Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комплект типовых задач к экзамену

Темы докладов

1. О.Конт и его позитивистская социология.

2. Эволюционистская социология Г.Спенсера.

3. Э.Дюркгейм и его воззрение на общество как особую духовную реальность.

4. Социологическая концепция М.Вебера.

5. Социологическая система П.А.Сорокина.

6. Субъективистская и психологическая школа в русской социологии.

7. Основные школы и ведущие ученые западной социологии (характеристика каждой из школ и отдельных исследователей).

8. Этапы развития представлений об объекте социологии.

9. Предмет науки социологии: генезис идей.

10. Проблема человека в социологии.

11. Среда как предмет социологического анализа.

12. Характеристика взглядов на структуру социологии.

13. Теоретическая социология: сущность и содержание.

14. Эмпирическая социология.

15. Фундаментальная социология.

16. Прикладная социология.

17. Предметные (функциональные) социологии.

18. Категориально-понятийный аппарат социологии.

19. Теоретико-познавательная и управленческая функции социологии.

20. Разведывательное исследование и его цели.

21. Описательное исследование и его особенности.

22. Аналитическое исследование и основные требования к нему.

23. Панельное и повторное исследование: общее и особенное.

24. Монографическое исследование и его специфика.

25. Общие требования к программе социологического исследования.

26. Генезис идей социальной инфраструктуры.

27. Виды (типы) социальной инфраструктуры.

28. Основные компоненты инфраструктуры трудовой (общественно-политической, культурной) деятельности.

29. Национальные аспекты социальной инфраструктуры.

30. Особенности социальной инфраструктуры в районе Крайнего Севера (в районах нового освоения, в условиях засушливого земледелия).

31. Точечная и линейная инфраструктура и формы их взаимодействия.

32. Генезис идей о социальной структуре.

33. Социально-демографическая структура: сущность, состояние в российском обществе.

34. Современные проблемы социально-профессиональной структуры.

35. Роль форм собственности в социальной дифференциации.

36. Социальная группа как элемент социальной структуры.

37. Социальный слой и особенности его исследования.

38. Основные изменения социальной структуры в условиях рыночных отношений.

39. Генезис идей социологии личности в зарубежной и отечественной литературе.

40. Концепции формирования личности.

41. Плюсы и минусы социологии воспитания.

42. Основные каналы социализации личности.

43. Сравнительный анализ статусного положения личности в 80-е и 90-е годы.

44. Изменения социальных ролей в период рыночной экономики.

45. Ценности и их роль в социализации личности.

46. Социологическая пропаганда: возможности и перспективы.

47. Превращенные формы сознания личности (мифы, стереотипы и т.д.).

48. Социология семьи: современные проблемы исследований.

49. Основные причины кризиса современной семьи.

50. Неполная семья: характеристика ситуации и пути ее решения.

51. Единственный ребенок в семье: личностные и общественные аспекты проблемы.

52. Многопоколенные семьи и их специфические черты.

53. Изменение функций семьи в XX веке.

54. Роли женщины-супруги и женщины-производственницы: как совместить?

55. Новые виды семей: есть ли за ними будущее?

56. Типология семей.

57. Возможно ли равноправие в семье?

58. Генезис идей о культуре.

59. Предмет «социология культуры».

60. Ценности и их место в социологии культуры.

61. Массовая культура: ее «плюсы» и «минусы».

62. Нравственная культура и ее потенциал в современных условиях.

63. Молодежная субкультура: современное звучание.

64. Роль интеллигенции в развитии культуры.

65. Эстетический идеал: сущность и современное содержание.

 

Задания для промежуточной аттестации

Вопросы к экзамену

1. Социология, ее предмет.

2. Структура социологии.

3. Место социологии в системе социальных наук.

4. Функции социологии.

5. Предпосылки возникновения социологии.

6. Основные этапы развития социологии как науки в XIX-XX вв.

7. О. Конт – родоначальник социологии как самостоятельной науки. «Закон о трех стадиях». Статика и динамика. Сущность позитивизма.

8. Г. Спенсер как основатель «органицизма» и функционализма.

9. Социология Э. Дюркгейма.

10. Социологическая концепция К. Маркса. Понятие социально-экономической формации.

11. «Понимающая социология» М. Вебера. Теория социального действия и идеальных типов.

12. Социологическая система В. Парето.

13. Теория социального конфликта Р. Дарендорфа.

14. Социологическая мысль в России конца XIX – начала XX вв.

15. Социологический позитивизм П. Сорокина. Теории социальной стратификации и мобильности.

16. Современные направления западной социологии. Общая характеристика.

17. Специфика американской социологии. Эмпиризм.

18. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса.

19. Символический интеракционизм, феноменология и этнометодология.

20. Теории происхождения общества.

21. Социологические теории современного общества. (Постиндустриальное общество. Информационное общество. Теория глобального общества И. Валлерстайна. Концепция коммуникативного общества Н. Лумана).

22. Понятие социальной структуры общества. Социальная мобильность.

