Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что можно и чего нельзя достичь поощрением




Что можно и чего нельзя достичь поощрением

Фред Скиннер считал, что поведением животных можно полностью управлять, нужно лишь подобрать соответствующую цепочку подкреплений. Он разработал методику свободного оперантного поведения, то есть спонтанного поведения, совершаемого животным без какого-либо очевидного стимула. В отличие от других методов, здесь животное принимало активное участие в обучении, искало, какое его действие приведет к положительному результату. Животное было свободно совершать различные действия, а экспериментатор старался управлять последствиями этих действий – подкрепляя то или иное поведение. Так, например, можно поощрять голубя в тот момент, когда он дотрагивается клювом до перьев. Через несколько совпадений голодный голубь будет делать это специально. Так как движения не бывают абсолютно одинаковыми, можно начать поощрять только самые интенсивные движения, затем только те движения, которые длятся определенное количество секунд. Так постепенно можно научить голубя чиститься по сигналу. Это постепенное изменение поведения называется “shaping” или «формирование поведения», а сам тип научения – оперантным.

В 1958 году Скиннер описывает такой случай: «голубя тренировали пускать деревянный шар по миниатюрному желобу в направлении расставленных игрушечных кеглей, толкая его резким боковым движением клюва. Результат поразил нас… Это зрелище произвело такое впечатление на Бреленда, что он отказался от многообещающей карьеры в области психологии и стал платным дрессировщиком». Однако именно Бреленду и его супруге по иронии судьбы пришлось усомниться в том, что возможности оперантного обучения безграничны. Некоторые животные ни за что не хотели обучаться некоторым трюкам. Так, например, им не удалось научить свинью вкладывать «монету» в специальную копилку. Вместо того, чтобы бросить туда деревянную монету, свинья каждый раз начинала ронять ее, толкать пятачком, подбрасывать и так снова и снова. В природе дикие свиньи подобными движениями выкапывают желуди. Там где инстинктивное поведение сталкивалось с научением, первое неизменно брало верх. Это противоречило утверждению Скиннера, что животные стремятся получить вознаграждение самым быстрым и самым удобным способом – на многократное подбрасывание монеты у свиньи уходило значительно больше энергии и времени, чем на то, чтобы положить ее в копилку, и она в результате совсем не получала поощрение.

На поощрение накладывается и другое, еще более любопытное ограничение. В экспериментах Б. Мура в 1973 году голуби обучались клевать «ключ» (кнопка или просто значок на стене на уровне головы птицы) за зерно и за воду. Те голуби, которых поощряли зерном, резко ударяли по «ключу» открытым клювом. Те, что ожидали воду за правильное действие, нажимали на «ключ» закрытым клювом, дольше прикасались к нему и даже делали глотательные движения. Подробнее о поведении и истории исследований вы можете прочитать в книге Д. Мак-Фарленда «Поведение животных», переведенной на русский язык.

Как выбрать подходящее поощрение

Непосредственно перед экспериментами животных не кормили – это было общее правило. Иначе ученые не могли бы проводить сравнения, например, скорости разных видов обучения; всегда можно было бы сказать, что собака учится чему-то лучше, чем крыса, потому что она более голодна и больше стремится получить поощрение. В практической дрессировке совсем не обязательно работать с голодной лошадью. Наоборот, голодная лошадь измучит вас назойливыми требованиями корма, вместо того, чтобы подумать, что вы от нее хотите. Сразу после обеда лошадь тоже совсем не хочет учиться – кровь отливает от ее мозга к органам пищеварения и она, естественно, больше всего хочет постоять и поспать. Если вы собираетесь поощрять лошадь пищей, то проще всего отсыпать часть овса от ее дневной нормы и, подождав час-два после еды, предложить его уже в качестве поощрения.

Овес – удачное поощрение еще и тем, что он легко рассыпается. Если лошадь торопится и почти хватает вас за руку, лишь бы не упустить еду, то вскоре она заметит, что еды от этого становится меньше – овес рассыпается. Большинство лошадей, которых поощряют овсом, быстро научаются брать корм с руки осторожно. Морковь нужно резать длинными ломтиками, иначе лошади будет трудно ее взять с руки и жевать. Сухари не должны быть слишком маленькими. Величина поощрения должна быть на один глоток. Не больше – иначе лошадь быстро насытится, и не меньше – иначе она не захочет из-за него стараться. Сахар – неудачное поощрение. Для часового занятия нужно приготовить около сотни поощрений, а сотня кусочков сахара за день принесет вскоре лошади большие проблемы со здоровьем. Если ваша лошадь – сладкоежка – оставьте 3-4 кусочка для поощрения в исключительных случаях, когда она выполнила что-то действительно великолепно.

Поощрение почесыванием-поглаживанием хорошо в спокойной обстановке, особенно в деннике. Оно хорошо и в поле, когда вам больше нечем поощрить лошадь, но для работы его уже маловато. Поощрение отдыхом тоже может быть очень удобным, особенно когда вы разучиваете сложные элементы, требующие высокой координации движений. Часто люди преувеличивают значение похвалы голосом для лошади. Конечно, животное запоминает интонацию, даже отдельные слова, научается ассоциировать их с лакомством, отдыхом или почесыванием. И все же нужно понимать, что люди – очень разговорчивые существа с точки зрения лошади. Она привыкает к нашему голосу как к постоянному шуму и не всегда различает среди целой фразы одобрительное слово. Чтобы похвала была действительно эффективна, нужно выбрать одно, редко произносимое в остальное время, слово. Произносить его нужно только в тот момент, когда лошадь сделала что-то достойное поощрения. Если вы просто хотите приласкать лошадь, то «золотое слово» произносить не нужно, иначе оно потеряет свое значение для лошади.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...