Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место тренировки в творческой энергии




Теперь, давайте обсудим шестую связь, между автоматической и чувствительной энергиями. Она тоже имеет значение, хотя и совершенно иное. Дело в том, что наша чувствительность не остается в своей первозданной форме, наподобие киноэкрана, когда мы можем только менять образы, проецируемые на него, но не ответную реакцию самого экрана. Уровень организации нашей чувствительности гораздо более высокий, чем у "экрана". Иногда чувствительность называют "чистым листом, на котором пишет природа", и, по-моему, так сказал Уильям Джеймс. Согласно современным представлениям, основанным на исследованиях в области детской психологии, которые, в частности, проводил Пиаже, чувствительность, по всей видимости, активно участвует в формировании ментальных образов. На самом деле, развитие автоматических механизмов не вполне аналогично "маранию чистого листа". Правильнее было бы уподобить нашу чувствительность телу в теле. Именно поэтому чувствительность иногда называют вторым телом, или даже астральным телом. Гурджиев использовал термин тело Кесджан, показывая тем самым, что оно организовано в такой степени, что может вести независимое существование. У меня нет никаких сомнений в том, что в таком подходе есть значительная доля истины, и что чувствительность может организоваться в независимое тело. Однако это трудно продемонстрировать. Несложно убедиться в том, что чувствительность поддается тренировке и организации, а также в том, что эффективность любой работы во многом определяется степенью организации и восприимчивостью чувствительной энергии. В то же время, в случае чувствительности, тренировка коренным образом отличается от совершенствования автоматических функций. Мы можем тренировать каждый из центров, то есть, инстинктивный, двигательный, эмоциональный или ментальный, при помощи повторения, концентрации внимания, страданий и т.д. В результате, автоматизм обретает различные навыки. Все это относится к той же категории, что и условные рефлексы Павлова. В случае чувствительности все обстоит иначе. Тренировка чувствительности может осуществляться только под руководством сознательности. До тех пор, пока сознательность не высвобождена и не может воздействовать на чувствительность, последняя придерживаться обыкновенных реакций да - нет. Тренировка чувствительности проводится не условным методом, а, наоборот, ее депрограммированием, то есть, освобождением ее от всех привычных реакций, исходящих от автоматизма.

Это обстоятельство исключительно важно для понимания всех процессов тренировки и обучения. Если мы оказываемся неспособными четко разделять эти два различных аспекта человеческой тотальности, работая с детьми, или, проводя самотренировку, результаты могут оказаться весьма плачевными. Например, мы можем настолько запрограммировать чувствительность, что в дальнейшем будет практически невозможно получать новые впечатления и спонтанно реагировать на новые идеи. Это, в свою очередь, означает не только утрату творческой способности, но даже и потерю собственной сознательности, тогда как программирование и тренировка должны относиться исключительно к сфере автоматизма. Автоматическая энергия не может работать иначе, и просто нуждается в программировании, но она должна программироваться таким образом, чтобы вместе с ней не запрограммировалась и чувствительность. Вполне возможно привести собственную чувствительность в необусловленное, незапрограммированное состояние, не утрачивая при этом навыки и возможности хорошо запрограммированного и тренированного автоматизма.

 

Вопросы

В. Может ли счастливая случайность быть одним из источников сознательной энергии? Или удача - это иллюзия, или, быть может, результат действия творческой энергии?

Дж.Г.Б. Происходящее может выглядеть, как счастливая случайность, поскольку мы не знаем настоящих причин, но есть также и подлинная удача, которую, действительно, следует считать результатом действия творческой энергии.

В. Когда человек преднамеренно создает зрительный образ, является ли это воздействием сознательной энергии на уровень чувствительности?

Дж.Г.Б. Да, визуализация действительно представляет собой проецирование на чувствительность образов из сознательности, а не из автоматизма. В то же время, не следует путать сознательное "воспроизведение образов" с автоматическим непреднамеренным появлением образов, которые постоянно попадают в чувствительность с автоматического уровня. Например, подобным образом, то есть, благодаря проецированию сознательной энергии на чувствительный экран, вы можете сказать: "Я сейчас увижу висящий прямо в воздухе лимон", и не только видите перед собой лимон, но даже почувствуете его вкус. Восприятие вкуса лимона, а также его формы и цвета осуществляется за счет чувствительной энергии. Мы называем такое восприятие "воображением", но, на самом деле это всего лишь чувствительность.

В. Когда образы исходят от автоматической энергии, например, в случае лимона, связано ли это каким-либо образом с памятью?

Дж.Г.Б. Безусловно. Автоматизм может воспроизводить только то, что уже попало в него через органы чувств. Думаю, мы можем с полной уверенностью сказать, что, создавая образ, наподобие лимона, мы должны воспользоваться доступной памятью автоматизма.

В. Скажите, пожалуйста, действительно ли следующее свойство характерно для чувствительности: когда мы вдруг что-то понимаем, чувствительность порождает бурный рост и распространение всего стоящего рядом с этим. Причем это происходит чрезвычайно быстро. То есть, когда человек сознательно обнаруживает какую-либо новую связь, очень быстро эта связь перекидывается на ряд смежных сфер. Причем, существует опасность, что этот процесс выйдет из-под контроля, в силу своего экспансивного характера. Что бы вы сказали по этому поводу?

Дж.Г.Б. Совершенно верно. Это происходит вследствие нашей неспособности удерживать чувствительность и сознательность отдельно друг от друга. Все это зависит от внутренней силы человека. У слабого человека могут быть подобные прозрения, но все сводится к простому восприятию на чувствительном уровне. Результатом может быть возбуждение, интерес и, как вы говорите, рост и распространение образов; но чего-то при этом недостает. Дело в том, что сознательность уходит на второй план, и не может судить о том, что, в данном случае, важно для понимания. Ваш вопрос напомнил мне о том, что я забыл упомянуть об одном из наиболее важных свойств сознательной энергии, а именно, о способности выносить суждения.

В. У меня возник вопрос по поводу разделения на горизонтальном уровне. Я заметил, что, когда я начинаю понимать что-то, появляется мощная сила, действующая против разделения, и притягивающая эти энергии друг к другу. Довольно трудно выдержать это.

Дж.Г.Б. Это справедливое и очень важное наблюдение. Между чувствительной и сознательной энергиями существует резко выраженная полярность, похожая на взаимодействие мужского и женского начал, интенсивно притягивающих друг друга. Действительно, приходится бороться с этой трудностью, если мы пытаемся практиковать то, что называется "самовоспоминанием", то есть сохранять границу между чувствительностью и сознательностью. Но стоит нам потерять бдительность хотя бы на мгновение, и они уже сливаются в порочных объятиях!

Одним из способов изучения различий между чувствительностью и сознательностью заключается в попытке остановить мысли, то есть очистить ум от мыслей. Само по себе, это требует разделения, о котором идет речь, и тогда вы ощущаете неимоверную силу, тянущую вас назад. В общей осведомленности о том, что происходит, нет ничего необычного, но сложно быть сознательным в отношении осведомленности о происходящем. В то же время, такая осознаваемая осведомленность о происходящем может возникать спонтанно, непреднамеренно, без каких-либо усилий с нашей стороны. Однако сохранять подобное состояние преднамеренно очень трудно. Но даже если вы будете время от времени поддерживать это состояние в течение всего лишь нескольких мгновений, вы обнаружите возможность преднамеренно поддерживать свой сознательный опыт на одном из двух уровней, чувствительном или сознательном. Я даже процитирую стих из Риг Веды, чтобы показать, какие древние корни имеет идея разделения чувствительности и сознательности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...