотива) избирается жилищное строительство.

Таблица 5

  1996 г.- факт 2000 г. - ожид.
Покупка товаров 73,9 73,0
Оплата обязательных платежей 5,4 6,0
Накопления: во вкладах, ценных бумагах, покупка валюты, остатки на руках у населения 20,7 21,0

Нынешний уровень развития рабочей силы и средств производства, если его сравнить с достижениями европейских стран, требует обеспечения жильем омичей в 35-40 кв. на человека (фактически омичи имеют 18 кв.м., треть которых требует замены). Для достижения этой цели мы должны построить 40 млн.кв. м. Чтобы построить 20 кв. м. на человека за 25 лет, необходимо выйти на мощности строительных организаций, имевшихся в дореформенный период. При стоимости кв.м 2500 руб. потребуется 100 млрд. руб., или по 4 млрд. ежегодно. Для сравнения: На покупку квартиры среднего качества россиянин затрачивает 15 годовых зарплат, американец 5, или в три раза меньше; москвич - 50 годовых зарплат (здесь играют роль цены на жилье). Теперь посмотрим доходы населения. Средняя заработная плата в месяц - 800 руб. Но она составляет лишь половину фактической. Вторая ее половина уходит на поддержание скрытой безработицы (на выполнение сложившегося объема работы на омских предприятиях сегодня принимается два рабочих вместо одного). Превратить скрытую безработицу в открытую - значит уволить почти 30 - 40% работников. В наших условиях это может вызвать серьезный социальный конфликт. Но постепенное, в течение 4-5 лет, сокращение лишних работников и доведение интенсивности труда до нормального уровня вполне возможно. Применительно к занятому сегодня населению (865 тыс.чел.) это составит 260 тысяч. С учетом уже имеющейся безработицы их общее число возрастет до 365 тыс.чел. Если этого не сделать, то продукция омских предприятий, вследствие высоких издержек производства, останется неконкурентоспособной. Принятие рассмотренного решения позволит увеличить среднемесячную заработную плату с 800 до 1040 руб. Структура расходов сложится примерно следующей (табл.5), в %.

По расчетам автора, выполненным еще в 1996 году, сложившаяся сегодня экономическая ситуация (в том числе и проводимые реформы в социальной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве), требования рынка труда вызывают необходимость увеличения среднемесячных заработков до 2300-2500 руб. К подобным выводам пришел и академик А.Г. Аганбегян. Свои предложения опубликовал в журнале "Человек и труд" в 1997 году.

Если предположить, что нормальное функционирование экономики обеспечит снижение численности безработных в области до 40 тыс.чел. (4-5% от общего числа работающих против 12% в настоящее время), то мы должны создать дополнительно 325 тыс.рабочих мест.

Какое число рабочих мест можно создать за счет текущих доходов населения?

Накопление в год по всем работающим составит 2,3 млрд. руб. в год (21% от 1040 руб. х 865 тыс.чел. х 12 мес.). Предложенная выше программа жилищного строительства требует 4 млрд. руб. Недостающие 1,7 млрд. могут быть получены при реализации предложений академика А.Г. Аганбегяна по увеличению средней заработной платы до 2300 руб. При этом за счет семейных бюджетов покрываются все расходы на ЖКХ, в пять раз увеличиваются налоги, на 40% растут расходы на покупку товаров. Поскольку сегодня рынок товаров и услуг насыщен лишь на 80-85%, а увеличение их производства за короткий срок на 40% невозможно (особенно продуктов питания, одежды, обуви), то часть товарного покрытия можно обеспечить за счет строительных материалов и услуг строительных организаций. Освобождение бюджета от расходов на содержание ЖКХ также позволит выделить ресурсы на формирование фондов жилищного строительства для учителей, врачей, работников культуры, военнослужащих.

Жилищное строительство вызовет к жизни производство кирпича и железобетонных изделий, заготовку и переработку леса, производство санитарно-технического оборудования, строительство дорог и благоустройство улиц, обслуживание вновь вводимого жилья.

