Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная политика борьбы с безработицей

Показатели безработицы

К показателям безработицы относят уровень безработицы и ее продолжительность.

 

Уровень официально зарегистрированной безработицы — это отношение числа зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения на Основании статистических данных, рассчитанных на определенной территории в среднемесяч ном, среднегодовом выражении или по состоянию на определенную дату (например, на конец года).

Уровень общей безработицы — это отношение общего числа безработных, рассчитанного на определенной территории путем выборочных обследований по состоянию на определенную дату, к численности экономически активного населения на эту дату.

Продолжительность безработицы Определяется как число месяцев, которые человек провел не имея работы. Как правило, большинство людей быстро находят работу, и безработица для них представляется краткосрочным явлением. В этом случае можно предположить, что это фрикционная безработица, и она неизбежна. С другой стороны, есть люди, которые месяцами не могут найти работу. Их называют долговременными безработными. Такие люди наиболее остро ощущают на себе бремя безработицы и часто, отчаявшись найти работу, покидают группу экономически активного населения

 

 

3) Что определяет уровень занятости и каковы методы борьбы с безработицей.

 

Занятые. К занятым в экономике относятся лица, которые в отчетном периоде выполняли работу по найму за вознаграждение, а также приносящую доход работу не по найму, работу на семейном предприятии без оплаты, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации, для которых эта работа является основной. Сюда относятся также лица, которые временно отсутствовали на работе по разным причинам (ежегодный отпуск, учебный отпуск, болезнь, выходные и праздничные дни, отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации и др.).

Коэффициент занятости. Коэффициент занятости показывает соотношение числа занятых человек в экономике к числу экономически активного населения.

Коэффицент занятости=занятые/эконом. Активное население

 

Занятые лица включают:

·наемных работников в трудоспособном возрасте

·лиц, работающих на себя

·работников семейных предприятий (включая работу без оплаты)

·работодателей

·членов кооперативов

·колхозников и лиц занятых в домашнем хозяйстве

·наемных работников пенсионного возраста

·работающих лиц младше трудоспособного возраста

 

Государственная политика борьбы с безработицей

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

·выплата пособий по безработице;

·создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

·усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);

·создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

·создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;

·помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

·проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;

·создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики обусловлена и тем, что рыночный механизм саморегулирования экономики на определенном этапе ее развития не может обеспечить полную занятость и стабильный уровень цен. Функционирования рыночной экономики показало, что ее развитие осуществляется циклически, есть периоды увеличения производства продукции чередуются с его спадом. Периодически рыночное хозяйство переживает экономические кризисы, сопровождающиеся такими явлениями, как банкротство, безработица, общий спад производства. Разрушительное воздействие кризисов на экономику и социальную жизнь общества намного вырос в условиях усиления концентрации производства и усиления его монополизма. Экономические кризисы показали, что в действительности не существует предполагаемая классиками в механизме саморегулирования автоматическая тенденция к полной занятости. Поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, необходима деятельность государства, направленная на максимально возможное сдерживание колебаний экономической эффективности, а следовательно, и поддержание занятости на как можно более высоком уровне. Необходимость такого регулирования обусловлена и тем обстоятельством, что рыночная экономика не обеспечивает автоматического поддержания стабильности цен, поскольку в рыночных экономиках нередко наблюдается постоянное повышение цен, что проявляется в таком явлении, как инфляция.

 

Изменение роли государства в экономике в условиях высокого уровня концентрации и монополии производства обусловлена и тем, что рыночный механизм не может обеспечить решение таких социальных проблем, как бедность, жилье и здравоохранение. Практика рыночной экономики даже самых богатых стран мира свидетельствует, что одной из важнейших проблем общества с рыночной экономикой является проблема бедности. Значительная часть населения даже самых богатых стран страдает от бедности. И не потому, что бедные - это люди, которые не могут работать. Рыночная экономика функционирует таким образом, что порождает и углубляет дифференциацию доходов ее субъектов. Поэтому даже среди тех, кто занимается экономической деятельностью, образуются слои людей, доходы которых не позволяют удовлетворить их существенные жизненные потребности. Кроме того, есть люди, которые по независящим от них объективным причинам не способны к экономической деятельности, а следовательно, и получение доходов от нее. Рыночный механизм основан на таких принципах, не может обеспечивать доходами эту категорию людей. Поэтому без вмешательства государства в сферу распределения и перераспределения доходов невозможно обеспечить удовлетворение даже самых элементарных потребностей этой категории людей.

 

 

5) Государственное регулирование занятости.

В следствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ.

Большую роль в обеспечении занятости играет государство.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...