23. Социальная структура современного общества и ее основные элементы.

24. Социальные институты.

25. Семья как ключевой социальный институт. Функции и роль семьи в современном обществе. Брак и проблемы его стабилизации.

26. Культура, ее сущность и структура.

27. Элементы культуры: язык, ценности, убеждения, идеология.

28. Личность в системе социальных отношений. Модель личности по З. Фрейду.

29. Статус и роль личности.

30. Ролевые концепции личности.

31. Социализация личности. Институты социализации.

32. Сущность социальных конфликтов и кризисов.

33. Разновидности конфликтов. Движущие силы конфликта. Стадии конфликта.

34. Социальные группы.

35. Конфликты в современной России.

36. Интегральная социология П.Сорокина

37. Социальные общности.

38. Круг задач социологии образования.

39. Актуальные проблемы социологии труда.

40. Определение социологического исследования (СИ). Основные виды СИ.

41. Основные этапы СИ.

42. Программа СИ.

43. Методы и способы формирования выборочной совокупности. Репрезентативность выборки.

44. Рабочий план и другие документы СИ.

45. Количественные методы сбора социальной информации. Сущность контент-анализа.

46. Наблюдение как метод СИ.

47. Методы опроса респондентов: анкетирование, интервьюирование.

48. Структура анкеты. Виды анкетных вопросов. Основные требования к составлению вопросов и оформлению анкет.

49. Качественные методы сбора социальной информации (метод БОУ, фокус-групповая методика, «Проблемное колесо», интеграция экспертных оценок).

50. Анализ первичной социологической информации.

 

Комплект типовых задач к экзамену

1. Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических, организационно-технических процедур, направленных на получение достоверных данных и фактов о явлениях или процессах, которые изучаются, для дальнейшего использования в социальном управлении. Какие элементы, присущие научной деятельности, содержит социологическое исследование?

2. Социальная жизнь включает в себя элементы разнообразных социальных отношений и действий разных общественных групп, классов, наций, государств, личностей. Какие они? Подумайте и выделите несколько групп интересов, которые реально существуют у разных участников социальной жизни.

3. Специфика изучения общественных явлений состоит в том, что социальные науки в большей мере, чем естественные, затрагивают интересы людей. Поэтому проблема достоверности (беспристрастности) социальных исследований очень важна. Можно ли решить эту проблему?

4. Социология является научным знанием об обществе. Это означает, что социология использует научные способы изучения действительности, методы и средства, разрабатываемые в процессе эволюции научного знания, становления и развития разных (естественных и общественных) наук. Какие научные способы, методы и средства используются в социологии?

5. Характеризуя методы проведения социологических исследований, следует отметить, что ни один из них не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. А потому не существует вообще «добрых» или «плохих» методов, являются ли эти методы адекватными или неадекватными поставленной исследователем задаче. Согласные ли вы с этим положением? Обоснуйте свою мысль.

6. Социологический «угол зрения» – в чем его специфика? Можно ли назвать социолога универсальным ученым?

7. Наиболее распространенными методами социологического исследования выступают анализ документов, наблюдение, опрашивание, экспертная оценка, социальный эксперимент, социометрический метод. Дайте сравнительную характеристику этим методам.

8. О. Конт – основоположник социологии – был одним из мыслителей, кто уделял значительное внимание методологическим проблемам В ответе на вопрос «как находить, систематизировать и использовать факты социальной жизни» он предложил несколько исследовательских принципов, сформулированных в методах новой науки. Какие это принципы?

9. Попробуйте сформулировать, как на разных этапах исторического развития человечества менялись методы социологических исследований, социологические прогнозы.

10. Исходной точкой в формировании структурного функционализма стал принцип системного построения общества. Американский социолог Т. Парсонс определил, что все социальные системы характеризуются набором основных функций. Какие это функции?

11. Немецкий социолог М. Вебер отмечал: «В аудитории преподаватель должен в наши дни прежде всего научить студента: 1) способности получать удовлетворение в решении поставленной перед ним скромной задачи; 2) определению фактов, в том числе, и в первую очередь, неудобных для него лично, и умению отделять их констатацию от позиций, их оценивающих, 3) умению дистанцироваться при изучении научной проблемы, в частности подавлять потребность выставлять на первый план свои качества, о которых его не спрашивают». Дайте свой комментарий этой позиции М. Вебера.

12. Какими главными методами пользуется социолог при проведении исследования? Исключает ли необходимость следовать определенным методам творчества исследователя, значимость социального воображения?

13. Расположите в логической последовательности (если это возможно) такие понятия, как противоречие, кризис, социальный процесс, противостояние, противоположность, революция, социальный конфликт, социальное изменение. Обоснуйте определенное вами место для социального конфликта.

14. Как вы понимаете утверждение: «Культура является одним из важнейших критериев политической и духовной жизни общества. Она служит характеристикой социальной зрелости социальной системы, ее разных общностей, а также вдохновляет творческие возможности человека»? Как можно толковать это утверждение с точки зрения социологии?