По нашим оценкам строительство 40 млн. кв.м жилья в течение 25 лет, или 1,6 млн. в год, потребует создания примерно 32 тыс.рабочих мест и столько же в смежных со строительством отраслях (транспорт, энергетика и др.). Заработки занятых в этих отраслях вызовут спрос на товары и услуги, обеспечивающие условия их жизни. Примерно около 100 тысяч рабочих мест необходимо будет дополнительно создать для производства товаров на вывоз из области.

Крупным источником жилищного строительства могут стать Негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Имея накопительный характер, они являются источником долгосрочных кредитов. На начало 1997 года резервы НПФ достигли 2,4 млрд. руб. Но они в основном инвестированы в ценные бумаги, в том числе 54% в ГКО. То есть средства НПФ пошли практически на создание пирамиды в структуре федеральных и местных бюджетов, которые, как известно, используются в основном на текущее потребление. Создание таких же пирамид в жилищном строительстве позволит получить дополнительный источник для создания новых рабочих мест. Да и вложения в жилищное строительство выступают более надежной гарантией сохранения средств вкладчиков НПФ.

Превращение доходов и потребления населения в фактор экономического роста требует восстановления равновесия между тремя факторами производства: физическим, человеческим и денежным капиталом. Мы столкнулись с непонятными большинству россиян явлениями. Физический капитал используется на 55%, скрытая и открытая безработица достигает 40-50%, спрос на товары и услуги огромный (для достижения равновесия между нынешней стоимостью и ценой рабочей силы необходимо в 2-3 раза увеличить производство товаров и услуг). Самое общее рассмотрение доходов и потребления населения и их роли в экономическом росте дает основание сделать вывод, что определенному уровню развития экономики должны соответствовать их определенные величина и структура, их дифференциация по отраслям и регионам. Чтобы сложилось статистическое равновесие между доходами населения и объемами производства, необходимо перейти от взимания налогов с доходов к обложению налогами расходов. Дифференциация ставок налогов позволит стимулировать направление потоков расходов населения. Мы рассмотрели лишь одно направление создания условий для экономического роста, связанное с доходами и потреблением населения. Создание условий для всех факторов экономического роста возможно лишь после проведения исследования рыночной конъюнктуры в настоящий период и расчетов структуры производства, обеспечивающего наиболее полную занятость населения и условия жизни населения, предъявляемые к работнику со стороны производства.

Из рассмотренного можно сделать и еще один вывод, вокруг которого идут дискуссии. Речь идет об определении экономики, которую мы сегодня создаем в России. В литературе она получает название "социально ориентированная", "демократически ориентированная", капиталистическая", "смешанная" и т. п. Делать подобные приставки к слову "экономика", это все равно, что назвать масло масленым. Экономика - система, в которой все элементы, в том числе и социальные, должны соответствовать друг другу. Каждому уровню ее развития должна соответствовать и определенная социальная политика. Экономика не будет развиваться, если не поддерживать на определенном уровне доходы и потребление населения, его образование и здоровье, не создавать условия для удовлетворения потребностей в труде. Возникновение различных моделей экономик связано скорее с нарушениями равновесия в экономике и лишь в незначительной мере отражает исторические условия развития отдельных стран.

Список литературы

Аганбегян А.Г. О реформе заработной платы// Человек и труд. 1997. 9. С.48-50.

Илларионов А. Основные тенденции развития мировой экономики во второй половине ХХ века // Вопросы экономики. 1997. 10. С.123-126.

Илларионов А. Инфляция - денежное явление. Вопросы экономики. 1997. 12. C.149-153.

Социально-экономическое положение Омской области за 1996 год. Омск: Обл. комитет гос. статистики. 220 с.

Уровень жизни населения России. М.: Госкомстат России, 1996. 204 с.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.omsu.omskreg.ru/

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...