Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Речь идет о нижеследующих группах.




Речь идет о нижеследующих группах.

а) Добавление, которое не противоречит тому, что переда­вали достойные или наиболее достойные доверия лица. Смысл суждения о таком добавлении заключается в том, что оно яв­ляется приемлемым, поскольку оно в основном подобно хади­су, который передавал только один из достойных доверия пе­редатчиков.

б) Добавление, противоречащее тому, что передавали дос­тойные или наиболее достойные доверия лица. Смысл сужде­ния о таком добавлении заключается в том, что оно должно быть отвергнуто, о чем мы уже говорили, когда речь шла о ха­дисах категории “шазз”.

в) Добавление, заключающее в себе нечто вроде противоре­чия тому, что передавали достойные или наиболее достойные до­верия лица. Противоречия такого рода могут быть двух видов:

1. Ограничение абсолютного.

2. Выделение общего.

Ибн ас-Салах не высказывает никакого суждения о добав­лениях такого рода, что же касается ан-Навави, то он говорит о них следующее: «Правильное мнение состоит в том, что при­емлемым является выделение общего». [См.: “Ат-такриб ма‘а-т-тадриб”, т. 1, стр. 247. Шафииты и маликиты счи­тают добавления такого рода приемлемыми, а ханафиты их отвергают].

 

5. Примеры добавлений в матне хадиса.

а) Пример добавления, в котором нет противоречия:

Примером может служить тот хадис, где речь идет о соба­ке, лакавшей из сосуда. Этот хадис Муслим [См.: “Ривайат аль-хадис фи сахих Муслим би-шарх ан-Навави”, т. 3, стр. 182] передает со слов Али бин Мусхира, передавшего его со слов аль-А‘маша, пере­давшего его со слов Абу Разина и Абу Салиха, передавших его со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, с добав­лением слов «…пусть выльет это…» Это добавление не пере­дают другие знатоки хадисов из числа товарищей аль-А‘маша, которые передают данный хадис в следующем виде: «Если собака станет лакать из сосуда, принадлежащего ко­му-либо из вас, пусть он вымоет его семь раз». Это добавление подобно сообщению, которое передавал только Али бин Мус­хир, являвшийся достойным доверия лицом, вследствие чего данное добавление рассматривается как приемлемое.

б) Пример добавления, в котором имеется противоречие [Имеется в виду противоречие тому, что передавало достойное доверия лицо]:

Добавление слов «день Арафата» к тому хадису, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «День Арафата, день жертвоприношения и дни ташрика [одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый дни месяца зу-ль-хиджжа] являются нашими праздниками, о исповедующие ислам, и в эти дни (следует) пить и есть». Данный хадис всеми путями пе­редается без этого добавления, а приводит его только Муса бин Али бин Рабах, слышавший этот хадис от своего отца, слышавшего его от ‘Укбы бин Амира, да будет доволен им Ал­лах. Этот хадис приводят ат-Тирмизи, Абу Дауд и другие му­хаддисы.

в) Добавление, в котором есть нечто вроде противоречия:

Примером может служить хадис, передаваемый Муслимом со слов Абу Малика аль-Ашджа‘и, слышавшего его от Риб‘и, слышавшего, как Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…и вся земля была сделана для нас местом для молитв, а почва ее была сделана для нас средством очищения». Один только Абу Малик аль-Ашджа‘и передавал этот хадис с добавлением слов «почва ее», тогда как другие передатчики их не приводят, передавая этот хадис в следующем виде: «…и земля была сделана для нас местом для молитв и средством очищения». [См.: “Ривайат аль-хадис фи сахих Муслим би-шарх ан-Навави”, т. 5, стр. 4].

 

6. Суждение о добавлении в иснаде.

Если говорить о добавлениях в иснаде, то чаще всего они имеют отношение к двум основным вопросам: противоречию между непрерывностью иснада и пропусками в нем, а также противоречию между возведением иснада к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и возведением его к одному из сподвижников. Что же касается прочих видов добавлений в иснаде, то улемы посвящали им специальные исследования.

При этом улемы придерживались четырех различных мнений относительно приемлемости и неприемлемости таких добавлений:

а) Суждение в пользу того, кто передавал хадис как непре­рывный или возводил его к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, (иначе говоря, речь идет о приемлемости добавления). Такого мнения придер­живается большинство факихов и знатоков основ фикха. [Аль-Хатиб сказал: “Это мнение мы считаем правильным”. “Аль-Кифайа”, стр. 411].

б) Суждение в пользу тех, кто причислял такой хадис к ка­тегории “мурсаль” [То есть считал, что в конце иснада этого хадиса после имени последовате­ля имеется пропуск] или “маукуф” (иначе говоря, речь идет о том, что добавление следует отвергнуть). Такого мнения при­держивается большинство знатоков хадисов.

в) Суждение следует выносить в пользу большинства: так считали некоторые знатоки хадисов.

г) Суждение следует выносить в пользу тех, кто отличался более хорошей памятью: так считали некоторые знатоки хади­сов.

В пример можно привести тот хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:  «Не следует заключать брак без согласия опекуна (невес­ты)». Этот хадис передавали Йунус бин Абу Исхак ас-Саби‘и, его сын Исраил и Кайс бин ар-Раби‘, слышавшие его от Абу Исхака как хадис с непрерывным иснадом, доходившим до пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (муснад муттасиль), тогда как Суфйан ас-Саури и Шу‘ба бин аль-Хаджжадж передавали его со слов Абу Исхака с пропуском в иснаде после имени последователя. [Пример и указания на различия во мнениях передатчиков относительно состояния иснада] приводятся в “Аль-Кифайа”, стр. 409].

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...