15. В обществе распространенным является подход, по которому человек, без всякого исключения, может быть описан, исходя из той системы социальных связей и отношений, в которую он включен. Так ли это в самом деле? Согласны ли вы с таким подходом? Аргументируйте свой ответ.

16. Как вы воспринимаете (понимаете) следующие высказывания Н. Чернышевского – «развивать человека в человеке», Ф. Достоевского – «найти человека в человеке»?

17. Определите, как подойдет социолог к анализу таких ситуаций: а) кризис религии в обществе; б) возрастание религиозного сознания населения.

18. Отличительные признаки рабочего класса, крестьянства, интеллигенции и служащих. Какие классы и социальные слои формируются в условиях современной рыночной экономики?

19. Определите, какие суждения являются неправильными, и исправьте их:

А) Карл Маркс предложил различать общество и общину

Б) социальным фактом может быть поступок человека

В) животное, так же, как и человек, способно к целенаправленной деятельности

г) любое общество имеет собственное название

д) только государство может управлять поведением человека

е) современное европейское общество ориентировано на настоящее и будущее

ж) люди не являются частью общества

з) современное общество является индустриальным

и) общество нуждается в интеграции, это одна из основных его потребностей.

20. Соотнесите понятия:

a) Общество

b) Политика

c) Государство

d) Политология

e) Социальные институты

f) Социологический номинализм

g) Власть

h) Социальный факт

i) Гражданское общество

1.Это один из объектов теорий среднего уровня в социологии.

2.Это один из основных объектов политологии.

3.Так называют микросоциологические исследования.

4.Это особая форма организации, отличающая человека от животных и неживой природы.

5.Это бывает внешним и внутренним.

6.Это не существует в примитивных обществах, а также в гражданском обществе.

7.Это меньше общества, является его «органом», обеспечивающим защиту прав членов общества.

8.Это наука, которая окончательно сформировалась в 1949г.

9.Эмиль Дюркгейм предложил рассматривать это как вещь.

21. Определите, какие суждения являются неправильными, исправьте их.

А) Активные действия сторон – это первая стадия конфликта

Б) Принуждение – это самый эффективный способ разрешения конфликта

В) Только у некоторых конфликтов есть движущая сила

Г) Функциональным называют конфликт, который имеет положительные последствия для группы, организации или общества

Д) Благополучное разрешение конфликта – залог хороших отношений между сторонами в будущем. В этом случае конфликтные ситуации, скорее всего, также будут благополучно разрешены

Е) Конфликты могут протекать в экономической, культурной, политической сферах

Ж) В конфликтной ситуации лучше любой ценой стремиться к победе, не обращая внимания на решение проблемы

22. В социологии существует несколько подходов к объяснению современных процессов изменений в мире. Так, многие утверждают, что в мире идет сближение, конвергенция цивилизаций и формируется новая единая глобальная цивилизация. С. Хантингтон, напротив, считает, что в действительности имеет место конфликт цивилизаций. Какой подход вы считаете более верным? Аргументируйте свой выбор.

23. Некоторые студенты говорят: «Я телевизор не смотрю, радио не слушаю, газет не читаю, поэтому на мою социализацию СМИ влияния не оказывает». Можно ли согласиться с этим высказыванием? Обоснуйте ваш вывод.

24. Укажите соответствие между понятиями и их определениями.

Понятия: а) семья; б) полигамия; в) эгалитарная семья; г) брак; д) матриархатная семья; е) экзогамный брак; ж) патриархатная семья; з) моногамия; и) эндогамный брак; к) нуклеарная семья; л) полиандрия; м) полигиния.

Определения:

супружеский союз между партнером одного пола и несколькими партнерами другого;

брак, характеризуемый образованием супружеского союза только между представителями одного класса, социальной группы или касты, одной веры и т.п.;

брак между одной женщиной и несколькими мужчинами;

общность людей, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, предполагающая общность быта и ответственность за социализацию детей;

супружеский союз между одним мужчиной и одной женщиной; совокупность отношений между супругами, регулируемых официальными нормами;

брак между одним мужчиной и несколькими женщинами;

семья, в которой лидирующую роль играет жена/мать;

семья, состоящая из родителей и их детей;

семья, в которой супруги имеют одинаковые права и обязанности распределяются равномерно;

семья, в которой лидирующую роль играет муж/отец;

брак, в котором выбор партнеров осуществляется без вмешательства общества.

Как вы понимаете выражение: «Семья - ячейка общества»?

25. Определите, кому из социологов принадлежит авторство разработки указанных ниже понятий.

а) М. Вебер

б) В. Парето

в) Э. Дюркгейм

1) аномия; 2) элита; 3) идеальный тип; 4) социальное действие; 5) органическая солидарность; 6) харизматическое господство; 7) рационализация общественной жизни; 8) логико-экспериментальный метод; 9) традиционное действие; 10) социологизм; 11) "осадки" и "производные"; 12) социальные факты; 13) нелогические действия; 14) принцип равновесия общества; 15) социальная реальность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...